Наверное, машина времени — это самое великое из фантастических изобретений и самое великое, из изобретений, которое только сможет осуществить человеческий гений. Ничто так не может поражать воображение любого, кто слышал словосочетание «Машина времени». Даже телепорты или космические полёты, всё это не вызывает такого резонанса мысли, такого жгучего желания преодолеть законы физики, как путешествие во времени.
Идея путешествия во времени, принадлежала не только Уэллсу, однако всё это выглядело бледно и не могло заинтересовать читателя, пока не появился легендарный роман «Машина времени». Дело в том, что великий британский писатель не просто описал принципиально новое изобретение, он покусился на само мироздание, заставив своего героя не только преодолеть скорость или расстояние, а покуситься на незыблемое – на само ВРЕМЯ.
До самого романа у Уэллса уже была идея описать повествование, в котором главный герой путешествует во времени. Это был дебют Уэллса, в виде небольшой неоконченной повести, по сюжету которой жители глухого захолустья взбудоражены неким незнакомцем, появившимся в давно заброшенном доме. Как только он появился, в округе начали происходить поистине невероятные события, объяснить которые никто не был в силах. Решив расправиться с новым жителем деревушки, считая, что он, либо колдун, либо преступник, местные жители направляются к таинственному соседу. Позже выясняется, что таинственный житель деревни – создатель машины времени — устройства, с помощью которого можно преодолеть временной барьер.
Закончил свою повесть Уэллс словами «продолжение следует», однако ни одно из продолжений до печати не дошло. Зато уникальная идея о машине времени вошла в основу другого произведения, которому и было суждено перевернуть всю мировую фантастику и навсегда взбудоражить умы миллионов. Наверное, нет другой такой идеи, которая так активно не эксплуатировалась в кино и в литературе. Нет других таких экспериментов, которые бы так нагло не фальсифицировались, как эксперименты с машиной времени.
Малоизвестное повествование Герберта Уэллса называлось «Аргонавты времени». Оно стало не только предтечей для образа машины времени, но и толчком для идей таких романов, как «Когда проснётся спящий», «Остров доктора Моро». Продолжения небольшой повести должно было показать мир будущего именно в духе «спящего», однако именно подобные сюжеты и стали, отчасти помехой для опубликования столь строптивой тематики.
К сожалению, «Машина времени» (пока мы говорим о романе английского писателя) так и не имела достойной экранизации.
Несмотря, на принципиальную невозможность (на данном этапе развития человечества) создать технологию, о которой идёт речь, всё же на телеэкранах, да и в интернете, можно столкнуться с целым рядом фальсификаций, от небольших намёков, что, мол, где-то, кто-то, под строгим грифом секретности проводил или проводит испытания машины времени, до прямой клеветы с демонстрацией, якобы, замедления времени, отражённого на каких-то приборах.
Создание машины времени проблематично не только из-за недостаточного развития технологий, но и из-за всевозможных временных парадоксов, показанных в сюжетах у таких известных авторов, как Рэй Бредбэри «И грянул гром», Айзек Азимов «Конец вечности» и др.
Что интересно, ещё до Уэллса имели место небольшие упоминания о перемещении во времени. Например, некоторые литературные критики указывают на «корабль времени», на котором бежит Елена Троянская от Мефистофеля в «Легенды о Докторе Фаусте». В произведении А.Ф. Вельтмана «Предки Калимероса» (1836) описывается некая «биологическая машина времени» — гиппогриф, переносящий главного героя в прошлое.
В 1887 году испанский писатель Энрике Гаспар опубликовал новеллу «El anacronópete», в которой впервые упоминается устройство для перемещения во времени.
Немного теории:
В послевоенные годы Курт Гёдель в поисках решения уравнений гравитационного поля Эйнштейна, описывающих вращающуюся Вселенную, вывел формулу, согласно которой, путешествуя по времени и пространстве в такой Вселенной, космонавт может достичь своего прошлого. В подобной Вселенной свет будет вовлечён во вращательные движения, что и сможет позволить материальным объектам описывать траектории, которые будут замкнуты не только в пространстве, но и во времени. Решения Гёделя отложили в сторону по причине его чисто математического построения, ведь свидетельства тому, что Вселенная вращается, у учёных нет.
Парадокс близнецов — как прочие эксперименты в отношении «Машины времени», носит умозрительный характер. его целью было доказать противоречивость специальной теории относительности. согласно ей, с точки зрения «неподвижных» наблюдений все процессы у двигающихся объектов замедляются. С другой же стороны, принцип относительности говорит нам о равноправии инерциальных систем отчёта. На основании этого строится рассуждение, приводящее к кажущемуся противоречию. И здесь в свои права вступает знаменитый «парадокс близнецов».
