Кому-то может показаться, что после инженера Гарина, персонажей Беляева и Ефремова, рассказывать о героях коммерческой фантастики и комиксов будет чем-то кощунственным, но с нашей стороны, это было необоснованным снобизмом. Снобизм заключался бы в игнорировании целого пласта культуры, а также попыток осмысления многих сторон фантастики.
А поговорим мы о самом «реалистичном» и мрачном из персонажей развлекательной фантастики – Бэтмене.
Кто такой Бэтмен?
Этот персонаж давно перерос свой статус героя комиксов, так как появились многие кино и анимационные версии, в которых поднимаются самые различные остросоциальные темы.
Бэтмен сочетает в себе мрачность, какую-то обречённость и от этого становится этаким воплощение рыцаря печального образа. А началось всё в далёких 30-х годах, а именно в мае 1939 года, когда в 27-м выпуске Detective Comics, наряду с привычным и популярным Суперменом, появляются мрачные детективные истории о герое, лишённом каких-либо чудесных способностей, действовавшем, в отличие от Супермена, с помощью своей хитрости, смекалки, а также приёмов японской борьбы джиу-джитсу, тогда бешено популярной в Европе и Америке.
«Рождение» Бэтмена
Не всё понятно с генезисом Бэтмена. По одним источникам его «отцом» был Боб Кейн, но после ряда тяжб и расследований, пальму первенства в этом вопросе передали Биллу Фингеру, которого считали его соавтором. По некоторым источникам, предтечей всех супергероев в цирковом трико стал персонаж «Фантом», чем-то очень схожий с Бэтменом, так как тоже не обладал никакими сверхспособностями и имел такой же мрачный типаж.
Первый выпуск Детективных комиксов с участием Бэтмена назывался «Дело о Химическом синдикате», но свою самостоятельную линию сюжета, этот персонаж получает в 40-х.
А началось всё с того, что издатели компании National Publications, ныне известная, как DC Comics решили начать работу над выпуском журналов с новым персонажем. Откликнулись на это Боб Кейн и Билл Фингер. Кейн предложил само название – «Бэтмен», а также выполнил рисунок нового героя, очень похожего на Супермена, только в красном трико, так же без перчаток, в небольшой маске, позади которого торчали крылья, как у летучей мыши.
Да уж, если бы, Бэтмен выглядел сейчас так же, вряд ли он стал таким неповторимым.
Фингеру не понравился такой облик нового персонажа. Именно благодаря ему у Бэтмена появляется полностью закрытая маска, плащ вместо крыльев и, к счастью, исчезает красное трико. Но просто придумать персонажа мало, нужно дать ему настоящее имя и биографию, сделать его по-настоящему неповторимым. Тогда Фингер берёт за основу вполне исторического персонажа, шотландского дворянина Роберта Брюса. Это был настоящий светский лев и любимец женщин. Биография будущего героя была компилирована из событий массовой культуры 30-х, а также жизни самого Кейна. Если Фингер вдохновлялся комиксами о «Фантоме» и «Тени», а также историями о Шерлоке Холмсе, то Кейн черпал вдохновение из фильмов «Знак Зорро» и «Шёпот летучей мыши».
«Семейный» спор «отцов» Бэтмена
Фингера упоминали как автора историй о Бэтмене до середины 60-х. В 1965 году, всё же, имя художника всплывает на страницах журналов, но только как создателя Загадочника. Позже, после смерти Фингера, Джерри Робинсон, работавший вместе с создателями Бэтмена, выступил с критикой единоличного присвоения Кейном прав на персонажа.
Здесь ещё сыграла политика DC, которая считала уместным указывать имена художников, но не писателей, создававших истории. Ссылались они на то, что главенствующим в данном случае должен быть тот, кто привлёк внимание читателей, а заметнее всего в этом вопросе именно художники.
