Техника в фантастике

Техника в фантастике

«Ужасные страшилища двигались на поляну. Кособокие трёхколёсные велосипеды на паровом ходу, гремящие жестью тарелкоподобные аппараты, от которых летели искры и смердело горелым… паукообразные механизмы на длинных проволочных ногах, которыми они то и дело спутывались. Позади, уныло вихляясь, приближались шесты на колёсиках с поникшими зеркалами на концах».
А.и Б. СТРУГАЦКИЕ «Полдень XXII век»

Техника (от греч.  techne — ремесло, искусство) – специальные устройства и приёмы для выполнения разных проявлений трудовой деятельности человека. В руках нашего первобытного предка крепкая жердь становилась рычагом, а камень со сколами – рубилом. Этапами развития техники стало появление колеса. А затем открытие различных видов энергии (смотри статьи КОЛЕСО; ЭНЕРГИЯ).

Техника – дериват науки, а не магии или мистики. Любопытно, но в античных мифах техника, несмотря на всю свою фантастичность, занимала место едва ли не более значимое, чем в литературных творениях авторов, живших на закате средневековья. С одной стороны, мы можем вспомнить роботов–андроидов, сработанных богом Гефестом, крылатые сандалии Гермеса, диковинные конструкции и виды оружия, ставящие в тупик переводчиков «Махабхараты». С другой стороны, и сам Ф. РАБЛЕ не смог бы толком объяснить, что представляют упомянутые им «турусы на колёсах». А разве 1500 лошадей, тянущих Гулливера в стольный город лилипутов – это ли не топтание научной мысли и технических разработок на прежнем месте?

По-настоящему техника и фантастика «подружились» благодаря таланту Ж. ВЕРНА, в произведениях которого насчитывается немало технических новинок. Пусть только часть из них со временем реализовалась, но все они неизменно удивляли читателя. Представители «золотого века научной фантастики» переняли у писателя из Амьена эту способность и пошли дальше. Интерполяцией научно-технического прогресса отмечены произведения фантастов от Х. ГЕРНЬСЕКА до А. АЗИМОВА. Среди отечественных авторов можно провести схожую лишь по временным рамкам параллель от дерзкого на первом этапе своего творчества А. БЕЛЯЕВА до приверженцев пресной «фантастики ближнего прицела» В. НЕМЦОВА, В САПАРИНА, В ОХОТНИКОВА.

Правда, потрясение человека могуществом техники реальной и фантастической и надежды на её всесилие вскоре начали соседствовать с разочарованиями. Техника не оказалась панацеей от всех бед. Более того, зачастую она становилась всё более изощрёнными видами оружия. Но всё же интерес фантастов к изображению самых разнообразных машин и приборов (хотя бы в качестве необходимого для действия фона) не угасает, несмотря на развитие таких направлений как фантастика социальная или сказочная.

Машина – устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов, информации. В связи с этим различают машины энергетические, рабочие (технологические и транспортные) и информационные. Машины, выполняющие свои служебные функции практически без участия человека, называются АВТОМАТЫ. На приводимой ниже схеме отражены основные темы и понятия, относящиеся к разделу ТЕХНИКА.

Техника в фантастике

Не каждая из составляющих удостоена равным вниманием со стороны фантастов. Меньше всего, пожалуй, «повезло» технологическим машинам. Кому интересен технический паспорт или хронометраж рабочего дня производственного робота из рассказа А. АЗИМОВА «Робби». Гораздо важнее, как складывались его трогательные взаимоотношения с маленькой девочкой, увидевшей в роботе настоящего друга и раньше всех распознавшая зарождение в нём искусственного интеллекта. Можно сходу ещё припомнить лишь два-три ярких момента связанных с описанием фантастического производственного оборудования (машины-вихри пламени в «Эдеме» у С. ЛЕМА, да трудяги-големы в повести «72 буквы алфавита» Т. ЧАНА).

Устремление фантастов во «внутренний космос» человека отодвинуло далеко на задний план сверкающие никелированными боками устройства и механизмы, с помощью которых фантастические персонажи пытались выведать тайны природы, создать и накопить для себя материальные блага в неограниченных количествах. Наконец, чего там греха таить, некоторые «наполеоны» стремились подчинить как можно больше себе подобных.

А затем наступила пора информационных технологий со своими горизонтами, с компьютерной спецификой и зачатками нанотехники.

В принципе развитие техники должно характеризоваться постоянным повышением ряда её качественных показателей.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

Хорошим примером универсальной машины служит финверсер – устройство для выделения чистого кислорода из углекислого газа. При помощи регулирования режимов работы финверсер может использоваться как двигатель, отопитель, бур, резак, сигнализатор и оружие (Ю. БРАЙДЕР, Н. ЧАДОВИЧ «Ад на Венере»).

