«Переходя улицу, оглянись по сторонам»
Правила движения в городе Арбатове.
Улицы – пространство для передвижения между двумя рядами домов и строений. Очень практичное изобретение, появившееся с концентрацией населения в достаточно больших поселениях. Очевидно, первыми улицами стали участки дорог, а их главными достопримечательностями, как в реальности, так и в фантастике – строения, транспорт и прохожие.
Почти универсальный случай представлен в «Былинах о богатыре Артемии»: «Загорелось гневом сердце молодецкое, разозлился богатырь до крайности, выхватил богатырь арапник и принялся молотить разбойников. Как махнёт – улица, отмахнётся – переулочек». Если богатырь ещё и на лошади ехал – то полный ситуационный набор: «строения» (они же «прохожие») и транспорт.
Есть и другая особенность получения такого рода улиц, перенесённая в реальность – отсутствие чёткой и продуманной планировки. Понимание её необходимости пришло ещё в античности, но, как всегда специфика на местах, порой сопровождалась «гримасами» и издержками. При строительстве Санкт-Петербурга люди с великим трудом возводили дома, потом приходил царь Пётр Великий и велел сносить те из них, которые ему мешали прокладывать «першпективы». Его образ в качестве одного из прототипов «новатора» Угрюм-Бурчеева использовал М. Е САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН в повести «История одного города».
Что же можно обнаружить фантастического, прогуливаясь по обычной, казалось бы, улице?
Улицы и переулки — таблички
Помимо названий улиц таблички могут нести на себе и другую информацию. Да и, прочитав в советском городе надпись: «проспект Уэллса», человек проницательный, призадумается насчёт возможных «сюрпризов». В рассказе Г. ГОРА «Лифт» персонаж, минуя всяких там кодовые замки, которые для эпохи социализма были не характерны на подъездах, запросто попадает в семидесятиэтажный жилой дом, и…
Вход в другое пространство
Идея эта как раз и принадлежит Г. УЭЛЛСУ, придумавшему рассказ «Дверь в стене». Позже её «обкатали» С. АБРАМОВ «Приключения на Лесной улице» (полное отсутствие чуда при аналогичных обстоятельствах) и Дж РОУЛИН, поместив где-то в Лондоне «Косой переулок», вход в который невидим для маглов (вторичность идеи плюс навязанная сегрегация населения).
И. ВАРШАВСКИЙ оказался намного удачливее, с юмором поведав, как на одной из британских улиц под действием телепатического сигнала население бросилось громить винные магазины. («Происшествие на Чайн-род»).
Улицы и транспорт
Будки для телепортации на каждом перекрёстке обнаруживаются в романе Л. НИВЕНА «Мир-Кольцо». Многоуровневая структура улиц с созданием антигравитационных видов транспорта наглядно видна в фильме «Пятый элемент». Было бы даже интересно посмотреть на магазин, где можно лежачих полицейских купить для подобных воздушных улиц. Интересно, какого вида они были бы в таком случае и вряд ли они тогда назывались бы лежачими. Пожалуй, магазины бы назывались как-то типа «Мир висячих полицейских» или что-то в этом роде.
Вообще первенство по оригинальности мышления в области фантастических улиц следовало бы отдать, тем авторам, кто мастерски связал градостроительную и социальную составляющую. В памфлете ЛАО ШЭ «Записки о кошачьем городе», улиц нет, ибо агрессивные от природы фелиноиды принципиально не хотят уступать друг другу дорогу, сворачивать с пути своего следования.
В повести К. БУЛЫЧЁВА «Нужна свободная планета», только «блюститель порядка» один знает, точнее, всякий раз по-новому определяет, где находится место пешеходного перехода.