Транспорт в фантастике

Транспорт в фантастике

ТРАНСПОРТ – это весь совокупный комплекс технических средств передвижения, коммуникационных линий и вспомогательных устройств, предназначенных для перемещения грузов и пассажиров.

История становления реального транспорта началась в связи с необходимостью быстро перемещаться на дальние расстояния.

Человека можно условно рассматривать как маломощный, но зато обладающий достаточно высокой проходимостью шагоход (см. ШАГОХОДЫ), произведённый самой природой. А из всех «дорог» природа наспех позаботилась только о реках. Таковы были скромные исходные данные для борьбы за увеличение скорости, мощности и проходимости всех видов транспорта. Кстати, укрупнено все они подразделяются на наземные, водные и воздушные типы транспорта.  История фантастического транспорта начинается с нерешительного вытеснения его гужевой части. Это неумение отказаться от привычных форм тяговой силы. Паровой андроид отдувается за лошадку.

Транспорт в фантастике

Следующий качественный этап наступает, когда нет необходимости что-то шагающее отстёгивать от конструкции и ставить в стойло. Стремительные изменения здесь в конструкции транспорта реального и фантастического вносит использование электричества и магнетизма. Помимо лошадей или позже паровых машин, а также уже более продвинутых двигателей внутреннего сгорания, монтированных спереди транспортного средства, зачастую применялись различные прицепы для увеличения объёма и грузоподъёмности транспорта.

Так в наши дни есть прицепы для всех видов транспорта, разве что не для самолётов. Для тех же квадроциклов, снегоходов, аквабайков, велосипедов и многого другого имеются свои прицепы. И ломаются такие прицепы тоже не реже, чем сами транспорты, к которым они крепятся. А как же иначе, если движутся по одной дороге или поверхности. Так что купить запчасти для прицепа и самого транспорта, положить их в этот самый прицеп и двинуться в дальний путь должен, как говорится, не только лишь каждый.

Транспорт в фантастике 1

Встречаются фантастические миры, обитатели которых и понятия не имеют ни о каком транспорте. Это касается как гуманоидов (В. КУЗЬМЕНКО «Древо Жизни»), так и негуманоидов (Ф. СУРКИС «Перекрёсток»). Речь идёт о так называемых «нетехнических цивилизациях», не утративших ни одного звена, связующего их с окружающей природой. В этих мирах никто не будет ждать приезда кареты скорой помощи. Не увидишь там верениц цистерн с топливом. Да и общественный транспорт не нужен там, где нет ни клетушек-квартир, ни промышленных предприятий.

Но вернёмся в миры, где развитая техника рано или поздно становится отличительной чертой любого фантастического социума. Д`Артаньян в 17-ом веке потратил три дня для того, чтобы, не щадя лошадей, добраться из Парижа в Лондон. Сегодня для такой поездки понадобится не менее трёх часов. Филеас Фогг и его верный Паспарту в девятнадцатом веке объехали вокруг света за 80 дней. Юрий Гагарин в веке ХХ-ом проделал тот же путь за час с несколькими минутами.

Надо ли ещё доказывать, что скорость движения транспорта, совпадавшая до изобретения телефона со скоростью передачи информации, напрямую влияла на прогресс цивилизации? А он, в свою очередь, подстёгивает скорости передвижения людей по всей планете. Если раньше место жительства работника было связано с местом работы, то теперь можно жить в одном городе, а работать в другом. Во всяком случае, в Европе и в Америке это достаточно распространённое явление.

В Германии аналитики просчитали, что процветание бизнеса, а, следовательно, доход в бюджет государства за счёт налогов напрямую зависит от качества дорог и средств передвижения по ним. Однако, насколько бывает комичен «навороченный» автомобиль, накрепко застрявший своими колёсами в луже, находящейся чуть в стороне от скоростного шоссе.

Транспорт в фантастике 2

А ведь люди грезят постройками планетолётов и звездолётов, где реальные успехи пока намного скромнее предполагаемых фантастами (см. ТРАНСПОРТ КОСМИЧЕСКИЙ). Космические транспортные аварии – вещь на многие порядки серьёзнее, чем их земные аналоги. Наряду со скоростью и мощностью на первый план выступает показатель надёжности.

Пора подвести некоторые итоги.

Фантасты прекрасно понимают зависимость уровня цивилизации от уровня развития транспорта. В рассказах А. КЛАРКА люди, используя обычные реактивные ракеты, едва выбираются дальше пояса астероидов. Герои «космических» романов Р. ХАЙНЛАЙНА проводят многие годы, перемещаясь в пределах Солнечной системы. Персонажи А. и Б. СТРУГАЦКИХ в Мире «Полдня» добиваются лучших результатов, не отказываясь от космических кораблей, но лишь с открытием «гиперпросачивания» сквозь пространство-время.

Только на таком качественном уровне развития транспорта можно покорить и заселить Галактику, а дальше на очереди Вселенная, перемещение по бескрайним просторам которой имеет смысл только с развитием телепортации, как бы её не именовали; «фазовый сдвиг» или «джамп». А фантазия получает дополнительный простор. Л. БУДЖОЛД, например, рисует независимые миры-государства, экономика и культура которых потеряла бы слишком многое, не будь п-в-туннелей.

«Осколочные культуры» фигурируют в романе Д. СИММОНСА «Гиперион», напоминая организм, утративший связи между всеми своими органами. Необходимый прогресс в развитии транспорта не наступил. Но возможен и регресс. В. ВИНДЖ в романе «Пламя над бездной» придумал такое грозное природное явление как «медленность», которое способно захватить целую область галактики и в этом случае даже передвижение со скоростью света становится невозможным, цивилизации отрезаются от своих систем и вынуждены тысячелетиями вживаться в роль робинзонов.

Реальный «потолок» показателей: скорость – мощность – проходимость имеется во все времена и качественно пробить его под силу только гипотетическим транспортным средствам, таким как МАШИНЫ ВРЕМЕНИ или кабина для осуществления нуль-транспортировки (смотри ТЕЛЕПОРТАЦИЯ И ТЕЛЕКИНЕЗ).

Р. Масленников, Н. Маркалова

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.