Беседа о комиксах

Беседа о комиксах

Беседа о комиксах в России

Комиксы. Детское развлечение или новая веха в истории печатной продукции? Массовая культура или нечто более архаичное, древнее? Ну, а что мы знаем о комиксах? Собственно, очень мало, а о комиксах в СНГ и, в частности, в России, мы знаем ещё меньше.

Что же нам мешает узнать больше? Так, давайте постараемся это сделать, и помогут нам в этом Дмитрий Степин и Александр Хлопков – сценаристы российского комикса «Второй».

Общая информация о проекте: «Второй» – это российский комикс о скучном обывателе, который неожиданно превращается в суперзлодея. Постоянная авторская команда состоит из сценаристов Дмитрия Степина, Александра Холопова и колориста Дмитрия Дубровина. Каждый выпуск рисуется отдельным художником. В создании «Второго» приняли участие Евгений Белоусов (Texic), Рафаэль Тер-Степанов, Тамара Бояринцева (muha), Елена Скиталец, Валентин Поткин, а также Артём Траханов и Ярослав Астапеев.

Общая информация об издательстве: Издательство «42» выпускает комиксы на русском языке с 2012 года. Издательством публикуются как переводы иностранных комиксов («Круто Сваренный»; «Неуязвимый»; «Ходячие Мертвецы»), так и оригинальные отечественные проекты («Dreadcore»; «И немножко рока»; «Второй»). Недавняя новинка «Красный Конь» создана российскими авторами, но впервые публиковалась за рубежом.

Здравствуйте. Расскажите, с чего начались увлечения комиксами и насколько это прибыльный бизнес на территории СНГ?

Лично моё увлечение комиксами началось, наверное, так же, как и у большинства российских читателей – сначала были супергеройские мультики, игрушки и атрибутика в середине 90-х, в 98-м я узнал, что существуют комиксы о Бэтмене, а в начале нулевых уже появилось то самое издательство «Комикс». Потом, когда их серии стало труднее найти в киосках, переключился на англоязычные комиксы уже в цифровом виде. Словом, стандартная история, почти любой фанат расскажет то же самое.

Если говорить о прибыльности на территории СНГ, то однозначного ответа нет. В двух столицах России издательства и магазины в основном производят впечатление, что у них всё в порядке. Все работают, магазины открывают филиалы и расширяют ассортимент, издательства радуют новыми лицензиями. В регионах издательства поменьше, магазины поскромнее, прибыль у них, естественно, тоже ниже. Но вообще лучше всего об этом могут рассказать сотрудники соответствующих организаций. Что касается именно оригинальных российских комиксов, больших доходов они пока не приносят, но этого никто и не ждёт.

Откуда появилась идея комикса «Второй», почему именно житель Москвы становится суперзлодеем? Является эта история неким гротеском?

Мне однажды пришла в голову такая завязка для истории: ничем не примечательный человек сидит дома, а потом выходит на улицу и избивает прохожего. А потом ещё кого-нибудь. А потом ещё. Масштаб конфликта нарастает, ставки поднимаются, и… Потом стало понятно, что нужен сколько-нибудь связный сюжет. По мере того, как мы с Сашей его обдумывали, от первоначальной идеи осталось не всё, но оно и к лучшему.

Выбор места действия был настолько очевидным, что я даже не помню, обсуждали ли мы какие-то другие варианты. Я живу в Москве, Саша проводит здесь много времени, для нашей истории нужен был российский мегаполис – конечно, Второй крушит Москву, что же ещё?

И, разумеется, во «Втором» присутствует гротеск. Человек в боевом экзоскелете вбивает в асфальт лысеющего мужика в гавайской рубашке! И всё это в декорациях относительно приближенного к реальности мира. Хотя, если бы комикс писался сейчас, в нём было бы гораздо больше трэша и меньше попыток сделать его правдоподобным.

В середине 90-х по телевидению показывали передачу, посвященную истории комиксам: «Комикс-БУМ». Есть ли сегодня подобные проекты?

Честно говоря, никогда раньше не слышал о такой передаче. Сейчас на нашем телевидении вроде бы нет ничего связанного с комиксами, но комикс-сообщество обитает в основном в интернете, и помимо специализированных сайтов есть, например, видеоблогеры, работающие с комиксной тематикой. У некоторых весьма впечатляющая аудитория, надо сказать.

Насколько комиксы «посерьёзнели» за историю? Их популярность изменилась, если да, то в какую сторону?

Вряд ли «серьёзность» – это критерий, по которому следует оценивать комиксы, тем более на таком большом временном промежутке, как их история, и во всём многообразии направлений и жанров. В мэйнстримных супергеройских комиксах периодически приходит и уходит мода на «темнореалистичнодлявзрослых» (сейчас вот снова сходит на нет), в андерграунде такой цикличности нет, потому что относящиеся к нему комиксы в принципе разнообразнее, и в них нет смысла сводить всё к одному качеству («серьёзность», «красивый рисунок», «глубокий посыл»). Да и потом, что такое «серьёзность»? Вот Angry Youth Comix, где Джонни Райан детально исследует приёмы классических стрипов и мультфильмов, но использует их для поражающих воображение сортирных шуток – это серьёзно или нет?..

