Мой собеседник — автор популярного канала, посвященного фантастике «Sci-Fi ревью».
И немного о своей биографии от моего собеседника.
«Меня зовут Паша, работаю выпускающим редактором в информационном агентстве. Женат, есть сын. В свободное время веду канал о фантастике “Сай-фай ревью” на “Дзене” и одноимённый канал в Telegram«.
Здравствуйте! Традиционный вопрос: как началось ваше увлечение фантастикой? Что для вас в первую очередь означает этот жанр? С чем он у вас ассоциируется?
Наверное, первыми были “Звёздные войны”, а также “Чужой”. Причём фильма Ридли Скотта в детстве я до дрожи боялся, но всё равно вновь и вновь включал, заворожённый загадочным и смертельно опасным космосом, скрывающим жизнь настолько иную, настолько чуждую, что понять её до конца просто невозможно. Ещё была “Космическая одиссея” — с непонятным ребёнку финалом, но также невероятно притягательная, до сих пор очаровывающая тем, как это круто снято. Также не могу не отметить “Бегущего по лезвию”, “Призрак в доспехах” и “Матрицу”, через которые я познакомился с притягательными, но опасными химерами киберпанковского будущего.
Что касается книг, то, наверное, первое знакомство с фантастикой было через аудиоспектакль “Пикник на обочине”, где Рэда Шухова сыграл Николай Караченцов. Примерно тогда же я прочёл “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”. Где-то в те же годы я впервые заценил Dune II, через которую познакомился с удивительным миром “Дюны” Фрэнка Герберта.
Для меня фантастика — это в первую очередь игра ума, повод и приглашение пофантазировать о том, что будет, если… и проч. Кроме того, мне интересны научные и технологические тренды современности, и где, как не в фантастике, уместно искать образы их воплощения.
Ну и, конечно же, фантастика это прекрасный способ отвлечься от каких-то чисто бытовых вопросов и развлечься, занять голову увлекательной историей, которая может захватить внимание не только закрученным сюжетом, но и яркими образами и любопытными идеями.
С чего началось ведение вашего блога? С каких площадок начинали и какие блогерские платформы вы считаете самыми актуальными на данный момент?
До канала “Сай-фай ревью” на “Дзене” я блогов не вёл. Да и на “Дзене” начал только потому, что понял, что с коллег и друзей, на которых я регулярно “вываливал” впечатления от книг, фильмов и игр, хватит и пора идти к незнакомцам в интернет.
Из перспективных платформ я бы назвал Telegram — всё больше и чаще подписываюсь там на каких-то новых контент-мейкеров, особенно удобно следить за новостями. + К вопросу об актуальности: на фоне ограничения в РФ доступа к ряду соцсетей, а также постоянных слухов о блокировке новых Telegram выглядит чуточку надёжнее.
Можно отметить и ВК, в котором довольно удобно предлагать и получать контент — как текст, так и аудио, изображения и видео. Периодически подумываю сделать сообщество и там. Что дальше будет с “Дзеном”, в котором у меня материалы не получают даже просмотров в рамках числа подписчиков… я просто не знаю.
На ваш взгляд, сейчас фантастика стала популярнее, чем была раньше?
Не могу сказать, что стала популярнее, я просто не обладаю данными о том, как было раньше. Точно не сдаёт позиции) + Можно сказать, что информации, в том числе о фантастике, стало в разы больше благодаря интернету. И это прекрасно.
Связана такая бешеная популярность фантастики с развитием кино?
Думаю, взаимосвязь есть, разные медиа так или иначе влияют друг на друга. Исключаем, конечно, к примеру, халтурные адаптации. Хотя даже они, наверное, могут послужить примером — показывают, как делать не надо.
Раньше мы судили о фантастике по книгам, реже по фильмам. Не кажется ли вам, что литература сейчас не успевает за кино, играми?
Мне кажется, уместно сравнивать литературу и кино, кино и игры, и проч. только до определённой степени.