«Новая жизнь» Бэтмена
Реалистичность историй о Бэтмене стала исчезать во времена Второй мировой войны, когда индустрия комиксов и без того не изобилующая смысловыми сюжетными линиями, стала отдавать предпочтения более лёгким историям, следуя общей тенденции в массовой культуре США. Читатели с удовольствием воспринимали незатейливые сюжеты, а индустрия развлечений делала всё, чтобы обогатить массовую культуры чем-то расслабляющим, отвлекающим от острых тем войны.
Бэтмен представлялся тогда, как респектабельный гражданин в обычном городе. Кроме того, ему в помощь вводятся новые персонажи, такие как Робин – мальчик акробат из цирка, затем Бэтгёрл и Бэтвумен. Появляются фантастические сюжеты с пришельцами, роботами, но это стало для Бэтмена роковым. Популярность комиксов с его участием начинает падать.
В таких случаях, многие авторы комиксов прибегали к методу Конан Дойля, они «убивали» своих персонажей. Но «смерти» Бэтмена не удалось было случиться, так как сценаристом в компании DC стал Джулиус Шварц. Он помнил времена мрачных детективных историй о Бэтмене без засилья пришельцев и фантастических персонажей. Новый художник – Кармайн Инфантино переработал костюм Бэтмена и его бэтмобиль. Бэтвумен и космические персонажи были удалены из проекта, был «убит» Альфред – бессменный дворецкий Брюса. Но, как и в случае с Шерлоком Холмсом, создателям комиксов пришлось «воскресить» Альфреда из-за давления общественности.
Популярности Бэтмену добавил и телевизионный сериал, шедший в 60-х годах на американском телевидении. Но рейтинг историй о Тёмном рыцаре снова начал падать, и тогда писатель Деннис О´Нил и художник Нил Адамс предприняли ряд попыток вернуть Бэтмену нео-нуарный облик, подобно ранним историям о нём. Это немного приостановило падение популярности Бэтмена, но она так и продолжала колебаться, вплоть до 80-х.
Настоящим перерождением Бэтмена стала мини-серия Фрэнка Миллера. Это была настоящая «бомба», вернувшая Бэтмену прежний успех. Именно эта серия и задала ту самую популярную эстетику безнадёжности и безрадостности Бэтмена. Позднее она легла в основу двухсерийной полнометражной картины «Возвращение Тёмного рыцаря» и голливудской трилогии 2000-х.
Не менее успешным и жёстким стал комикс «Убийственная шутка», позже лёгший в основу одноимённой анимационной картины. В ней Джокер ранит Барбару – дочь комиссара Гордона, лишая её возможности ходить, а затем истязает самого комиссара, стремясь сломить его психику. Неординарна и развязка истории, в которой Бэтмен пытается донести Джокеру, что не хочет его убивать, что ему нужна помощь.
Позднее, Бэтмена объединяют с другими персонажами DC, но это придаёт ему какую-то кукольность, хотя он и сохраняет в этой команде обособленность и мрачный вид. В начале 80-х создатели комиксов создают сюжетную версию, по которой Бэтмен покидает «Лигу справедливости», создавая свою команду – «Аутсайдеры». Эти истории продолжались до середины 80-х, но потом были отменены.
Отличительная черта Бэтмена
Думаю, пересказывать «достижения» Бэтмена в области физических упражнений и способностей, как это делается на сайтах поклонников комиксов, глупо. Это всё же не реальный персонаж, а наш сайт не является фан-клубом DC, однако стоит отметить его отличительные черты.
Повторимся, Бэтмен не является обладателем суперсил, это обыкновенный человек, но именно это и добавляет прелести его образу. В знаменитой кинотрилогии «Тёмный рыцарь», место Уэйна занимает другой персонаж, надевая костюм «Летучей мыши».