Степень популярности комиксов тоже менялась много раз и продолжает меняться. В Америке были периоды (например, конец 30-х — начало 40-х или начало 90-х), когда комиксы могли продаваться миллионными тиражами (по разным причинам). Сейчас, если продажи серии превышают сотню тысяч, это уже достижение. Подобные цифры можно было наблюдать в начале 80-х, но тогда и рынок был устроен совершенно иначе, с тех пор комиксы переместились из газетных киосков в специализированные магазины (хотя в любом «Barnes and Noble» тоже найдётся комиксная секция). А вообще я где-то читал, что комиксы — единственный вид печатной продукции, продажи которого в Штатах уже который год растут, а не падают.

В России читателей, конечно, гораздо меньше, но я уверен, что со временем ситуация будет улучшаться.

В чём секрет популярности таких, типично, комиксных героев, как бэтмэн, супермен, люди-икс и прочее? Могут ли российские создатели комиксов предложить достойный ответ?

В ярких образах, которые формировались десятилетиями, многократно меняясь, но сохраняя самые значимые черты. Не хотелось бы делать категоричных заявлений, но я думаю, что ни российские, ни американские авторы не создадут нового Супермена или Человека-Паука. Свои лучшие идеи авторы стараются приберечь, чтобы сохранить себе права на них. А один автор не сможет запустить столь мощную франшизу и поддерживать её достаточно долго, чтобы она заняла своё место рядом с какой-нибудь Лигой Справедливости.

Но.

Отдельно взятый автор может создать персонажа или историю, который/которая, благодаря своим тем или иным качествам, приобретёт культовый характер и просуществует очень долго. Поэтому ни один русский персонаж не станет Бэтменом, а вот каким-нибудь Хеллбоем или Скоттом Пилигримом? Почему бы и нет.

И ещё хочется отдельно подчеркнуть один нюанс. Супергероика – всего лишь отдельно взятый жанр, за пределами которого комиксы могут принимать любые формы. Во многих формах совсем необязательно превращение главного героя из личности в образ, создание франшизы на основе такого образа, подчинение дальнейших сюжетов идее поддержания образа, как это происходит с героями Marvel и DC. На первый план может выйти что угодно. Я не помню даже имени главной героини из «Today Is The Last Day Of The Rest Of Your Life», но помню необычайно человечную и наполненную эмоциями историю. Появление в России комикса, производящего аналогичное впечатление, представляется не только возможным, но и вполне вероятным.

У каждой сферы деятельности человека есть своя философия, которую могут признавать, могут не признавать, но она есть. Например, Ж. Делез выводил Философию кино, Ж. Бодрийяр Философию фотоискусства, а философия комиксов в чём состоит?

Не стоит рассчитывать, что мы сейчас выдадим нечто очень глубокое и осмысленное, настолько, что это можно будет сохранить в веках (Смеется). Но кое-что сказать мы можем…

Общая основа, базис, философия любого искусства, в том числе и комиксов, как нам кажется, – это передача чувств, эмоций, ощущений и историй, которые за ними стоят. Истории – это основное, на чем стоит комикс.

Какими проектами вы можете порадовать русскоязычного читателя? Комиксы о чём или о ком пользуются наибольшей популярностью в России и в странах СНГ? Чем наши вкусы отличаются от зарубежных читателей?

У нас пока что есть только «Второй». Планы на будущее существуют, но мы ещё не готовы ими поделиться.

Складывается впечатление, что русские читатели более открыты к комиксам, отличным от супергероики «большой двойки», нежели зарубежные. Хотя об этом судить не мне, а людям, имеющим статистику продаж, конечно же.

Можно ли сказать, что комикс – наследник древних повествований, которые рассказывались с помощью картинок на стенах храмов или дворцов? Может ли комикс, в таком случае, считаться чем-то архаичным?

Если верить Скотту МакКлауду (а он крайне убедителен), такие повествования и были первыми комиксами. Архаичным… Если литература или музыка тоже архаичны, то да. Но скорее здесь лучше подойдёт формулировка «у комиксов очень древняя история».

Кто эти люди, которые делают комиксы? Это взрослые с детской душой или обычные среднестатистические обыватели?

Кто их только не делает. Авторы комиксов очень разные.

Что вы можете сказать про тех, кто увлекается комиксами? Кто ваша аудитория?

Те, кто увлекается комиксами, — молодцы. Наша аудитория состоит из людей, которые любят комиксы как таковые и испытывают интерес к разнообразным отечественным проектам. Мы рассказываем простую и прямолинейную историю, и она имеет очень низкий порог вхождения.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал".Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.