Книгам нелегко тягаться с кино в наглядности изображаемого. А вот игры могут похвастаться интерактивностью. С другой стороны, чего-то, в чём сильны книги, никогда не добиться фильму или даже сериалу. Ведь литература — способ в невероятно концентрированном виде передавать информацию, рассказывать историю. А с точки зрения техники, создание книги в разы проще съёмок фильма или разработки видеоигры.
Фантасты часто говорят, что фантастика не успевает за наукой. То, что раньше считалось выдумкой, становится буднями. Что вы думаете по этому поводу?
Фантастика, на мой взгляд, это не только “что будет”, но и “а что нам с этим делать”. И в этом отношении, как мне кажется, фантастические книги будут актуальны, пока их существует человек. Ведь мы так или иначе взаимодействуем с технологиями, со следствием развития науки и проч.
Кроме того, уже описано множество невероятных вещей, к которым наука ещё не готова. Так что не соглашусь по поводу того, что “не успевает” — всё зависит от того, какую фантастику брать за основу.
Я один из авторов канала Posrednik CG. Как читателю, какие наши рубрики вам нравятся больше всего, какие — меньше, и почему?
Ох, да мне много чего нравится)
Я старюсь не пропускать новости по интересным мне темам, это помогает быть в тонусе. Также с интересом читаю интервью. Кроме того, всегда любопытны тематические серии материалов, как те, что были о “Вавилоне-5”, потому что знакомят с самыми разными деталями интересных вымышленных миров, в том числе неочевидными. Ну и рецензии, из которых можно узнать о новых книгах и фильмах.
Недавно вы писали, что сериал “Периферийные устройства” продлен на 2 сезон. Сейчас по нему все млеют. Честно говоря, я не проникся, хотя люблю киберпанк. На мой взгляд, киберпанк в западной индустрии выходит с переменным успехом. Есть что-то очень интересное, вроде “Мир Дикого Запада”, либо старый “Робокоп” или “Терминатор”, потом какое-то затишье, в смысле достойных внимания картин. Что интересно, родина киберпанка США, а вот сравниться с развитием этого жанра в Японии вряд ли кто сможет.
В чем такая причина, на ваш взгляд?
Не могу сказать, что сам млею от адаптации “Периферийных устройств”. Вообще иногда думаю, что моя оценка изменилась бы, если б мне меньше нравился оригинал Гибсона.
Что касается Запада, то там описанная вами ситуация не только с киберпанком, но и с другими жанрами, в том числе с любимой мною космической фантастикой.
Если говорить о японском киберпанке, то мне на ум приходит разве что классика аниме, тот же “Призрак в доспехах”, “Акира” или “Эрго Прокси”. А что касается новинок, то там в последнее время выходили разве что связанные с крупными франшизами сериалы (“Бегущий по лезвию: Чёрный лотос”, “Видоизменённый углерод: Новая оболочка” + “Киберпанк 2077: Бегущие по краю”, который, однако, очень хорошо приняли). Из относительно новых и самостоятельных вещей мне понравилось разве что аниме “Жизнь без оружия”. Буду рад, если посоветуете что-то новое и достойное, так как я не большой спец по аниме.
А если рассуждать, в чём, на мой взгляд, отличие, то я бы предположил, что дело в том, что японцы, работающие над мангой и аниме, могут позволить себе чуть больше, активнее экспериментируют с жанрами. На Западе же активно эксплуатируют одни и те же тропы, образы и послы.
И вестернизацию можно найти и в адаптациях. Достаточно вспомнить тот же фильм по “Призраку в доспехах”, где даже некоторые сцены из аниме воспроизвели, но при этом переврали основной посыл.
Ваши любимые авторы, фильмы и книги в жанре фантастики и фэнтези?
Я даже боюсь представить величину такого списка. Да и страшно забыть упомянуть что-то годное. Мне кажется, я смогу вспомнить что-то очень крутое и действительно повлиявшее на меня и среди классики, и среди относительно недавно вышедших вещей.
