Исходное слово «инфернальный» переводится с латыни сразу в трёх значениях: «подземный», «адский» и «страшный».
Теория инфернальности – это система философских взглядов, изложенная учёным и фантастом И. Ефремовым в его романе «Час Быка» (1968) как в виде тезисов, так и в развёрнутой литературно художественной форме.
Словом «инферно» здесь и далее обозначена «болезнь» разнящихся социумов, в которых, несмотря на словесные оптимистические декларации, уделом большинства общества и отдельно взятых людей становится весь спектр физических мук и душевных страданий, помноженный на чувство безысходности. Избавление от инфернальности – океана человеческих мучений – означало бы построение идеального общества на таких основах, которые учитывают и исключают действие как наивных заблуждений, так и серьёзных просчётов едва ли не всех утопистов известных в истории человечества. И Ефремов определил коренную суть «генераторов Зла», от действия которых необходима надёжная защита.
Слово фантасту: «Суть наименования «инферно» — его интуитивное предчувствие истинной подоплеки исторического развития человеческого общества в эволюции всей жизни на Земле как страшного пути горя и смерти… Пресловутый естественный отбор природы предстал как самое яркое выражение инфернальности. Метод добиваться улучшения вслепую, как в игре, бросая кости несчётное число раз. Но за каждым броском стоят миллионы жизней погибавших в страданиях и в безысходности».
Первый уровень инферно «организован» самой природой и распространён на весь животный мир планеты, от которого человек обособился, но не окончательно. Для процесса эволюции каждый индивидуум по-прежнему остался рядовым элементом, чья биологическая смерть неотвратима. В качестве существа биосоциального человеку удавалось пока добиваться расширения своей экологической ниши. Но и это всякий раз достаётся дорогой ценой экологических и техногенных катастроф. В конечном итоге замкнутая сфера инфернальности только расширяется, ибо ни сам человек, ни социум не совершенствуются в полной мере.
Второй уровень инферно охватывает психику человека и проявляется в неизжитых первобытных инстинктах – агрессивности, жадности, эгоизме. А это такой «плен», в котором человек держит сам себя охотнее всего, считая, что тем самым он сохраняет индивидуальность. Раскрывать же лучшие из человеческих качеств, помимо всего прочего, мешает и «тяжёлая ноосфера» – сфера разума земной цивилизации.
Третий уровень инферно – социальный. Мы воспринимаем его как постоянно открытую либо глухую борьбу за привилегии в мире, где всего не хватает. Поэтому доступ к изобилию материальных благ для одних групп населения неизбежно оборачивается нищетой для всех остальных. На экономической основе формируются иерархические пирамиды, которые в равной степени присущи и гангстерскому капитализму, и фашизму, и лжесоциализму.
Правящие олигархии, в какие бы политические одежды они не рядились, становятся всё более некомпетентными, а подчинённый им чиновничий аппарат всё более забюрократизированным и коррумпированным. По сути, вся верхушка иерархической пирамиды – это сборище преступников потенциальных и тайных, но легализованных по законам ими же устанавливаемым.
Экономический признак социального инферно заключается в принципе внеэкономического способа распределения материальных благ, зависящем только от расположения в иерархии управления социума в целом.
Политический признак социального инферно виден в стремлении олигархической власти уничтожать инакомыслящих, то есть наиболее интеллигентную часть общества. Чудовищно преступные деяния Сталина, Гитлера, Мао Цзе Дуна, Пола Пота на этом поприще прекрасно известны. Но и с помощью идеологии гипертрофированного потребительства, проводимой в странах западной культуры, тоже можно добиться общего «оглупления» собственной нации. Об этом свидетельствует, например, «перекачка мозгов» туда, где ощутим дефицит собственных высокоинтеллектуальных работников. В то же время среди собственного народонаселения становится неимоверно велик процент невеж и психопатов, совершающих акты вандализма, палящих по окружающим и т. п.
Идеологический признак социального инферно – фильтрация информации в её средствах массового распространения, вплоть до формирования сверху самих «новостей». В интересах подчинения морали интересам правящей верхушки из обращения изымаются духовные ценности, выработанные тысячелетним развитием человечества, а на их место приходят конъюнктурные идеологические поделки.
