«Там, на Марсе моём,
Жизнь всегда в цвету.
Я вам как-нибудь о нём
Лекцию прочту».
В. ШЕФНЕР «Марсианин».
Марсиане — как много в этом слове загадки, фантазии и мечтаний человечества.
Уровень ареологии в начале ХХ столетия предполагал и положительный ответ на сакраментальный вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?». Сказывались и «уровень незнания», и сенсационные наблюдения астрономов, и популяризаторское искусство К. ФЛАММАРИОНА, и, конечно, творчество фантастов, которые, подпитывая веру в ближайших космических соседей, видели в них либо друзей-альтруистов, либо, наоборот, смертельных врагов земного человечества. Либо разумных зооморфов, либо гуманоидов, красавцев или же уродцев. Рассмотрим эти разночтения и творческие метания фантастов подробнее.
А. ЛЯКИДЭ в романе «Астрономическая одиссея» (1890) описывает марсианскую цивилизацию как цивилизацию высшего типа, где господствует справедливое общественное устройство. Средства производства принадлежат всему обществу, а управление им централизовано. Марсиане почти не отличаются от людей. Автор сделал попытку изобразить жизнь будущего в соответствии с революционными идеалами того времени, перенеся действие с Земли на другие планеты. Вектор дружбы обозначился раньше, чем обвинения во враждебности.
Продолжим романом Г. УЭЛЛСА «Война миров», (1897), где марсиане агрессивные головоногие пришельцы. Тон вражды был задан и задан он основательно. Земная цивилизация с её дредноутами и «Большими Бертами» оказалась бессильной перед ходячими треножниками и тепловыми лучами марсиан. А они, в свою очередь, не устояли перед земными болезнетворными микроорганизмами.
Череда подражателей УЭЛЛСА растянулась на века и охватила несколько поджанров. Сатиру на предателей и коллаборационистов создавали Л. ЛАГИН («Майор Велл Эндью»), а также А. и Б. СТРУГАЦКИЕ («Второе нашествие марсиан»).
Фильм «Марс атакует» (США. 1996), несомненно, пародия. Незадачливые миротворцы с голубями подстегнули начало конфликта. А злобных пришельцев погубила запись голоса старого кумира от поп-музыки. Но мы отвлеклись и ушли далеко в будущее.
Главный герой повести В. ИНФАНТЬЕВА «На другой планете» (1901) слышит в свой адрес упрёк в антропоморфности. Далее он видит истинного марсианина в образе одноглазой громадной жабы с птичьей головой, которая оканчивалась единственным воронкообразным ухом. Цвет чешуи был ярко-синим. Туловище оканчивалось бобровым хвостом. Вместо рук у марсиан были жёлтые хоботы, помимо которых они также имели клешни. Типичная навороченная химера!
Тем не менее, марсиане опередили землян на тысячу лет. Музыку они воспроизводят на фонографах, информацию передают по телефону и посредством кинематографа. Бумажные книги вытеснены аудиокнигами. Для перевозки грузов у них есть пневматическая почта и скоростные («с быстротой пушечного ядра») железные дороги. Также они создали «воздушные экипажи»-электроходы в форме алюминиевого лебедя. ИНФАНТЬЕВ также упоминает термины аэроплан и локомобиль. Для освещения марсиане используют «электрические солнца» в виде воздушных шаров. Само электричество добывается у марсиан с помощью водяных колёс, которые приводят в движение динамо-машины.
Поскольку на Марсе нет рек, то перепад уровня воды осуществляется в водонапорных башнях посредством тепловой энергии солнца. Продукты питания искусственного происхождения. В общественных столовых еда заказывается с помощью кнопок. Уборка помещений осуществляется автоматически («точно по щучьему веленью»). Товары приобретаются в «общественных магазинах» по жетонам. Помимо магазинов, упомянуты гостиницы, приюты для детей и театры. Также из аппаратов упомянут «психоскоп», позволяющий читать чужие мысли.
Марсиане антропоморфны или как
Важная веха — роман А. БОГДАНОВА «Красная звезда» (1908). Главный герой Леонид совершает путешествие с марсианами на их родину.
Незнакомец убеждает Леонида, показывая свой настоящий облик, скрываемый с помощью тщательно сделанной маски. Главное отличие марсиан — огромные глаза, необходимые в условиях марсианской малой освещённости. Черепа у марсиан треугольником вниз, из-за чего верхняя части лица широкая, а нижняя — узкая.
Социальное устройство на Марсе — коммунизм. Все работают сознательно, переходя с одного предприятия на другое по мере необходимости в том или другом продукте. Полное равноправие полов, отсутствие классов, свободные сексуальные отношения, нет частной собственности и т. д.
