Женщины и их роль в фантастике

Женщины и их роль в фантастике - Терминатор 6

Женщины. Ох, эти женщины. Наверное, это будет самый спорный пост на нашем ресурсе, но я давно собирался о нём написать.

За последние годы образ женщин и роль женщин в обществе стремительно набирают обороты, не стала исключением и фантастика. Признаюсь честно, я сам неоднозначно отношусь к вопросу ролей прежних «меньшинств» в обществе.

С одной стороны, я понимаю, что женщин, чернокожих, секс-меньшинств притесняли и долгое время, с другой стороны, я не сторонник обязательной толерантности, тоталитарной толерантности.

Если говорить о российском обществе, то еще с дореволюционных времён в нём культивировался антисемитизм и шовинизм.

При этом сексизм и национализм, это яркая черта именно примитивного мышления, примитивных, неразвитых обществ. Они могут быть развиты внешне, но находится на уровне средневековья. Например, Ближний Восток, Африка, страны СНГ, сами знаете какие районы России и мн. др.

Чем более развита личность или государство, тем более они терпимей к непохожести.

Для чего была такая длинная прелюдия.

Чтобы вы поняли (я надеюсь, мы объяснились с читателем) о чём я говорю, что я слепо не использую толерантность, не применяю её в политических или общественных целях.

Итак.

Женщины и фантастика.

Женщины в фантастике.

В последнее время в популярных франшизах всё чаще пестрят женщины. «Охотники за привидениями», «Терминатор», «Хищные птицы», «Бетвумен», «Безумный Макс», наверное, стали самыми спорными фильмами за последнее время.

Однако, в фантастике ведущая роль женщины не редкость.

«Терминатор» — эволюция женского образа

Начнём с того, что тот же «Терминатор», несмотря на яркую мускулиность, фильм о женской роли в спасении человечества.

В первой части «Терминатора» Сара – Дева Мария, которая зачинает и вынашивает Спасителя. «Терминатор» — достаточно «библейская» история, в этом плане.

Киборг-убийца, солдат будущего, это просто расхожие материалы, они должны умереть  ради Девы. Но и это только инструмент для прибытия в этот мир Спасителя. Образ Сары здесь столь же блеклый как и образ Марии в Библии.

«Терминатор — 2» — история о воительнице. Теперь Сара – Амазонка, это больше не Дева Мария, это валькирия, от прежней Сары не осталось и следа.

Постепенно роль женского образа в легендарной франшизе усиливался, пока не достиг апогея в последней истории о «Терминаторе». Это история о женщинах, новый «Терминатор» стал полностью женским.

Женщина и космические гости

Наверное, даже не стоит подробное рассказывать о «Чужом», наверное, это первое кино в этом жанре, где всё зависит от женщины. Казалось бы, эпоха ещё ставит на главные роли мужчин, женщина выступает как боевая подруга или «украшение стола», а тут «Чужой» и Эллен Рипли, которая уничтожает монстра. Эллен – женский вариант Ланселота, который должен убить дракона.

В третьей части «Чужого», Эллен и вовсе становится этаким солдатом Джейн.

Женщины и их роль в фантастике - Элле н Рипли

Но с пришельцами можно и договориться. «Прибытие» — более тонкая история об интеллектуальном подходе к межпланетному общению. Экранизация повести Теда Чана, фильм не раскрыл основные аспекты произведения фантаста. Вернее, сделал это, но изменил приоритеты.

Но рассказ о женщине – спикере был бы не полным, проигнорируй я легендарный роман Карла Саган «Контакт». Главная героиня не только решает сложные научные задачи, она борется с религиозным фундаментализмом американского общества и политическим шовинизмом. Фильм тоже не передал атмосферы романа. В фильме главная героиня более ранимая и всё больше завязано на религиозных спорах. В тот момент, как в романе она более сильная фигура.

Комиксы и женщины

«Хищные птицы», «Женщина-кошка», «Бэтвумен», «Капитан Марвел» стали олицетворением нового взгляда на экранизации комиксов. Супергероини были и до этого: Супергёрл, Чудо-женщина и др., но они не играли такой ключевой роли в мировом кинематографе, например, как это произошло недавно.

Сольный проект о Харли Квин, как уже мною писалось, разве что может порадовать трюками и сценами боёв, в остальном ничего особенно за собой не несёт.

Поменяемся ролями?

В «Охотниках за привидениями», в их новом варианте, я увидел отличный пример того, как заменив женщинами прежних персонажей, создатели вдохнули в новую франшизу свежий юмор и динамики. Будем откровенны, прежние охотники (если говорить о фильме) выглядели недотёпами, а шутки годились, разве что для школьников.