Потому я попробую обобщить по тематике. Наверное, больше всего меня интересует фантастика о том, как будет жить человек будущего. Останется ли он человеком вообще? А если он изменится, то из-за чего и насколько? Под такое описание могут попасть многие книги и фильмы, да, но на то и расчёт)
Какие достижения науки за последнее время вы считаете наиболее значимыми и почему?
Когда речь идёт о “последнем времени” в сфере науки и технологий, то я, как неспециалист, подразумеваю не год и даже не два. А потому отметил бы несколько крутых, на мой субъективный взгляд, вещей, что произошли в последние годы.
Во-первых, это посадка первой ступени ракеты-носителя. На мой непрофессиональный взгляд, это огромный рывок в сторону удешевления космических полётов. Даёшь космическую экспансию!
Во-вторых, это развитие нейросетей. Согласитесь, то, что они вытворяют — это уже что-то с чем-то. Я даже не говорю про чат-боты, которые проходят собеседования и пишут курсовые, про программы, обыгрывающие людей в настольные и компьютерные игры, и про цифровых художников, рисующих картины по описанию. Это всё ещё цветочки.
Недавно в Колумбии судья рассказал, что ChatGPT помогает ему при вынесении приговоров. А в Москве в больницах с помощью ИИ анализируют снимки, чтобы эффективнее искать признаки болезней. И дальше, я думаю, нас ждёт регулирование дорожного движения и беспилотные авто вокруг, поиски более эффективных лекарств, уточнение прогнозов погоды и предсказание потенциально опасных природных явлений, а также многое-многое другое.
В-третьих, я бы назвал фото тени чёрной дыры и аккреционного диска, сделанное Телескопом Горизонта Событий. Считаю его крайне важным, так как это наглядное доказательство правильности научных вычислений и расчётов, сделанных ранее. Это ещё одно свидетельство того, что именно наука позволяет человечеству познавать Вселенную и её законы, а не мистические откровения и мракобесие.
Мне приходится общаться с фантастами более старшего возраста. Не всегда, но у меня возникает впечатление, что для многих будущее вызывает негодование. Им бы хотелось видеть его на страницах книг, но не в реальности. А еще все это переплетается с какими-то сюжетами из разряда Ren-TV. Откуда такая косность и боязнь будущего у пожилых поклонников фантастики?
Думаю, в некоторой степени это можно объяснить склонностью ко всему новому, которая в принципе может быть свойственна людям в силу возрастных изменений. А по поводу восприятия, то тут есть интересный момент.
Так, некоторые философы науки считают, что научное знание развивается не постепенно, а скачками (научные революции). И связано это может быть как раз с неофобией, то есть страхом перед всем новым, и при этом развитие культуры начинает отставать от развития технологий. Выравнивать ситуацию должна как раз смена поколений, когда идеи, собственно, перестают быть “новыми”.
Кроме того, стоит отметить, что у каждого поклонника фантастики будет свой образ будущего, складывающийся из множества источников, противоречивых и, возможно, художественно приукрашенных. И велика вероятность, что он будет не совпадать с чем-то, что человек видит перед собой. Такой диссонанс, полагаю, может рождать недоверие или откровенную боязнь перед будущим.
Долгое время фантастика была не в чести в Китае, относили ее к несерьезным жанрам в СССР. За счет этого она приобрела бешеную популярность, став чем-то андеграундным. Почему авторитаризм так боится этого жанра?
Я не могу подтвердить тезис о боязни фантастики со стороны авторитаризма, с такими данными не знаком, но посыл в вашем вопросе понятен.
Как мне кажется, тут дело в том, что фантаст может безопасно критиковать что угодно, в том числе политическое устройство, власти и проч., скрывая истинный смысл произведения за иносказаниями и фантастическими образами. Своеобразный эзопов язык, где за строками может прятаться как беззубая антиутопия, так и серьёзное осмысление несправедливости условий, в которых творит автор.