У Леонида возникает роман с марсианкой. Тот ещё стереотип! Нэтти, Дея, Аэлита, Геда, Матоа. Ли… марсианские красавицы…
В конце концов, герой узнаёт, что марсианское общество рьяно обсуждает проблему нехватки энергетических ресурсов — радиоактивных материалов, которые в изобилии есть на Земле. Одна из сторон обсуждения предлагает для этого колонизировать Землю, но так как земное человечество в силу его эгоистичности не отдаст ресурсы добровольно, предполагается полностью его уничтожить. Другая сторона предлагает освоить Венеру, где радиоактивных материалов ещё больше, но из-за очень сложных природных условий разработка их очень рискованна. Выясняется, что дружба и идейное единство могут отступить, когда речь заходит о выживании цивилизаций…
— Позвольте! — воскликнет возмущённый розовощёкий фэн — А где же основатели «золотого века фантастики?» Почему не было ни слова о них?
— А в очередь! Уважайте и помните предтеч!
1912 год. Э. Р. БЕРРОУЗ начинает свой «марсианский цикл». Цикл обширен и размазан во времени написания. Поэтому, чтобы не упустить важное, обратим внимание на роман Х. ГЕРБСЕКА «Ральф 124С41+» вышедший в свет в 1915 году. Там очень хорошая концентрация фантастических деталей, но кое-что уже придумали и предшественники. Нас интересует облик марсианина.
По описаниям американского фантаста, рядовые марсиане имеют: «…рост около 10 футов, их огромные тела похожи на бочку, а сверху возвышается большая несуразная голова с громадными, словно раковины, ушами шириной около фута и хоботообразным носом длиной 3 фута. Ещё более жуткое впечатление производят их глаза, которые как бы сидят на длинных стеблях, которые могут удлиняться и укорачиваться, словно подзорная труба. Один вид этих чудовищных глаз может загипнотизировать. На голове марсианина мы замечаем две громадные антенны – органы телепатии, которые служат ему средством общения с другими марсианами. Рот его похож на расплющенный клюв.
Всё тело покрывает густая растительность, похожая на шерсть, которая служит защитой от холодов. Руки и ноги тонкие и хрупкие, на каждой руке по восемь пальцев, а вместо ступней огромные лапы с перепонками между пальцами… Поскольку сила притяжения на Марсе мала, там никогда не было плотной атмосферы, поэтому, чтобы не погибнуть, марсианам пришлось значительно развить свои лёгкие; отсюда их колоссальная грудь, из которой практически и состоит всё тело.
Марсианки на шесть дюймов меньше, чем марсиане. У них несколько более изящная талия, но главное, что отличает их от мужчин – это двойные антенны. Так что у каждой четыре антенны вместо двух. Это важное качество всегда позволяет им переговорить своих мужчин и сбить их с толку. Таким образом, подлинная власть на Марсе находится в руках женщин».
Похоже, что в силу именно последнего обстоятельства марсианину в романе Х. ГЕРНБСЕКА и захотелось похитить земную девушку…Это, если и напоминает гуманоида, то только отдалённо. Тут надо отдать должное БЕРРОУЗУ, который заселил Марс (Барсум) сразу нескольким расами и на протяжении тридцати лет обогащал биологию, этнографию, культуру, религию и науку соседней планеты. В этом деле путь А. ТОЛСТОГО («Аэлита», 1924) оказался короче, но колоритнее в некоторых частностях (магацитлы с Атлантиды, ассимиляция рас, классовая борьба).
Роман Ф. РИДЛИ «Зелёная машина» (1926) примечателен тем, что Марс оказался царством гигантских разумных муравьёв.
Лао Шэ «Записки о кошачьем городе» — это роман-антиутопия в жанре фантастики. Издан он был в 1932 году. В это время Китай переживал смутный период истории. В романе Лао Шэ показал свое видение современного ему Китая и в художественной форме отразил картину происходящего. Главным героем романа является китайский астронавт. Он вместе со своим напарником отправился на Марс, но из-за катастрофы во время посадки корабля, друг главного героя погибает.
Рассказчик (повествование ведется от первого лица) сразу же встречается с жителями этой планеты — марсианами. Они представляют собой людей-кошек, которые внешне очень похожи на больших котов, но ходят на задних лапах как люди.
Как подметил один подлинный марсианин, хорошо знакомый с творчеством земных фантастов, большинство авторов изображали марсиан уродцами, а марсианок – прекрасными дамами, ничуть не смущаясь такого внутривидового противоречия (Э. ГАМИЛЬТОН «Невероятный мир»).
Ёмкое, но очень поэтичное описание марсиан принадлежит Р. БРЭДБЕРИ: «Были они смуглые изолотоглазые». И погибли прекрасные гуманоиды от негативных качеств землян: тупости и эзоизма, вынесенных в космос.
И завершат галерею колоритных марсиан-аборигенов хрупкие гуманоиды, внешне похожие на бородатых древнеперсидских правителей мужчины и прекрасные, как куколки Барби, женщины.
В романе С. ЖЕМАЙТИСА «Багряная планета» они обитали на Марсе тысячи лет назад, погубили планету, и с помощью землян надеются на восстановление огромной утраты.