Другое дело мультфильм, но это совсем другое дело.

«Безумный Макс» не меняет ролями женщин и мужчин, скорее мужчина становится помощников для героинь.

Но кроме обнесённых жарким ветром и выживших в жестоком мире женщин, мы так же видим и формирование, взросление личности, как на примере женщин главного злодея, так и на примере его слуг-гонщиков, да и сам Макс словно возрождается благодаря появлению женщин в его жизни.

Женская составляющая

И тут главное понимать, где середина. С одной стороны, сильное женское влияние, даже в жизни того же ребёнка приводит к такой психологической кастрации, особенно у мальчиков. Кстати, тиран-отец или отец-подкаблучник, тоже не лучший пример для формирования личности.

Но отсутствие женской составляющей, даже в психологии мужчины, это тоже, своего рода, неполноценность.  Как и мужской у женщины.

Я разбирал на примере образов в фильме «Маяк» к чему приводит отказ от женского. Как яркий пример этого – гомоэротические моменты, да и сексизм, чаще всего – обратная сторона сильной зависимости от женщины.

Самые ярые шовинисты и сексисты, как правило, испытывали либо сильное влияние матерей, либо неудачи на личном фронте (боязнь женщин, измена).

Тоже самое справедливо и для культурных детерминантов, для фантастики, в том числе.

Честно признаюсь, как писатель я и сам не могу поставить вровень со своими мужскими персонажами женские образы. Они у меня второстепенны, в ранних произведениях, хотя и бывали вполне полноценными героями рассказов, всё же терпели от меня долю сарказма.

Вот не знаю как быть. И я это признаю.

Мир моих произведений мужской. Да и есть разница в прозе женщин и мужчин, особенно в ранней фантастике, хотя она мимолётна и, скорее всего, виной тому опять же культурные традиции.

Кстати, женщины уже давно заменили мужчин в их прежних занятиях. Я часто пишу о боевых искусствах, я видел их на соревнованиях, видел турниры по разным видам единоборств. Могу сказать, раньше никто им не уделял внимание, не знал как их тренировать, поэтому женщины выглядели куда более серо, чем мужчины на ринге и на татами.

Сейчас всё изменилось. А если посмотреть турниры по грепплингу и бразильскому джиу-джитсу, то женщины умудряются там побеждать и мужчин.

Тоже самое происходит и в космосе, возьмём, к примеру, женскую миссию на Марс.

Как же относиться к женщинам?

То, что женщины могут выполнять ту же самую работу, что делают мужчины, это очевидно. Сугубо женских и сугубо мужских сфер, на самом деле, нет.

Другое дело как к этому привыкнуть. Ведь не хочется видеть андрогинных существ по всюду. Вместе с тем, сильные черты в женщине часто становятся чем-то сексуальным.

Бояться женщин «на корабле» из-за раздора из-за них. Такое вполне возможно, как и наличие мужчины в женском коллективе, кстати. Эффект одинаков. Дело тут в восприятии той же женщины.  Если она – часть команды, не только объект сексуальных влечений, не только дополнительный атрибут к дорогой машине или к солидному статусу, тогда другое дело.

Тут ещё важный момент как сами женщины пользуются своим статусом. Для многих он выгоден, чтобы не брать ответственности на себя, в том числе за принятие решений. Быть дорогим атрибутом проще, чем быть лидером.

Однако, на мой взгляд, именно фантастика доказывает, что все мы имеем равные возможности. Вспомните Мерри Шелли и его Франкенштейна. Ведь культовый роман написала феминистка, и мы им зачитывались.а Урсула Ле Гуин, а Андрэ Нортон – великая леди-фантаст, как её называли, а героини Миадзаки, которых аниматор так любил.

Я думаю, чтобы решить проблему с ролью и местом женщины в обществе и в фантастике, нужно не делать из этого ещё один фетиш и ещё один способ привлечения внимания и электората. Женщины пишут не хуже мужчин, многие культовые романы в жанре фантастики написаны женщинами, женщины – героини гармонично вписываются в те или иные сюжеты («Чужой», «Прибытие», «Контакт» и др.), при этом совершенно не обязательно ими заменять мужчины или делать из-них этаких мужиков с грудью.

О женщинах можно говорить бесконечно. Женщины в фантастике, какими бы брутальными они ни были, всё равно женщины. А что любят женщины? Парфюмерию. На сайте https://elstore-parfum.ru/ можно найти парфюмерию на любоый вкус. Тем более в качестве подарка на Новый год.

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.