Любой, не только литературный, творческий жанр имеет в качестве фундамента своего здания созвездия классиков. В мире космической фантастики одной из таких знаковых фигур является британский писатель Артур Кларк.
Его литературный дебют в жанре фантастики пришёлся на начало 50-х годов прошлого века. Это время можно назвать одним из самых романтических в начале космической эры человечества. Предчувствие выхода в космос первых земных ракет представляли собой благодатное поле для превращения вековых фантазий человечества в неблагодарное узкое горлышко научно-технической фантастики.
Первые шаги человечества в космос были похожи на робкие, неуверенные и трогательные шаги ребёнка, впервые в своей жизни пытающегося их сделать. Но уже тогда, вдохновлённые энтузиазмом покорения космического пространства человечеством, писатели-фантасты уверенно рисовали в своих произведениях о скорых и уверенных шагах посланников Земли в едва ли не самых удалённых звёздных системах. При этом акценты ставились в основном на всевозможные контакты с инопланетными цивилизациями, между тем как технические проблемы, связанные с преодолением проблем пространства и времени, опускались, будучи подразумеваемыми как само собою решаемое в обозримом будущем. В самом деле, массовый читатель «требовал» контакта с иным разумом гораздо более охотно, чем если бы скрупулёзно, через ряд технически непростых решений, вчитывался в «сагу» перехода летательного аппарата с одной орбиты на другую.
Почему Артур Кларк в своих произведениях не устремился, как многие его ровесники и коллеги по перу, к звёздам, а остался в пределах Солнечной системы? Почему, по мнению многих читателей, как поклонников его таланта, так и равнодушных к его творчеству, он «перегружал» свои произведения техническими деталями и, пусть оригинальными, но несколько приземлёнными, учитывая размеры Вселенной, идеями? Задавались ли когда-нибудь ему кем-нибудь подобные вопросы? Мы сами будем задумываться над этим ровно до того момента, пока не почувствуем увлекательность и вдохновенность его слога.
Справедливости ради нужно заметить, что нам судить Кларка легче, чем представителям его поколения. Они могли только прогнозировать развитие космических технологий на десятилетия вперёд. Тогда как мы можем подвести красную, конечно же, промежуточную, черту под этими прогнозами и воочию убедиться в обоснованности упомянутых предсказаний.
Первые научно-фантастические романы Кларка, вышедшие в свет в 1951-1952гг: «Пески Марса», «Прелюдия к космосу» и «Острова в небе». Главными героями в своих произведениях Кларк назначает отнюдь не сияющих героизмом профессии пилотов космических ракет, а обычных людей, волею судьбы оказавшихся за пределами нашей планеты. Справедливости ради надо отметить, что все они у автора имеют одну общую немаловажную черту – они любят космос. Это то и подкупает, скорее всего, читателя. Потому что сам читатель, если уж взял в руки книгу такого жанра, тоже неравнодушен к космосу и, к тому же, является представителем обычной земной профессии. И поэтому же читателю нравится не чувствовать себя учеником среди профессионалов где-то в задних рядах развивающегося сюжета, а быть главным соучастником разворачивающегося действия.
Итак, чем же удивлял Кларк в те годы поклонников своего таланта, какие смелые технические проекты автора могли вызвать дискуссии в рядах его читателей? Во-первых, это, конечно же, непривычная форма космических ракет. Останови на улице любого человека и задай ему вопрос: как будет выглядеть ракета для полёта на Марс? Девять из десяти, наверняка, расскажут про заострённый нос и расширенную часть с двигателями внизу корпуса. Может быть, один из десяти предположит, что в космосе, в безвоздушном пространстве, где нет сопротивления воздуха, обтекаемость корпуса совершенно неважна. Но это в наше время. А тогда, семьдесят лет назад, когда Кларк писал свои романы, кто, кроме специалистов, был в этом абсолютно уверен? Поэтому это первое предсказание Кларка, выглядящее совершенно естественно в наши дни, тогда было по сути революционным.
Во-вторых, это предвидение постройки в будущем стартовой площадки для межпланетных пилотируемых полётов на удалённой земной орбите или даже на Луне. И пусть автор ошибся в своих прогнозах относительно сроков, но понимающих необходимость такого технического решения сегодня большинство даже не среди специалистов.
В-третьих, это, конечно же, искусственная гравитация. Кто из нас не восхищается красивыми кадрами фантастических фильмов, где во время полёта большое кольцо космического корабля вращается вокруг своей оси? Кларк создает вращением гравитацию, закладывая технические решения во временные и пространственные проблемы будущего. И пусть он здесь тоже ошибся со сроками. Однако сегодня в таком развитии космической техники не осталось сомневающихся. Причём он не просто создает гравитацию, а и ещё адаптирует экипажи к выполнению предстоящих миссий. Так, например, во время перелёта к Марсу, где сила тяжести на поверхности планеты примерно в три раза меньше земной, вращение имеет характер постепенного замедления, чтобы ко времени прибытия к цели создать на космическом корабле для экипажей именно такое значение гравитации. Справедливо у него и обратное. При перелёте от Марса к Земле скорость вращения плавно увеличивается для обратной адаптации экипажей к условиям гравитации родной планеты.
Пожалуй, мы не сможем точно ответить на вопрос о следующем предсказании. У Кларка люди, рождённые на Луне, Марсе или проведшие там большую часть жизни, живут дольше. Это обуславливается у автора тем обстоятельством, что мышечная масса организма дольше служит человеку в условиях меньших нагрузок. Похоже, что это предсказание придется проверять уже будущим поколениям людей. А нам остаётся только предполагать вместе с автором.
Открыв книги Артура Кларка мы безоговорочно вошли в его мир. Спасибо ему за то, что он сделал его таким интересным.
Прочел его «конец детства». в сравнении с «Одиссеей», конечно роман слабоват, но лучшие традиции «новой волны» уже просматриваются.
А вообще Кларк «честный» автор, он пишет о том, что знает и в чем разбирается, поэтому его читать всегда интересно