Писать о таких великих именах, как Айзек Азимов, всегда тяжело. Во-первых, написано о величайших мастерах фантастики много, имеется масса биографических очерков и целых томов исследований их жизни и творчества. Но я постараюсь не только пересказать важные вехи и неоценимый вклад такого писателя, как Айзек Азимов, в мировую науку и литературу, но и поделиться внутренними переживаниями, касающимися творчества великого учёного и фантаста.
Айзек Азимов родился 2 января 1920 года в Смоленской области, но ещё будучи ребёнком вместе с родителями перебрался в Соединённые Штаты. Настоящее имя писателя Исаак Юдович Озимов. Но при переезде его имя и фамилия приобрели более американский оттенок, отчего мы и знаем писателя именно как Айзека Азимова. Азимов является многократным лауреатом таких престижных премий, как Хьюго и Небьюл. Более того, именно ему принадлежат такие термины, прочно укоренившиеся в науке, как робототехника, позитронный, психоистория и многие другие.
Практически в каждом своём интервью писатель упоминал, что родился в России, а именно в Смоленской земле, там же, где родился первый космонавт Земли – Юрий Гагарин. Азимов даже отыскал это место на карте, в том числе и родные Петровичи, о чём позднее написал в своей биографии «Пока свежа память». Кстати, он даже отправил письмо в селение, которое до сих пор хранится в его краеведческом музее.
Спросите сами у себя, что вы знаете об А. Азимове. Основатель трёх законов робототехники? Несомненно. Первопроходец в идеях минимизации размеров живых организмов и предметов? И это тоже верно. Автор знаменитых фантастических романов и рассказов? Конечно же. Но это далеко не всё.
Своё творчество великий американский писатель не ограничивал только художественной прозой в жанре научной фантастики (science fiction), его перу принадлежат научно-популярные труды, касающиеся естественных наук, психологии, истории и медицины, а ещё, Азимов состоял в Комитете скептических расследований.
Комитет стал не просто прихотью учёных и писателей, он стал важной вехой в творческой и научной деятельности, в том числе и самого Азимова. Умея всматриваться за горизонты обыденности, остро чувствую плюсы и минусы развития технологий, писатель твёрдо стоял на позиции принципиального научного скептицизма. Отчего, начиная с 70-х, он и посвятил свою жизнь ещё одной деятельности – борьбе с псевдонаучными теориями, разоблачению всевозможных аферистов, ссылающихся на научные открытия и теории. Его перу даже принадлежит предисловие к известному труду легендарного иллюзиониста и разоблачителя экстрасенсорных способностей Джеймса Рэнди, под названием «Плутовство и обман«.
Вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном, Азимов составляет легендарную «тройку» основателей традиции англо-американской фантастически.
В одной из своих речей, великий американский классик заявил, что цель научной фантастики: донести до людей необходимость отказа от вражды. Люди Земли должны сотрудничать, а не вести войны, но достичь этого не так просто. Для этого должны быть какие-то методы, инструменты. И одним из таких методов Азимов считал научную фантастику.
«И я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, становятся насущными проблемами человечества…
Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству».
Жизнь в Америке для будущего отца-основателя научной фантастики началась с маленькой кондитерской лавки, в которой он помогал своему отцу. Работать Азимову пришлось много, особенно, когда в семье появился ещё один ребёнок – маленький брат будущего писателя. Вставал будущий мастер фантастики рано утром, примерно в 6 утра, и отправлялся разносить газеты, после чего возвращался в кондитерскую помогать отцу. В свободное время юный Азимов посвящал книгам, которые с жадностью «заглатывал» одну за другой.
В школе Азимов был отличником и уже в 11 лет написал своё первое произведение – историю о мальчиках из небольшого американского городка. Правда дописывать её он не стал, забросив книгу после восьми глав, но главное, что юный писатель осознал тогда, что в нём течёт писательская жилка. Пока это был лишь маленький ключ, бьющийся из благодатной почвы, но, наверное, даже юный Азимов не осознавал тогда, в какой океан таланта превратится этот маленький творческий ручей.
Если говорить о таланте Азимова, то стоит указать, что писатель ещё в детстве не только проявлял недюжинные способности к науке, но и неплохо осваивал языки. С самого детства, он владел английским и идиш.
В школу будущий писатель пошел в 5 лет, так как его мать исправила дату рождения. После окончания десятого класса, пятнадцатилетний Азимов поступает в колледж, который, увы, закрывается. Тогда будущий учёный решает поступить в Колумбийский университет в Нью-Йорке на факультет химии, где получает степень бакалавра, а затем и степень магистра по химии. Сначала, Азимов решает продолжить учёбу, отправляясь в аспирантуру, но затем, его планы меняются, и писатель принимает решение уехать в Филадельфию, чтобы начать карьеру химика на Филадельфийской судоверфи для армии. По случайности, там работал другой будущий «титан» научной-фантастики – Р. Ханлайн.