«Один из близнецов (далее путешественник) отправляется в космический полёт, второй (далее домосед) — остаётся на Земле. Чаще всего «парадокс» формулируется следующим образом: С точки зрения домоседа часы движущегося путешественника имеют более замедленный ход времени, поэтому при возвращении они должны отстать от часов домоседа. С другой стороны, относительно путешественника двигалась Земля, поэтому отстать должны часы домоседа. На самом деле братья равноправны, следовательно, после возвращения их часы должны показывать одно время.
Но, согласно СТО, отставшими, тем не менее, окажутся часы путешественника. Именно в нарушении видимой симметричности и усматривается противоречие теории.
Стоит упомянуть несколько моментов, касательно путешествий в прошлое и в будущее. Мне удалось поговорить на данную тему с Александром Сергеевым — научным журналистом, переводчиком книг Хокинга, редактором переводов Дойча.
Как пояснил Александр: «Хокинг рассматривал вопрос о машине времени конечного размера (без гёделевского вращения Вселенной), но пришел к выводу, что область, где существуют замкнутые мировые линии (т.е. внутренность машины времени) будет отделена от остального мира «огненной стеной», состоящей из зацикленных фотонов. И её нельзя преодолеть без разрешения макроскопических объектов. У Дойча очень интересный взгляд на путешествия во времени с точки зрения интерпретации Эверетта. Он позволяет избежать парадоксов времени за счет ветвления истории».
Эксперименты:
Увы, как и было сказано ранее, здесь мы имеем больше вымыслов и фальсификаций, нежели реальных данных. Причины тому были озвучены ранее – слишком много психологических парадоксов, когда мы говорим о времени. Но, всё же, давайте разберём несколько самых знаменитых выдумок журналистов:
- Филадельфийский эксперимент – если честно, я даже сбился со счёту, какие именно разработки только не приписывались этому эксперименту, начиная от телепортации и невидимости, заканчивая машиной времени.
- Проект «Монток» или проект «Феникс» — исследования, которые якобы проводились где-то на военной базе в 80-е годы. Известно, что на мозг испытуемых воздействовали высокочастотными импульсами, которые вызвали у последних галлюцинации. Некоторые утверждали, что видели будущее, прошлое, другие же утверждали, что и впрямь там побывали.
Ни один из этих сюжетов дальше громких заголовков в «жёлтой» прессе не пошёл, не говоря уже о научном подтверждении. Помнится, СССР и США вкладывали огромные деньги в исследования паранормальных явлений и фантастических технологий, но в США всё это закрылось, когда в лабораториях по изучению сверхъестественных способностей побывал легендарный иллюзионист и разоблачитель Джеймс Рэнди со своими учениками. Они смогли не только повторить то, что демонстрировали телепаты и лозоходцы, но и показать, как они это делали.
Фантастические изобретения – вещь совершенно иная. Однако, слыша слова о неких таинственных разработках, следует относиться к этим высказываниям, как минимум, с осторожностью. По крайней мере, никто на данный момент не скрывает уникальные эксперименты с выращиванием искусственных органов, изменений генома, так что и до машины времени дойдёт время.
Основные проблемы:
На ряду с чисто «техническими» или физическими проблемами, о которых говорилось выше и психологическая проблема. И она заключается не только в тезисе Уэллса, что наше сознание привыкло перемещаться в трёхмерном пространстве, но и в том, что совершенно неизвестно, что произойдёт с тем, кто увидит живого диплодока или тиранозавра, как отреагирует человек из прошлого на наше появление и, что это за собой повлечёт.
Во-вторых, немаловажная проблема — как избежать «столкновения» с материальными объектами и живыми организмами в том месте, в которое вы собираетесь переместиться.
В-третьих, путешествия во времени могут быть невероятно энергозатратными, что мы и видим в фильме «Назад в будущее» и романе «Конец вечности».
В-четвёртых, любое путешествие во времени может вызвать ряд последствий, независимо, в прошлом вы побывали или в будущем.
Самый важный вопрос, ЗАЧЕМ ВЫ ХОТИТЕ ПЕРЕМЕСТИТЬСЯ? Из-за научного интереса, желания увидеть будущее или узнать правду о прошлом? Это одно дело, причина веская и благородная. А что, если просто удовлетворить свои деструктивные наклонности или из-за простого баловства?