Женщины-птицы — мифы и фантастика

женщины-птицы - женщины птицы

«А с детства была крылатой…»
 Из САПФО

Образ женщины-птицы (точнее, полуженщины-полуптицы) встречается у разных народов мира. При сходном телосложении этих фантастических существ их отличают разные характеры, и женские головки, возвышающиеся над птичьим оперением, способны мыслить совершенно по-разному.

Женщины птицы — гарпия

женщины-птицы - женщины птицы

«Гарпия» означает «похитительница». Отвратительные и злобные гарпии известны нам по древнегреческой мифологии. Их «сестрицы», обитающие где-то в многоярусном мире из фантазий Ф. Х. ФАРМЕРА подтвердили эту скверную репутацию. Но помимо своей кровожадности они не прочь похищать мужчин и для сексуальных утех. Ведь о самцах гарпий первоисточники попросту умалчивают. А орлы, грифы и прочая крупная крылатая живность мужского пола гарпий, очевидно, не устраивает. Вопрос о партеногенезе этих химерических хищниц остаётся открытым.

Филолог Сервий Гонорат (около 400 г н.э.) писал, что гарпии – это фурии в языческом аду. Подтверждение тому находится в повести А. Громова «Глина Господа Бога». Поэт Овидий (43  г до н. э – около 18  г. н. э.), будучи и мифологом, посчитал, что у сирен женские личики и голоса гораздо привлекательнее, чем у гарпий, да и цвет оперения у коварных соблазнительниц, подстерегавших древних мореходов на далёких островах, иной –  красноватый.

Женщины птицы — Сирена или Сирин

Слову «сирена» созвучно имя птицы Сирин, и это не простое совпадение.

Характерный головной убор Сирин свидетельствует о том, что этот образ был «востребован» у ирано-кавказских народов. Возможно, соседние народы как-то убеждали их, что такие существа просто должны обитать в означенных краях. Ведь по поверьям славян, Сирин сливалась с душою умершего, которая отлетала куда-то на восток, где должен был находиться эквивалент  библейского рая (у славян – остров Буян). Сладкоголосое пение Сирин (как и у сирен) помогало очаровать слушателя, а затем погубить его. В сербскохорватских преданиях голоса небесных птиц-вил так нежны и пленительны, что тот, кто их слышал,  весь остаток дней своих не может забыть ни самих дев, ни их пения, а потому пребывает в постоянной тоске.

Женщины-птицы — Алконост

женщины-птицы - женщины птицы

Алконост – полуженщина-полуптица, очень напоминающая Сирин внешне, появилась сразу в изобразительном искусстве и только в XVII веке. Она всегда обладает двумя руками, в которых держит либо по цветущей ветви, либо свиток с поучительной надписью. Теоретически ареал Сирин и Алконост мог бы находиться, например, в Заколдованном Лесу при Институте Реставрации Природы (творчество С. ДРУГАЛЯ) или же в «Сфере Разума» из одноимённой повести С. СЛЕПЫНИНА. На самом деле раздолье для женщин птиц даже в отечественной фантастике только кажущееся. Об Алконост очень скудно, буквально одним словом, сказано в самом финале «Сказания о Граде-Китеже» П. МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЁРСКОГО. Упоминается  она эпизодически и в повести О. КОРАБЕЛЬНИКОВА «К востоку от полуночи». Очевидно, роль алконост изначально второстепенна: прилететь и окончательно обозначить предыдущее или последующее событие.

Натуральная птица Сирин в стареньком советском фильме «Садко» (1952) однажды своим речитативом усыпила целую армию индусов вместе с их боевыми слонами.

За отечественных фантастов постарались не только кинематографисты, но и В. Высоцкий в своем стихотворении «Песнь о петровской Руси». Там он поведал о разных характерах рассматриваемых существ.

«Птицы вещие поют, да всё из сказок!
Птица Сирин мне радостно скалится,
Веселит, зазывает из звёзд.
А напротив – тоскует, печалится,
Травит душу чудной /?/ Алконост».

И это едва ли не весь след мифических полуптиц во времена, предшествовавшие появлению «славянской фэнтэзи». Впрочем, похоже, и в ней означенные полуженщины-полуптицы не встречаются на каждом шагу.

женщины-птицы - женщины птицы

В двуединстве «женщина-птица» начала могут быть поляризованы. Либо преобладает все-таки человеческое начало, как в случае с  крылатой женщиной ЮВАРКИ – героиней одного из романов XVIII века, либо речь идёт об альтернативных формах существования (Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане» А. С. ПУШКИНА).

Крылатость необычных спутниц жизни для персонажей-мужчин не играет первостепенной роли, разве что на первых порах знакомства  с ними такая особенность будущей избранницы как-то будоражит воображение сильного пола. Да и при поиске подарка на 8 марта для женщины-птицы мужчине нужно постараться. Трудно даже сказать, справится ли тут https://constantinnautics.ru/ со своим ТОП-60 подарков для женщин с таким неординарным случаем. Хотя, наверное, женщины, они и в теле птицы всё же женщины, и для такой дивной птицы что-нибудь подходящее найдётся.

«Познание друг друга» порой заканчивается бесповоротным сбрасыванием крыльев у женщин в одном из затерянных миров (Г. ГУРЕВИЧ «Крылья гарпии»). А инопланетная героиня рассказа Л. ПАНАСЕНКО «Место для журавля», разочаровавшись в своём земном и заурядном супруге, покидает его раз и навсегда. Она вспоминает про свои временно находящиеся «в неявном виде» крылья и уносится на них прочь в свой родной мир.

женщины-птицы - женщины птицы

И всё же женщины-птицы прекрасны и ужасны одновременно. Они обладают волшебной силой и могут использовать её как во благо, так и во зло. Женщины-птицы симолизируют женское начало и природу, красоту, загадочность и даже некоторую дикость.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.