Другой отличительной чертой является его угрюмость и умение просчитывать всё наперёд. В частности, в одном из выпусков «Лиги справедливости», кто-то из злых персонажей выкрадывает секретные файлы Бэтмена, в которых содержится информация о слабых сторонах и возможностях победы над участниками «Лиги», включая и над Бэтменом. На вопрос, зачем он собрал такую информацию, Бэтмен ответил, что каждый из супергероев не только защита планеты, но и её угроза, а если его сотоварищи этого не понимают, то в «Лиге» ему делать нечего.
Кто такой Бэтмен?
Наименее и наиболее удачные экранизации историй о Бэтмене
Лучшие анимационные версии:
- Конечно же, наиболее успешными явилась дилогия Миллера: «Возвращение Тёмного рыцаря», в которой были подняты остросоциальные вопросы, такие как безразличие власти к проблемам рядовых граждан, прикрытие своих имперских целей, якобы, заботой о своём народе. В ней происходит хрестоматийная схватка Супермена и Бэтмена.
- «Бэтмен: Нападение на Аркхэм». Эта история стала предтечей «Отряда самоубийц», но с более динамичным сюжетом. Здесь отличная прорисовка и, на мой взгляд, лучший внешний вид Бэтмена. Картина изобилует чёрным юмором, в ней присутствуют эротические сцены, да и в целом мрачная прорисовка и откровенные сцены насилия делают её совершенно не детской.
- «Бэтмен: Тайна Женщины-летучей мыши». Несмотря на детскую анимацию, сюжет картины очень динамичный, детективный и остросюжетный. В ней нет откровенных сцен насилия, фантастических персонажей, кроме одного, даже Человек-пингвин показан нормальным персонажем, без привычного поедания сырой рыбы.
Ещё один плюс — адекватный образ Робина, который всегда выглядел как-то неестественно рядом с брутальными персонажами. Он либо был откровенным ребёнком, либо проблематичным подростком, да ещё и незаконнорождённым сыном Уэйна. Здесь же это вполне привычный нам подросток-акробат, при том с хорошим чувством юмора, умеющий примечать важные моменты и сглаживать многие проблемные вещи уместной иронией. А самое главное, в этой истории загадочный персонаж Бэтвумен.
- «Бэтмен: Начало». В целом, нельзя назвать картину очень уж удачной, в чём-то в ней много наивности, однако она интересна, в ней так же присутствует остросоциальный подтекст.
- «Бэтмен: Рыцарь Готэма». Это анимэшная версия историй о Бэтмене и как всякое анимэ, картина затянута, изобилует жёсткими сценами боёв, но при этом выдержана в том самом нео-нуарном стиле, присущем общей эстетике повествований о Тёмном рыцаре.
- «Бэтмен и Супермен: Враги общества». Это одна из немногих историй о «Лиге справедливости», которая не выглядит чрезмерно наивной и утомительной из-за обилия героев с невероятной полубожественной силой. По сюжету Лютер – главный враг Супермена избирается президентом США. Американское общество пребывает в состоянии кризиса, плюс к этому прибавляется астероид, приближающийся к Земле, что и играет на руку знаменитому интригану. Супермен и Бэтмен отказываются помогать Лютеру, считая, что все его гуманные высказывания, только ширма. Из-за этой позиции оба супергероя оказываются в положении «persona non grata». За их голову назначена огромная награда и теперь каждый злодей, да и герой пытаются найти двух бунтарей.
- «Убийственная шутка». Очень жёсткий мульт, который нельзя отнести к разряду детского видео. В ней Джокер ранит Бэтгёрл, действующую вопреки советам Бэтмена. Она является дочерью комиссара Гордона и, чтобы сломить волю полицейского, Джокер устраивает фотосессию тяжело раненой и обнажённой Бэтгёрл, специально чтобы спровоцировать комиссара на необдуманные поступки. Гордон отправляется на спасение дочери, но попадает в западню, в которой Джокер решает психологически истязать комиссара с целью превратить его в безумца, оправдав тем самым собственное безумие.
