«Мы можем сколько угодно соприкасаться с Марсом, настоящего общения никогда не будет».
Р. БРЭДБЕРИ «Марсианские хроники».
«Да, Марс обманул всех; он обманывал всех уже второе столетие».
С. ЛЕМ «Ананке».
1. МАРС — МИФЫ, ДОМЫСЛЫ И СОМНЕНИЯ
Четвёртая по удалённости от Солнца планета была названа в честь бога войны Марса за свой кажущийся зловещим тусклый красноватый оттенок. Марсианские почвы очень богаты железом и потому придают данной планете преобладающую красно-бурую краску.
Не римское, а греческое имя того же бога войны – Арес невольно вспоминают в связи с ареографией – наукой о рассматриваемой планете в целом.
За исключением метрополии Древнего Рима, Марс в качестве бога пользовался заметно меньшим почётом, чем прочие его древнеэллинские собратья. Этот забияка постоянно губил людей и радовался кровопролитным битвам. Даже Зевс недолюбливал своего задиристого родного сына. А благодаря козням родной сестры Ареса – Афины – простой смертный по имени Диомед смог поразить бога воины копьём под стенами Трои. Чудовищный вопль раненого божества потряс и ахейцев и троянцев. В фильме «Война богов. Бессмертные» (США, 2011) Зевс сам губит своего драчливого сына-ослушника.
Однако поклонение Марсу и его воплощениям — берсеркерам возобновляется в космическую эру на уровне сектантства (Ф. САБЕРХАГЕН «Храм Марса»)
Не сложились сносные отношения у людей с Аресом в древности, да и в наши дни нет гладкости в процессе изучения планеты Марс. Всё началось с активных астрономических наблюдений за Марсом в конце XIX века. В 1864 году внимание наблюдателей привлекло странное интенсивное свечение на поверхности этой планеты. Ещё более загадочными оказались сверкающие там белые пятна, впервые замеченные в 1873 году. Слишком оптимистически настроенные умы приняли их за сигналы от жителей Марса. Появление этих белых точек на одном и том же месте совершенно исключало версию об отблесках облаков. Можно было предположить, что это заснеженные горные вершины, однако высота их была бы просто невероятной.
Заметка о марсианских феноменах, опубликованная журналом «Nature» в 1984 году, побудила Г. УЭЛЛСА взяться за создание романа «Война миров», где вторжению марсиан предшествуют как раз те самые белые образования, трактуемые как стартовые вспышки планетолётов захватчиков. На самом деле внятного объяснения загадка природы так и не получила, равно как появление, а затем и внезапное исчезновение марсианских образований похожих на гигантские трещины. Их наблюдал итальянский астроном Дж. Скиарпелли, а затем кто-то опрометчиво назвал эти разломы «каналами». Для фантастов «каналы» оказались на долгое время теми самыми искусственными сооружениями, что якобы построили разумные марсиане. Воды на Марсе действительно маловато. Оттого появление ирригационных систем казалось закономерным хотя бы в далёком прошлом этой планеты. В романе К. ЛАССВИЦА «На двух планетах» означенные грандиозные сооружения построены силами одной марсианской сверхдержавы.
Однако скептики давно рассчитали, что для создания всех марсианских каналов потребовался бы труд двухсот миллионов рабочих по строительству около тысячи Суэцких каналов. Впрочем, были и другие мнения. В романе А. АБАШЕЛИ «Женщина в зеркале» (1931) марсиане запросто меняют конфигурацию сети своих каналов, превращая их, таким образом, в информационную картинку для оповещения землян. В реальности конфигурация видимых с Земли линий на поверхности Марса и в самом деле менялась, но реальная скорость изменений не позволила бы закодировать даже необходимый минимум информации.
Став притчей во языцех, «каналы» вдруг вообще перестали быть видимыми с Земли! У фантастов нашлись объяснения и на этот счёт:
- Метаморфозы на Марсе – результат халатности и полной разболтанности в работе бездарных сотрудников института, сместившихся в этот регион из будущего на машинах времени (С. ЛЕМ «Звёздные дневники Ийона Тихого»).