Всё это в совокупности ведёт к порче генофонда людей, разрушению их психики, моральному и духовному разложению всего общества.
Самое скверное, что в условиях инферно наиболее сильным и направленным ударам подвержены именно проявления лучших качеств человека и сами их носители. И. Ефремов назвал этот принцип законом Стрелы Аримана в честь древнеиранского божества Зла. Характерными становятся ситуации, когда «всё, что бы ни делалось, делается к худшему, когда идея, провозгласившая добро, имеет тенденцию по мере исполнения нести с собой всё больше плохого, становится вредоносной. Это тенденция устроенного общества с морально тяжёлой атмосферой умножать зло и горе», – считал автор романа «Час Быка», и в справедливости его мнения легко убедиться и ныне.
В качестве антитезы инфернальных социумов фантаст предложил такую модель коммунистического общества, которая основана в большей степени на заветах древнеиндийских мудрецов и русских космистов, нежели на теории марксизма, которой отводится более скромное место, возможно, из-за провальной практики её осуществления. Недаром самостоятельное восхождение населения планеты Торманс из пучины мучений обозначается в романе в заброшенном Святилище Трёх Шагов – явном воплощении духовного наследия лучших умов древности.
Три Шага – три ступени лестницы для восхождения из инферно. Но их осуществлению должно предшествовать предварительное действо в соответствии с русской пословицей: «Семь раз отмерь – один отрежь». Речь идёт об установлении справедливых законов – не для охраны власти, её собственности или привилегий, а для соблюдения чести, достоинства и для умножения духовного богатства каждого человека.
Первый шаг из инферно – приобретение выдержки, высшего мужества, достоинства, доверия к себе – сгорание всего плохого в душе путём психологических тренировок. Человека можно научить быть хозяином собственного тела, не подавляя желаний, но и не подчиняясь им до распущенности. Речь идёт о физическом совершенствовании человека за счёт его внутренних резервов.
В то же время требуется создание и приумножение духовной опоры человека через красоту (расцвет искусств и наук).
Второй шаг из инферно – изживание первобытных инстинктов через систему воспитания и самовоспитания духовного. Несмотря на чудовищные скопления Зла, золотые нити доброты и сострадания всё-таки пронизывают всю историю земной цивилизации. С другой стороны, людям необходимо дальнейшее овладение глубинами своей психики, чтобы освободиться от страха преследования, от фетишизации власти. Анархизм здесь ни при чём. Многогранность личности преодолевает индивидуализм, и, по мнению фантаста, «свобода может быть только от великого понимания и ответственности. Никакой другой свободы во Вселенной нет».
Третий шаг из инферно – организация действенных институтов, следящих за равновесным состоянием на высоком уровне развития лучшего из социумов. «Ни шага вниз по лестнице, обратно в тёмную бездну инферно. За каждой ступенькой этой лестницы…миллионы человеческих глаз, тоскующих, мечтающих, страдающих и грозных. И море слёз», — писал И. Ефремов. А об общественных структурах он гораздо ранее развёрнуто упоминал в своём предшествующем романе «Туманность Андромеды». На долю второй части дилогии – роман «Час Быка» – пришлось лишь упоминание о профилактических охранительных системах, находящихся в распоряжении Совета Чести и Права. Эти особые системы – отнюдь не излишество, поскольку от суммы пережитых за миллионы лет инфернальных страданий, накопленных в генной памяти, всегда возможно появление людей с архаическим пониманием доблести. С диким стремлением к власти над людьми, возвышению себя через унижение других.
В 1990 году была опубликована статья В. Васильева «Ни шага вниз», в которой автор, основываясь на описании всех признаков социального инферно, дал объективную и нелестную оценку исторического пути Советского государства. Оно рухнуло примерно через один год после публикации статьи, однако пирамида с олигархической верхушкой, видоизменившись, почти не пострадала, и путь по лестнице прочь из инферно отнюдь не стал короче.