Вообще же в фантастике чётко прослеживается тенденция отказа от прямых контактов с живыми марсианами, по мере того как ареологии всё больше разочаровывали энтузиастов, надеявшихся на общение с инопланетянами одной из ближайших к нам планет. Иногда осуществлялся крен фантазии в сторону встреч с марсианами, находящимися на грани вымирания (К. САЙМАК «Седьмой», другое название «Мираж»; Ю. ЯНОВСКИЙ «Лонговит» Р. ЖЕЛЯЗНЫ «Роза для Эклезиаста»). Одновременно была задействована гипотеза обочагах жизни в Солнечной системе постепенно смещающихся в сторону нашего светила. Исходя из неё, марсианская цивилизация была предтечей цивилизации земной, а она, в свою очередь, когда-нибудь даст начало венерианской, меняя базовые места своего обитания.
Но массовая миграция марсиан на Землю в прошлом должна была бы оставить в реальности неизгладимый след. Раз этого не произошло, то в повести А. КАЗАНЦЕВА «Внуки Марса» марсиане перебираются сразу на Венеру, где их ждут дикие чащи местной растительности. Не всем удаётся миновать Землю. Последний звездолёт наших космических соседей, решивших покинуть Солнечную систему, совершает здесь вынужденную посадку (Д. МИХУ «Синяя планета»).
Некоторые «оторвавшиеся от коллектива» марсиане скрываются на Земле поодиночке (А. КАЗАНЦЕВ «Марсианин») или мелкими общинами; в высокогорных местностях их принимают за «снежных людей» (А. ДНЕПРОВ «Послесловие к Уэллсу»).
Однако реальность заставила ускользнуть всякую надежду на существование высокоорганизованных марсианских форм жизни сразумом. Лишь в рассказе Дм. БИЛЁНКИНА «Чара» произошла встреча земного космонавта с местным представителем «кошачьих». Не обнаружилось здесь и каких-нибудь даже мелких муравьёв или червей (Г. ГАРРИСОН «Тренировочный полёт»: А. и Б. СТРУГАЦКИЕ «Ночь на Марсе»). Планета оказалась столь же пустынной и безжизненной, как Луна.
Постепенно фантасты предпочли склонять читателя к мысли, что марсиане когда-то были, но искать их уже бесполезно в силу хотя бы одной из перечисленных ниже причин.
- В XVI–ом веке на Марс обрушился огромный поток космических лучей, что сделало там условия для существования практически непригодными (А. ГРОМОВА, В. КОМАРОВ «По следам неведомого»).
- Марсиане стали жертвами вторжения инопланетян, обстрелявших их мир термоядерными ракетами (Я. БАЙЛА «Тайна астероидов»).
- Марсиане сами уничтожили себя в ходе междоусобной ядерной войны (В. ВЛАДКО «Тайна его спутников»).
- Марсиане давно покинули пределы Солнечной системы (Р. НОР «Трое с Сириуса»).
- Аборигены Марса ушли в антипространство (М. ЕМЦЕВ, Е. ПАРНОВ «Последняя дверь»).
- На Марсе прекратилась рождаемость. Персонаж рассказа Р. ЖЕЛЯЗНЫ «Роза для Экклезиаста» ухитрился застать этот процесс ещё при живых марсианах, находящихся на грани вымирания.
- Носители разума могут быть небелковыми существами или трансформироваться в неорганические формы жизни (в кристаллы) уже в конце своего эволюционного пути (Г. МАКСИМОВ «Вероятность равна нулю). В рассказе В. ПОКРОВСКОГО «Таблицы Роршаха» на Марсе открыт феномен «песчаных дьяволов». Возможно, это уникальное проявление разума. Но уникум исчез из-за того, что какие-то два-три высокопоставленных ублюдка не смогли разделить между собой славу их открытия.
Некоторые ученые предполагают, что у Марса вполне могла быть атмосфера, похожая на атмосферу Земли. И она была уничтожена около 65 миллионов лет назад. Вы не находите странным, что примерно в это же время на Землю упал, как было написано выше, огромный астероид? Быть может эти события были как-то связаны?
Может ли оказаться так, что цивилизация, некогда населявшая Марс, просто переселилась на Землю в поисках убежища? Предварительно убив 75 процентов земной жизни, в том числе те ее формы, которые могли представлять опасность. Просто направив на Землю огромный кусок камня. Может быть мы на самом деле и являемся теми самыми «марсианами», которых отчаянно и безуспешно пытаемся найти?
Есть и еще одна странность, которую обнаружили ученые. И, по мнению некоторых энтузиастов, она является убедительным доказательством существования в далеком прошлом цивилизации на Красной планете. Что же это? Это так называемая «ядерная сигнатура» в марсианской атмосфере, которая соответствует земной после проведенного в воздухе ядерного испытания. По словам исследователей, в атмосфере Марса отчетливо прослеживается повышенное содержание ксенона-129. А единственный известный нам процесс, в ходе которого появляется ксенон-129 – это ядерный взрыв.
История повторяется?
Проектна документація є важливою состовляющей будь-якого солідного проекту. Замовити експертизу проектної документації на Україні стоїть біля кваліфікованих компаній.