- От начала до конца вся история с лжеканалами – мелкие проделки проштрафившихся демонов (В. ОРЛОВ «Альтист Данилов»).
- За каналы были приняты границы между силовыми полями, экранирующими от землян истинную картину жизни на Марсе. Техника аборигенов усовершенствовалась, стыки затянулись (Э. ГАМИЛЬТОН «Невероятный мир»).
Во времена начала космической эры в реальности изучение Марса беспрестанно сопровождается невероятно высоким процентом досадных потерь автоматических станций, словно кто-то умышленно гробит земные космические аппараты, как только те вот-вот обнаружат очередную марсианскую тайну.
Разобраться в чём тут дело могли бы участники экспедиции на рассматриваемую планету. Но и живым людям можно заморочить головы, как это происходит в «Марсианских хрониках» Р. БРЭДБЕРИ, а также совсем по-иному в российском кинофильме «Четвёртая планета» (1995), где планета Марс неожиданно оказывается одним из «живых миров», иногда встречающихся в фантастике (смотри статьи ЖИВЫЕ МИРЫ, НООСФЕРА). Когда к рассматриваемой планете были запущены уже около двух десятков автоматических станций, то примерно половина (!) их полётов закончилась полным провалом. Причём досадные неудачи преследовали именно те проекты, что были разработаны во времена более развитого общего уровня космонавтики по сравнению с началом 1960-х годов. Станции Марс-6, Марс-7, Фобос I, Фобос-II, Марс-Обсервер выходили из строя в самый ответственный момент, а то и вовсе терялись. Что это: стечение роковых обстоятельств или результат воздействия разумных сил?
Не поддаётся расшифровке фотография, полученная с Фобоса-II, на которой запечатлено какое-то веретенообразное тело и перечёркивающая кадр вертикальная полоса, словно по земному аппарату ударили лазерным лучом. Со станции Викинг-2 сделан снимок в Сидонии, где с высоты видны контуры исполинского женского лица. Дальнейшие исследования «марсианского сфинкса» показали, что загадочное образование не исчезло в точности так же, как пресловутые «каналы», но его контуры подозрительно быстро «размылись». Но неугомонные любители сенсаций углядели на соседней планете, то таинственный блестящий предмет, то притаившегося между камней зверька-рептилию, то местного бигфута…
Наконец, следующими по счёту загадочными марсианскими объектами стали так называемые «стеклянные черви». Предположительно это полые внутри или полые при формировании туннели диаметром от пятидесяти метров и более. Длиной они в несколько километров, но самое главное, имеют гофрированные очертания характерные для… хорошо известных нам земляных червей! Слово «стеклянный» в термине появилось из-за того, что оболочки «червей» иногда отражают солнечные лучи. Наибольшее количество таких трубообразных объектов обнаружено на равнине Ацидалия, часть которой составляет и вышеупомянутая местность Сидония с её сенсационными видами ландшафта. Происхождение этих феноменов не выяснено. На этот счёт существуют четыре версии, названия которых говорят сами за себя: природная, техногенная, биогенная и биотехногенная. Ни одна из версий, не считая, может быть, первого варианта, не исключает существование на Марсе жизни, в том числе и разумных её форм. Ведь Ацидалия находится в северном полушарии Марса, где предположительно когда-то плескался океан глубиной в пять-шесть километров. Это великолепие исчезло после глобальной катастрофы – падения сразу трёх огромных астероидов, кратеры от которых сохранились и поныне. В рассказе К. ХАСИНТ и М. РЕНХЕЛЯ «Чужие коды» марсианский разум развивался по пути упрощения жизненных форм наряду с повышением их эффективности, что обернулось его отказом от всякого активного воздействия с окружающей средой. На безжизненной, казалось бы, планете нашлись и невероятные артефакты. Но наряду с ними с тем же успехом могли бы сохраниться и охранительные системы, препятствующие нежелательным вмешательствам извне.
