«Метрополис» повторяет многие популярные идеи научной фантастики тех времён, вместе с тем, самостоятельно оказав невероятное влияние на всю культуру XX столетия, начиная от кино и, заканчивая комиксами.
Немецкая культура всегда была грандиозна по своим масштабам, чего только стоят великие немецкие композиторы, гениальные немецкие писатели и поэты. Немецкая культура оказала колоссальное влияние на Восточную Европу, в том числе и на Россию: философия Вульфа долгое время была основополагающей для российских интеллектуалов, даже форма и звания в имперской, позже, в советской, ныне, в российской армии, были взяты от немецких вооружённых сил.
«Метрополис» воплотил в себе гений немецкого кинематографа, обогнав своё время, и зародил целый жанр киноэкспрессионизма. Эстетику и образы фильма использовали многие знаменитые режиссёры и художники.
Лично я ожидал увидеть «Метрополис» как раннюю, но качественную научную фантастику. Да, фильм является научной фантастикой, но в нечистом виде, так как добрая его половина это откровенная мистика и аллюзии на библейские сюжеты.
1927 год, всё ещё эпоха «утраченного поколения», о котором писал Ремарк. У Германии это неоднозначный период, когда ещё свежо воспоминание о поражениях в Первой мировой, но ещё не вызрел яд для прихода нацистов в 1933 году.
Чтобы понять «Метрополис» нужно понимать социальные процессы тогдашнего европейского общества и аллюзии, используемые в фильме.
Уэллсовская дихотомия. Противостояние капитализма и социализма
Начнём с того, что образ расслоенного общества с его жизнью в «низах» и жизнью на «верху» нам знаком со страниц уэллсовской «Машины времени» (элои и морлоки). В ту эпоху в Европе был популярен социализм, а свои обороты мирового влияния уже вовсю набрал марксизм, прочно осев в молодой Советской России, некоторое время господствуя даже в Австрии.
Тогда казалось, что Маркс создал прогрессивную идею, которая сможет свергнуть капитализм. Этим были пропитаны многие интеллектуалы, вплоть до 60-х ушедшего столетия, когда европейцы узнали о Солженицене.
Со временем капитализм сумел трансформироваться, предоставив социальные гарантии рабочим, обогнав в социальном плане страны с марксисткой идеологией.
Но в 1927 году рабочий вопрос стоит всё ещё очень остро. Кажется, что магнаты богатеют на костях рабочего класса, что и отражено в фильме «Метрополис».
Футуризм и антиутопия
Футуризм был невероятно популярен в Европе в те годы. В России он нашёл своё отражение в «Кукрыниксах», в стихах Маяковского, в театральных постановках, где механизмы и роботы спасают простых людей. Другой стороной футуризма стала антиутопия, когда в механизмах и прогрессе начинают видеть некое зло. И, если тот же Уэллс видел причины социального краха не в машинах, а в социальном неравенстве, то «Метрополис» умудряется сочетать в себе обе идеи.
Несмотря на всё зло из машины, показанное в «Метрополисе», все механизмы и образы фильма просто зачаровывают. Представьте себе только, 1927 год, а смотрится интересно даже в 2019. Сразу чувствуется немецкая точность и скрупулёзность, что касается эстетики фильма, так в немом кино нечасто увидишь такой масштаб показанного мира.
Библейские сюжеты и мистицизм
Что меня и разочаровало в фильме, так как мне бы хотелось увидеть чистый стимпанк, чистую научную фантастику. Впрочем, «Метрополис» и начинается как обычная научная фантастика, но дальше начинается превращение сюжета в некий библейский сюжет, изобилующий цитатами из Писания и сатанинской символикой в доме инфернального изобретателя.
О чём сюжет культовой картины?
«Метрополис» рассказывает о жизни молодого повесы Фредера, который не подозревает о существовании подземного мира рабочих, превратившихся в придатки машин до того момента, когда к ним не заходит с детьми рабочих девушка Мария. Одержимый идеей найти её, во что бы то ни стало, Фредер отправляется к рабочим.