А в рассказе Б. ШОУ «Невероятный дубликат» изобретён пульт управления, идентичный на всех видах транспортных устройств.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Изредка встречаются удивительные машины, изготовленные по старым и начисто забытым инопланетным технологиям. Среди таких устройств – Производитель, способный завалить каким-то серым порошком целую планету и все обозримые окрестности, пока не будет введена в действие специальная, но очень дефицитная приставка (Р. ШЕКЛИ «Лаксианский ключ»).

ТОЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИИ

С точностью до атома копируют оригиналы ратоматы в повести Г. ГУРЕВИЧА «Мы – из Солнечной системы».

МИНИАТЮРИЗАЦИЯ

Принципиальная идея миниатюрной техники была высказана в художественной форме в повести Н. ЛЕСКОВА «Левша».

Качество технических устройств вообще и их отдельных деталей в частности определяется требованиями к их характеристикам, в том числе к размерным. Идеальная подгонка всех деталей возможна при таком уменьшении допусков на размеры. Когда они становятся соизмеримыми с молекулами (смотри статью НАНОТЕХНОЛОГИИ В ФАНТАСТИКЕ)

НАДЁЖНОСТЬ

Искусственный спутник планеты, построенный пришельцами с Цефея, исправно функционирует на орбите в течение более двух веков. (И. ЕФРЕМОВ «Час Быка»). Сравните этот срок со средней «продолжительностью жизни» нынешних искусственных спутников Земли, и вы в очередной раз убедитесь в превосходстве гипотетической инопланетной техники.

Кстати, о ней, так горячо чтимой фантастами. Даже в самых замысловатых технических устройствах инопланетян проступают уж очень знакомые черты. Это было не только подмечено, но и спародировано в рассказах К. БУЛЫЧЁВА «Дар данайца» и К. СОШИНСКОЙ «Космотехника» во времена, когда самая ранняя информация о нанотехнологиях ещё не появилась в публикациях в научных журналах.

ТЕХНИКА — СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ

На субсветовом космическом корабле «Таймыр» экипажу в форсмажорной ситуации «не следовало бы прибегать к легенным ускорениям», — говорится в повести А. и Б. СТРУГАЦКИХ «Полдень. XXII век». А измученные звездоплаватели взяли, да и прибегли, вследствие чего «Таймыр» детринитировал сквозь пространство-время оказался в будущем веком позже. Значит, возможность преодолеть световой барьер скорости уже принципиально могла быть реализована в силу конструктивных особенностей техники.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В фантастике первой половины 20-го века, когда больше внимания уделялось ракетам, роботам и путешествиям на другие планеты, относительно мало внимания уделялось информационным технологиям.

Мало кто мог себе представить настолько стремительное развитие коммуникационных сетей, в частности, Интернета, а также мобильной связи. Если карманные коммуникационные устройства ещё были представлены, то с распределённой по серверам всего мира информационной сетью дело обстояло не так выраженно. А ведь сегодня уже, не говоря о будущем, любому человеку можно купить сервер, дедик, VPS и стать одной из миллионов ячеек этой глобальной сети. Каких-то 50 лет назад мало кто мог себе такое представить. И информационные технологии продолжают развиваться со скоростью, за которой сложно уследить.

В романе Ф. ДИКА «Игроки с Титана» некие рошморовские устройства в технике делают её разумной и в меру разговорчивой.  На следующем (?) этапе развития техники, она совершенствуется без участия человека. Но если в рассказе М. ПЭТ «Стратегия регенерации» манипулятор, оторванный от космического корабля, сам себя достраивает до целого из подручных средств то у Г. ФРАНКЕ («Наследники Эйнштейна») эти же процессы происходят при достаточно странных условиях. Все науки находятся под запретом, никто не занимается даже изобретательством.

Существует и такая точка зрения, что человечество рано или поздно сгубит технологический путь развития земной цивилизации. Так не поменять ли, наконец, человечеству магистральный путь развития?  Эти мотивы характерны для творчества К. САЙМАКА. Но в его же романе «Наследие звёзд» точка зрения противоположная. Из-за постоянных сбоев техники люди уничтожили все машины, технологии и даже упоминания о них в литературе. Вслед за этим наступает Эпоха Бед с её голодом, болезнями и варварством.

В романе Дж. МИНИ «Бомба-свастика» всё отдано на откуп биотехнологиям, однако вторая мировая война со всеми её ужасами всё равно происходит. Свои нелёгкие проблемы существуют и у общин людей, обладающих парапсихологическими способностями.Это только лишний раз подтверждает мнение одного из персонажей романа И. ЕФРЕМОВА «Час быка», высказанное им на основании неизгладимых впечатлений, полученных в социально неустроенном мире: «Самая главная трудность, как всегда, не в технике, а в людях».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.