Популярность Азимову, как писателю, принёс его рассказ «Приход ночи». Это был классический фантастический рассказ, в котором шло повествование о некой планете, вращающейся в системе, состоящей из шести звёзд, поэтому ночь на ней посчастливится встретить разве что раз в 2049 лет. Рассказ был экранизирован, наверное, около 20 раз, попав при этом в антологию мировой фантастики. Более того, в 1968-м Американская ассоциация фантастов признаёт его лучшим из всех фантастических рассказов, когда-либо написанных на тот момент. Кстати, сам Азимов относился к своему рассказу довольно холодно. Для тех, кто пишет, такое чувство знакомо, когда получаешь благодарность и признание за совершенно посредственный рассказ или роман, в тот момент, как произведения, в которые ты вкладывал все силы, остаются незамеченными.
Но всемирная известность снизошла на писателя, после его легендарных историй, в которых ключевой философской сентенцией были «три закона» робототехники.
Рассказы были скомпонованы в сценарии для ряда фильмов «Я, робот». Последний, кстати, вышел с Уиллом Смитом в главной роли в 2004 году.
Решив наладить свою личную жизнь, фантаст отправляется на «свидание в слепую», на котором знакомится с Гертрудой Блюгерман, на которой в последствии и женится.
Как и многие из плеяды фантастов «новой волны», Азимов служит в армии, с октября 1945 по июль 1946 года. Кстати, в армии служили многие из классиков англо-американской фантастики. Например, Г. Гаррисон, Р. Шекли, Р. Хайнлайн. Отчасти служба дала им шанс не только обогатить личный опыт, но и разбираться в армейской специфике, которая потом прекрасно воплотилась в ряде романов и рассказов, например «Звёздный десант» или «Билл – герой галактики» (особенно чего стоит глава «Звездорубы»).
После службы писатель возвращается в Нью-Йорк, где и остаётся преподавать на медицинском факультете в Бостонском университете, получив до этого степень доктора биохимии.
Довольно странно, но в 1958-м Азимову перестают платить зарплату, оставляя его на должности преподавателя. К счастью для писателя, на тот момент его доходы от творческой деятельности во много раз превышали преподавательскую зарплату.
Как и многие творческие люди, Азимов не избежал подозрений в коммунистических идеях. Более того, ФБР подозревало писателя в сотрудничестве с коммунистами. Причиной тому послужил уважительный отзыв о Советском Союзе, как о первой стране, сумевшей направить атом в мирное русло, построив первую атомную электростанцию. К счастью, в последствии подозрения с него были сняты.
Азимову принадлежит новаторство в научной терминологии, о чём говорилось ранее. Кроме того, писатель не ограничивался художественной и научной деятельностью. Его перу принадлежат разного рода публицистические статьи, научно-популярные книги. Ценность публицистики Азимова трудно переоценить. Он один из немногих, кто доступно, при этом не теряя научной ценности, смог донести массовому читателю азы науки, рассказывал об исторических событиях, основах медицины и анатомии. В определённой степени, при всём своём новаторском духе, Азимов был немного старомоден, в чём и сам признавался. В своём эссе, посвящённом компьютерам, он самоиронично замечал, что игнорировал удобства печатания текста на компьютере, предпочитая печатную машинку. Но какого было его удивление, когда его взору открылись все возможности офисных программ.
В Азимове сочетался не только новаторский дух и классический научный образ, в нём сидел и бунтарь. Учитывая, что США до сих пор не исчерпала некие патриархальные тенденции, было смелым с его стороны открыто заявлять свои критические взгляды на религию и суеверия. Азимов даже выпустил несколько трудов, посвященных критическому анализу религиозных учений, чего стоит «Азимовский путеводитель по Библии» или «В начале». Кроме того, как упоминалось ранее, писатель вкладывал большие силы в борьбу с псевдонаучными теориями и учениями.
Но Азимов не был человеком, чей критицизм и скептицизм существуют только ради самих себя. Целью своего творчества мыслитель считал пропаганду мира и общечеловеческих ценностей. Кстати, вместе с рядом учёных он пропагандировал идею ошибочности взгляда на искусственный интеллект, как на некую мировую угрозу человеческой цивилизации.
Сам писатель рассказывал о своей деятельности так:
«История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны Дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми».
Как и многие гении, Азимов был своеобразной, но всегда самоироничной личностью. Имея довольно неплохой заработок, он практически не пользовался деньгами. Иногда, обращаясь к жене, он предлагал ей сходить в шикарный магазин, чтобы купить… несколько книг.
2 марта 1981 года американским астрономом Шелте Басом в обсерватории Сайдинг-Спринг была открыта малая планета, получившая имя великого писателя. Наверное, для фантаста это самая лучшая награда — увековечить своё имя в бескрайнем космическом пространстве.
Творчество Азимова многогранно. В нём сочетается и захватывающий сюжет, стремительно развивающийся с каждым листом книги, и философская глубина тем, затрагиваемых писателем. В первую очередь, это темы, посвящённые взаимоотношению людей. Даже роботы, заняв огромное место в его литературной Вселенной, стали некой гранью или даже неким зеркалом, в котором человек может увидеть самого себя.
В этом плане лучше всего передали азимовский дух идей взаимоотношений роботов и человека в фильме «Страховщик», хотя, в целом, фильм получил негативные отзывы (причиной тому, отчасти отсутствие типичной для массового кинематографа ориентированности на «экшн» и пресловутую голливудскую лирику).
Из творчества Азимова можно создать целую библиотеку знаний. Одних только его книг достаточно, чтобы донести читателю многие открытия, накопленные человечеством за многие столетия поисков, проб и ошибок.