Научная фантастика, на заре своего рассвета использовала самые различные приёмы, чтобы привлечь внимание читателя. Для меня, как поклонника англо-американской фантастики этот жанр всегда шёл рука об руку с триллером и детективом. В СССР фантастическая литература была слишком «идеологически выдержана», если не брать конец 80-х, поэтому «острых» углов в ней старались избегать, за исключением творчества Стругацких, Ефремова, Днепрова, да и то с сильной оговоркой. Можно сказать, что именно англо-американская, ну и французская литература породила этот яркий жанр, все прочие уже использовали то, что было создано этими авторами.
Итак, какие же жанры и литературные приёмы можно взять на вооружение фантастам?
Провокация
Вспомним знаменитый скандальный радиоэфир с «нашествием марсиан», вспомним популярные «репортёрские хроники», заставляющие поверить читателя в то, что всё сказанное им, происходит на самом деле. Стиль «хроники», журнальных вырезок использовал Г. Уэллс, мастер триллера Г. Леру. От такой манеры письма складывается ощущение, что ты читаешь не выдумку автора, а очерки очевидца. Самым наглядным примером может служить «Дракула», «Машина времени», «Остров доктора Моро», «Призрак оперы», «1985».
Эпистолярный жанр
В фантастике не часто его используют. Чаще его можно встретить в других жанрах, например, ярким примером может служить готический роман «Призрак автора». Часто его можно встретить в готике, что предаёт сюжету некоторую неспешность и погружение в эмоции персонажей.
Триллер и детектив
Ну, здесь можно привести в пример целый калейдоскоп авторов, начиная от Г. Уэллса, заканчивая Р. Брэдбери. Ярким примером могут послужить «Человек-невидимка», «451 градус по Фаренгейту», «Одиннадцатая жертва», «Корпорация бессмертия», «Отель «Танатос», «Дом в тысячу этажей», «Убийство в Радужном заливе», «Голем 2000» и др.
На мой взгляд, детектив и триллер лучше всего вплетается в фантастический жанр, но главное не увлечься, так как писать позитивный текст, но чтобы он был интересен сложнее, чем мрачную антиутопию. Хотя всё очень относительно.
Киберпанк и стимпанк
Наверное, после триллера и детектива, эстетика киберпанка, стимпанка и их ответвления, являются самой плодотворной почвой для творчества. Вспомните прекрасный дизель-панк «Киндза-дза». Киберпанк стал настоящим «национальным» достоянием японской культуры. Стимпанк часто использует гений анимации Миядзаки. Киберпанк является настоящим зеркалом футуристичных страхов и ожиданий техногенного общества, а стимпанк тоской по альтернативному миру, желанием убежать в волшебную фантазию.
Альтернативная история
Гаррисон, Дик – эти мастера альтернативной истории разворачивают перед читателем настоящую драму в мире, где всё иначе, но всё так реалистично. «Человек в Высоком замке» Дика породил настоящий культ мира, ставшего пленником нацизма. Писать альтернативную историю и легко и сложно. Казалось бы, создай наш мир, только измени немного что-нибудь, пусть в нём СССР завоюет США или во Второй мировой победит Германия. А ведь создавать альтернативную историю можно лишь тогда, когда знаешь историю реальную.
Немного фэнтези
Фэнтези давно стал самостоятельным жанром, этакой сказкой для взрослых. Но в фантастике элементы фольклора иногда можно использовать, перенеся сказочных существ в космос, в будущее, как в «Заповеднике Гоблинов», или в наши дни, в обычную жизнь, как например, в фильме «Яркость» или в романах Клифорда Саймака.
Немного доброты
Не знаю, как охарактеризовать такую фантастику, но скажу, что «светлое будущее», это то, чего не хватает нынешней фантастической литературе. Его было слишком много в советской прозе этого жанра, его слишком мало в фантастическом «анимэ» или в литературе англо-американских авторов.
Несмотря на всю «жесткость» и мрачность многих фантастических произведений, фантастика очень позитивный жанр, дающий читателю настоящую почву для творения.