Волшебные миры Кира Булычёва

алиса селезнёва

Мы постепенно рассказываем вам про знаменитых и талантливых писателей-фантастов. Сегодня речь пойдёт о любимом авторе детства.

Кир Булычёв писатель своеобразный, больше известный своими произведениями, ориентированными на детскую аудиторию. Каждый из нас помнит легендарный фильм об Алисе Селезнёве, однако Кир известен и «взрослыми» произведениями, а также научной деятельностью, но под своим настоящим именем Игорь Можейко.

булычёв

В фантастику Булычёв пришёл не сразу, начав свою карьеру с работы слесарем, а после окончания на рабфаке, поступил на юридический факультет, параллельно работая инспектором профсоюза.

В одной из своих инспекторских проверок Булычёв познакомился со своей будущей женой, чью девичью фамилию и взял для литературного псевдонима.

Мать будущего писателя, чью фамилию он тоже использовал для псевдонима, была дочерью преподавателя фехтования Первого Кадетского корпуса и до революции обучалась в Смольном институте благородных девиц. Да и у самого писателя были дворянские корни, которые он пытался скрывать.

В 1957 году Булычёв окончил Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. После двухлетнего пребывания в Бирме, писатель поступает в институт востоковедения, пишет для многих научных изданий.

Парадоксально, но Булычёв запомнился миллионам, как автор детских фантастических книг, однако его перу принадлежат разного рода статьи для таких известных журналов, как «Вокруг света», «Азия и Африка сегодня».

Занимаясь историей стран Юго-Восточного региона, Булычёв начинает писать. Первый его рассказ назывался «Маунг Джо будет жить», и опубликован он был в 1961 году. Но фантастические произведения историк писал под псевдонимом, отчего мы и знаем Игоря Можейко, как писателя Кира Булычёва. Первым фантастическим произведением стал перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи.

гостья из будущегоСвой псевдоним Можейко скомпоновал из имени жены и девичьей фамилии матери. Первоначально на обложках фигурировало имя Кирилл, но позже писатель сократил его до Кир.

Боясь, что институт востоковедения разразится критикой за творчество фантаста, Булычёв скрывал своё настоящее имя, вплоть до 1982 года.

Булычёву повезло со славой, его любили многие советские читатели, его произведения были экранированы и не один раз. Самым популярным, наверное, был пятисерийный сериал «Гостья из будущего», а в 1982 году писатель стал лауреатом государственной премии СССР за сценарий к фильму «Через тернии к звёздам», а также за полнометражный мультфильм «Тайна третьей планеты».

При вручении премии тайна псевдонима была раскрыта, но страхи писателя не сбылись, увольнять за фантастические произведения его никто не собирался.

Через тернии к звёздам

нийя

Именно на фильме «Через тернии к звёздам» и хотелось бы остановиться. Фильм снят на высочайшем уровне и, несмотря на отсутствие передовых технологий, используемых для создания спецэффектов в зарубежных кинокартинах, все фантастические сцены в этом фильме выглядят реалистично.

Произведение и фильм повествуют о чудом спасшейся девушке-инопланетянке. Как позже оказывается, эта девушка – искусственно созданный человек с далёкой планеты. Создана она была, как и прочие умершие её сёстры для борьбы с диктатором, погрузившим планету в коллапс.

Как выясняется позже, главная героиня по имени Нийя обладает невероятными способностями, делающими её живым оружием. Кроме этой силы, у девушки есть ещё одна особенность — её практически невозможно уничтожить привычными способами.

олигархЖивя в доме астронавта Лебедева, который и спас Нийю, девушка впервые видит чистую воду и воздух, которым можно дышать, не опасаясь за свою жизнь и за своё здоровье. Но что-то терзает её, что-то манит в космическую пустоту. Сбегая на космолёте, Нийя пытается вернуться в умерший космолёт, ставший братской могилой для её сестёр и отца.

Едва не погибнув в вакууме, девушка вспоминает зачем  её создали. Она должна была спасти свою планету. По сути, погибающая планета Десса, населённая озлобленными жителями и изуродованными мутантами, есть некое гипертрофированное изображение Земли, вернее её потенциального будущего.

Маленький карлик-олигарх Туранчокс пользуется бедственным положением планеты, экономически полностью оккупирует её. Вскоре все средства жизнеобеспечения начинают носить товарную маску фирм Туранчокса.

Жители планеты не желают этого понять, более того, они с лёгкостью бросаются в объятия лжи, порождённой олигархом. Он обвиняет во всём бедную девушку. Жители Дессы начинают воспринимать её как врага, обвиняя во всех бедах, в уродстве своего тела и своей души.

Но больший вред по амбициям и власти олигарха наносят земляне, которые направляются на измученную планету, чтобы очистить атмосферу. У них это начинает получаться и тогда олигарх прибегает к крайней мере…

Нет смысла пересказывать сюжет, просто посмотрите фильм. Это шедевр советской фантастики, снятый под музыку величайшего композитора всех времён и народов А. Рыбникова.

Подземелье ведьм

подземелье ведьмВ 80-е была попытка снять некое подобие зарубежных фантастических блокбастеров. Картина получила название «Подземелье ведьм». Надо сказать, что для многих зрителей кино пришлось по вкусу, ведь в нём была фантастика и какая-то рыцарская романтика. Однако это лишь одна история из цикла о космическом инспекторе, персонаже столь популярном в советской фантастике (вспомним того же Янина в мультфильмах Тищенко).

Но рассказ о Булычёве был бы не полным без сборника «Кому это нужно?». Рассказы, собранные в нём не описывают другие миры, планеты, космические путешествия, вы не встретите в нём яркие краски детских историй. Нет, в сборнике вы увидите привычный быт, пыльную тоску комнат и улиц, в которую вдруг внезапно врывается чудо… Волшебство, коротким мгновением вспыхивает в обычной серой жизни.

А мораль рассказов проста – не упустите чудо, спешите увидеть радость в жизни, сборник необычен и я настоятельно советую его прочесть. Он малоизвестен, впрочем, как и имя советского фантаста сегодня, но для тех, кто привык слышать о Булычёве в разрезе историй о девочке Алисы, этот сборник будет приятной неожиданностью.

Маша Распутина - Я и ты

Знаменитая дилогия «Посёлок» и «Перевал» была экранизирована советскими мультипликаторами, но, если вы не читали повесть, вы вряд ли поймёте суть мультфильма. Но всё изменится, если вы откроете первые страницы повести. Казалось бы, типичная приключенческая фантастика, но эти две части повести читаются на одном дыхании. В ней хорошо показан психологизм главных героев. Что не отнять у Булычёва, так это умение раскрывать психологию своих героев. По фильмам и мультфильмам этого не рассмотреть, но в книгах этот нюанс просматривается чётко и ярко.

громозекаНесмотря на самую разную аудиторию читателей произведений Булычёва, он навсегда останется вечным юношей, который всё ещё надеется на космическое путешествие, который покоряет миры, спасается от космических разбойников.

Писатель настолько проникся собственными историями о девочке Алисе, что даже дал это имя своей дочери. Наверное, его жизнь так и осталась за перевалом, где покоятся руины разбитого космического корабля, а жители планеты ждут девочку Алису в сопровождении доброго Громозеки.

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.