Акира
Этот мультфильм стал революцией в мультипликации. Он заставил не только пересмотреть взгляды на мультипликацию Японии, но и на мультипликацию, в целом. После «Акиры» на Западе поднялась волна интереса к анимэ. И дело не только в постапокалиптическом сюжете, но и в какой-то мистике, напряжении, которое не уходит даже, после просмотра картины.
В чём же революционность «Акиры»? В 80-е мультипликаторы использовали 8-12 кадров в секунду, «Акира» же был снят с использованием 24 кадров. При том, прорисовка в нём настолько идеальна и точна, настолько высокая детализация, что мультфильм хочется разобрать на отдельные картины. Сюжет фильма, действительно, захватывающий и оригинальный, правда концовка слишком банальна и пафосна, что ли. Но эта оценка, конечно же, слишком субъективна.
Мир «Акиры» — измученная жизнь в рухнувшем обществе, которое продолжает жить и развиваться, но представляет собой какое-то кривое отражение нормальной человеческой жизни, какой-то гротеск. Главные герои – разбитные школяры, уличные хулиганы, которых не интересует ничего, кроме главного их жизненного кредо: «секс, наркотики, мотоциклы». Они воруют хорошие мотоциклы, сражаются с противоборствующими группировками, но, по иронии судьбы всё меняется, когда они оказываются в зоне конфликта странной группировки и вооружённых силовиков. Один из хулиганов – Тацуэ, потеряв управление мотоциклом, сталкивается со странным ребёнком, кожа которого сухая и синеватого цвета. Это был один из подопытных детей — «мутантов», в котором искусственно развили телекинетические и телепатические способности, превратив его, как и остальных таких же детей в ужасное оружие.
В фильме несколько сюжетных линий, которые крутятся вокруг различных персонажей: детей-мутантов, силовиков, людей, восставших против экспериментов, уличных хулиганов.
Но главная философская сентенция здесь в том, что ничто, никакие доводы не могут оправдать насилие, в какой бы форме оно не было и, сколь бы благими целями, оно не провозглашалось. Кроме того, «Акира», это некая метафора того, как мощнейшее оружие может выйти из-под контроля. Из-под контроля, его же создателей. И этот политический намёк переадресовывает нас к террористическим организациям на Ближнем Востоке, вскормленным и обученным американцами, безумию вождей Северной Кореи, которой помогал Советский Союз, беженцам, против насилия которых боится выступать даже организация феминисток. Эта жестокость, которая вышла из- под контроля самих её создателей. Именно это и происходит с тем молодым хулиганом, которого постоянно опекал и оберегал его товарищ. В юноше развилась злоба, он пытается доказать, что опека ему не нужна, в нём говорит обиженный ребёнок. Но этому ребёнку вдруг подарили, поистине, божественный дар. В тот момент, как измученные дети-мутанты, понимая, что их сила требует контроля и осторожности, что они опасные орудия убийства, молодой хулиган упивается своими возможности, которые, в итоге не только вызывают страдания его близких, но и приводят к собственной гибели.
Многие критики усмотрели параллель «Акиры» с произведениями Ф. Дика, в частности с «Бегущим по лезвию бритвы». Некоторые считают, что прототипом сюжета картины стал японский проект «Отряд 731». «Отряд 731» — это безжалостные эксперименты над военнопленными, с целью проверить, как организм человека поведёт себя в той или иной экстренной ситуации. Кроме того, военные учёные разрабатывали и проверяли на людях бактериологическое оружие для борьбы с Советским Союзом.
Некоторые военные врачи отряда получили уникальный опыт, к примеру, вивисекция человека. Живое вскрытие состояло в том, что у подопытных под наркозом или под местной анестезией постепенно извлекали все жизненно важные органы, начиная с брюшины и грудной клетки и заканчивая головой. Ещё живые органы, называемые «препаратами», уходили на дальнейшие исследования в разные отделы отряда.
Изучались пределы выносливости человеческого организма в определённых условиях — например, на больших высотах или при низкой температуре. Для этого людей помещали в барокамеры, фиксируя на киноплёнку мучения подопытных, наблюдая, как постепенно наступает гангрена. Если заключённый, несмотря на заражение его смертоносными бактериями, выздоравливал, то это не спасало его от повторных опытов, которые продолжались до тех пор, пока не наступала смерть. «Опытные образцы» никогда не покидали лаборатории живыми.
Аналогичной деятельностью применительно к домашним животным и сельскохозяйственным культурам занимался и «Отряд 100». Также на «Отряд 100» возлагались задачи по производству бактериологического оружия и проведению диверсионных мероприятий.
Как закончила милитаристская Япония мы знаем. Так же закончила и организация, что проводила опыты над детьми-мутантами, её поглотило то самое оружие, которое ею было создано.
https://www.youtube.com/watch?v=BPL8EDKsISY
Паприка
«Паприка» — наверное, даже более уникальный и загадочный анимационный проект в мире японской анимации, чем «Акира». Фильм создан по фантастическому роману Ясутаки Цуцуи.
«Паприка» повествует об уникальном открытии учёных – устройстве «DC мини», с помощью которого, войдя в сны человека, можно лечить его психические расстройства.
Но устройство начинает использоваться не по назначению, при этом, под угрозой оказываются и бодрствующие люди, которые хотя бы раз были подключены к нему. В расследовании полиции помогает кибер-агентство, которое принимает участие в снах потерпевших. Для этого психолог – холодная женщина Ацуко Тиба позволяет реализоваться своему «второму «Я» — игровой и активной девушке, которую все называют Паприка. В ней реализуется сексуальность и непосредственность, которых так боится психолог в обычной жизни.
Фильм просто завораживает. Это сумасшедшая игра сюрреализма, детектива, великолепной анимации. Это словно отражение волшебного Зазеркалья, это смелый шаг заглянуть за завесу снов.
Что, если преступления будут совершаться посредством проникновения в ваши сны? Тогда потребуется детектив, который поможет вам справится с безумием, которое пытается в вас породить преступник. Как легко и как тонко! Заставить человека выпрыгнуть в окно, убить кого-то, при этом не оставляя следов. Но главного злодея не так просто найти и даже не от того, что он проникает в сны, а дело в том, что он скрывается за безумием других людей.
Ты смотришь картину и не понимаешь сам, проснулся ли и ты, наконец, или же всё ещё продолжаешь спать.
Это словно бесконечное представление или представление в представлении, где всё переплелось, где ты не можешь выйти из зала, где ты начинаешь задыхаться от огней прожекторов, от ярких красок, множества шаров.
Аналогов подобной картине, я ещё пока не видел. И дело даже не в сюжете, дело в самой анимации, которая переплюнула даже японское своеобразие, и даже самую смелую фантазию.
Сразу скажу, что эти две ленты – нечто потрясающее в мире фантастики, именно научной фантастики. Так что, добро пожаловать в мир
«real sci-fi».