Бэтмен находит комиссара, пытаясь донести Джокеру, что его насилие не увенчалось успехом, а самому злодею нужна помощь. Необычен и конец истории, в которой Джокер, понимая что попался в руки Бэтмена, спрашивает его, собирается ли тот его избивать, раз наконец поймал его. Но Уэйн отвечает отказом, сказав, что ему не хочется финала, в котором кто-то из-них двоих погибает, он хочет ему помочь. И в этот момент в лице Джокера мелькает совершенно иная гримаса, тень перемены. - «Лига справедливости: Парадокс источника конфликта». Эта брутальная история, рассказывающая, как Флэш попадает в альтернативную реальность, в которой его мать остаётся жива, но зато всё остальное выглядит совершенно непривычно, включая самого Бэтмена, который… убивает. От этого его бояться ещё больше, но как оказывается позднее, Бэтменом является не Брюс, а его отец, так как Уэйн младший и его мать погибают от руки преступника.
Худшие анимационные версии:
- «Бэтмен: Дурная кровь». В этой картине Бэтмена постоянно истязают, держат в плену, плюс к этому оказывается, что у него есть сын, которого воспитывают как фанатика-садиста. Всю картину Бэтмен пытается с ним совладать, когда не содержится в плену. Плюс к этому появляется Бэтвумен, которая является лесбиянкой, в конце притащив в команду Бэтмена Бэтгёрл… свою любовницу.
В картине много какого-то негатива, именно негатива, а не мрачности.
- «Лига справедливости против Юных Титанов». Не то, чтобы картина уж совсем плохая, но в ней много волшебства, ведьм, демонов, борьбы с Сатаной, что превращает её в какую-то версию игры «Варкрафт». Снова появляется Робин – сын Бэтмена, с ужасным характером, постоянно ссорящийся со своим отцом.
- «Тёмная Вселенная». Это какая-то смесь Волшебника страны Оз и Властелина колец. Какие-то волшебники, черти, демоны, летающий волшебный дом, никакой интриги, примитивный сюжет и сама фигура Бэтмена в картине совершенно неуместна и, практически, бесполезна.
Лучшие киноверсии:
- Конечно же, на первом месте находится трилогия о «Тёмном рыцаре», хотя из всех частей мне нравится только вторая, третья вовсе мне кажется слабоватой, она слишком затянута и жутко пафосна, с сильным налётом антикоммунистических идей.
- «Бэтмен против Супермена». Не могу сказать, что это очень удачная картина, но в ней наиболее успешный образ Бэтмена и актёр, его играющий. Он мрачен, лишён лиричности и пафоса, его преследуют, привычная нам обречённость и бескомпромиссность. Собственно, только это и «вытаскивает» фильм.
- Первые две картины о Бэтмене конца 80-х, начала 90-х. На самом деле, назвать их «сильными» сложно, просто на фоне остальных они ещё как-то интригуют, в них присутствует нео-нуарная эстетика «бэтменианы», так что, с натяжкой, на фоне последующих версий, как уже говорилось, можно отнести её к более-менее удачным.
Худшие киноверсии:
- Вот с кино Бэтмену повезло меньше всего, и в разряд наихудших я бы отнёс все экранизации, после конца 80-х и до знаменитой трилогии о Тёмном рыцаре. Это какие-то кукольные версии с совершенно глупыми персонажами. И всё это напоминает тот самый кризис историй о Бэтмене, когда он превратился в яркого супергероя, сражающегося с инопланетными захватчиками.
- Сериал 60-х. Подобное кино тех времён смешно выглядит по определению, но когда видишь драки и костюмы, смешно становится вдвойне. Сошлёмся на то, что это первые киноверсии о Бэтмене.
Ещё задаётесь вопросом: кто такой Бэтмен? Наверное, среди всех комиксных персонажей, Бэтмен остаётся наиболее успешным и прогрессивным, наделённым своеобразной эстетикой и социальным подтекстом.