Параллельно с этим сюжетом мы видим отца юного повесы, являющегося настоящим хозяином жизни. Случайно к нему попадают странные чертежи, которые находят у рабочих. Чтобы в них разобраться, он направляется к гениальному изобретателю Ротвангу, чью жену когда-то увёл. Плодом их безрассудной страсти становится любимый сын богача – Фредер.
Ротванг, совершенно обезумев от потери любимой женщины, которая ещё и умерла ко всему прочему, хвастается богачу своим новым детищем – женщиной-роботом. Он утверждает, что придаст ей облик их возлюбленной, которую теперь никто у него не уведёт.
Несмотря на свою вражду с богачом, учёный соглашается расшифровать схемы. Они оказываются чертежами катакомб. Понимая, что что-то зреет, магнат отправляется на фабрику, где узнаёт о некой девушке Марии, которая проводит агитацию среди рабочих.
В голове богача рождается невероятный план – заменить Марию двойником, роль которой возьмёт на себя робот Ротванга. Как ни странно, Ротванг соглашается.
Марию похищают, но Фредер узнаёт об её похищении, после чего направляется к Ротвангу.
Учёному удаётся своровать внешность Марии. Он создает андроида, полностью не отличимого от девушку, но предназначенного сеять агрессию и ненависть среди рабочих.
Отец Фредера не понимает, что Ротванг, помогая ему, тем самым, мстит ему за потерю любимой женщины. Учёный просчитывает, что рабочие устроят бунт, фабрика разрушиться, а Фредер отвернётся от своего отца.
Рабочие, действительно, легко поддаются провокации, разрушая блоки фабрики, но при этом, в порыве ненависти, они забывают о своих детях, которые оказываются в затопленных домах.
К счастью, настоящая Мария и Фредер с помощником, умудряются спасти детей рабочих. Не зная о спасении своих чад, весь пролетариат решает разделаться с Лжемарией, ещё не понимая что она самозванка. Всё заканчивается её сожжением, в момент которого искусственная девушка хохочет, а затем возвращается в прежний механизированный облик.
На этом сюжет фильма «Метрополис» не заканчивается, но дальше рассказывать я не буду, чтобы не убить интригу окончательно.
«Метрополис» ярко показал, что равнодушие к «низшим» слоям населения может приводить к бунту. Социальное напряжение должно находить себе разрядку. Но Маркс считал революцию – локомотивом истории, а на деле, конечно же, перевороты служили неким прогрессом, уходом от костности монархизма, засилья церкви, но, чаще приводили к банальным разрушениям.
Лозунгом «Метрополиса» становится идея, что проводником между разумом и руками должно стать сердце, что говорит о гуманистической направленности фильма, даже его лиричности.
Влияние «Метрополиса»
«Метрополис» оказал фантастическое влияние на всю фантастику и культуру XX столетия в целом.
Клипы легендарной рок-группы «Queen»: «Radio Ga Ga», «Under Pressure» и «Love Kills» созданы в стиле ретрофутуризма, с использованием кадров из фильма.
Кроме того, в фильме «Pink Floyd — The Wall» Алана Паркера фрагмент про школьные годы, идущий под песню «The Happiest days of our Lives», содержит ряд явных отсылок к фрагментам «Метрополиса» с пересменкой и видением Молоха.
В 1996 году Алексей Айги написал и исполнил c ансамблем 4’33″ музыку к фильму.
Авант-прог группа Art Zoyd записала саундтрек к фильму. Кадры из фильма демонстрируются во время концертов группы.
В 2001 в Японии режиссёром Ринтаро по сюжету Осаму Тэдзуки был снят полнометражный анимационный фильм «Метрополис» (Metropolis Robotic Angel, メトロポリス), сюжет которого лишь ассоциативно связан с фильмом Ланга.
Эстетика «Метрополиса» стала основополагающей для многих картин в жанре стимпанка.
Нужно понимать, что «Метрополис» — это немое кино с манерой игры, свойственной тем временам. То есть в них много нарочитости, пафоса, ужимок, к этому нужно привыкнуть, но архитектура, механизмы, показанные в фильме, вас точно поразят.