Самая большая неожиданность, связанная с Марсом, фигурирует в книге Р.А. КЕННЕДИ «Тривселенная» (1912). Рассматриваемая планета делится на две части, будто живая клетка. Возникают два существа и начинают пожирать прочие тела Солнечной системы. Какие уж тут могут быть контакты с гипотетическими марсианскими гуманоидами или хотя бы схожими с ними зооморфами?
Наивные надежды и пустые опасения на этот счёт существовали примерно до последней трети или даже четверти двадцатого века.
2. О, МАРСИАНЕ!
«Там, на Марсе моём,
Жизнь всегда в цвету.
Я вам как-нибудь о нём
Лекцию прочту.
В. ШЕФНЕР «Марсианин».
Уровень ареологии в начале ХХ столетия предполагал и положительный ответ на сакраментальный вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?». Сказывались и «уровень незнания», и сенсационные наблюдения астрономов, и популяризаторское искусство К. ФЛАММАРИОНА, и, конечно, творчество фантастов, которые, подпитывая веру в ближайших космических соседей, видели в них либо друзей-альтруистов, либо, наоборот, смертельных врагов земного человечества.
Одному из персонажей повести В. ИНФАНТЬЕВА «На другой планете» (1901) удалось расшифровать сообщения с Марса, а другому – совершить гипнотический «обмен разумов» с марсианином.
Первое посещение Марса землянами в отечественной фантастике произошло в романе А. ЛЯКИДЭ «В океане звёзд. Астрономическая одиссея» (1890 год)
Воображаемые марсиане и сами посещали Землю, пользуясь тем, что их техника ушла далеко вперёд по сравнению с техникой землян. В романе Г. УЭЛЛСА «Война миров» пришельцы злобны и отвратительны, внешне с первого взгляда напоминают спрутов. По части анатомических подробностей марсиан Х. ГЕРНБСЕК расстарался гораздо больше, привязав особенности облика аборигенов к местным климатическим условиям. По описаниям американского фантаста, рядовые марсиане имеют: «…рост около 10 футов, их огромные тела похожи на бочку, а сверху возвышается большая несуразная голова с громадными, словно раковины, ушами шириной около фута и хоботообразным носом длиной 3 фута. Ещё более жуткое впечатление производят их глаза, которые как бы сидят на длинных стеблях, которые могут удлиняться и укорачиваться, словно подзорная труба. Один вид этих чудовищных глаз может загипнотизировать. На голове марсианина мы замечаем две громадные антенны – органы телепатии, которые служат ему средством общения с другими марсианами. Рот его похож на расплющенный клюв.
Всё тело покрывает густая растительность, похожая на шерсть, которая служит защитой от холодов. Руки и ноги тонкие и хрупкие, на каждой руке по восемь пальцев, а вместо ступней огромные лапы с перепонками между пальцами… Поскольку сила притяжения на Марсе мала, там никогда не было плотной атмосферы, поэтому, чтобы не погибнуть, марсианам пришлось значительно развить свои лёгкие; отсюда их колоссальная грудь, из которой практически и состоит всё тело.
Марсианки на шесть дюймов меньше, чем марсиане. У них несколько более изящная талия, но главное, что отличает их от мужчин – это двойные антенны. Так что у каждой четыре антенны вместо двух. Это важное качество всегда позволяет им переговорить своих мужчин и сбить их с толку. Таким образом, подлинная власть на Марсе находится в руках женщин («Ральф 124С+»).
Похоже, что в силу именно последнего обстоятельства марсианину в романе Х. ГЕРНБСЕКА и захотелось похитить земную девушку…
Нашему соотечественнику А. БОГДАНОВУ (дилогия «Красная звезда» — «Инженер Мэнни») марсиане виделись в облике гуманоидов. Только глаза у них были шарообразные и выпученные сверх всякой земной меры. В данном случае марсиане негласно посещают нашу планету и забирают с собой главного героя дилогии, чтобы показать ему, каких высот они достигли на соседней планете в деле построения коммунистического социума. В случае со «спрутами» и прочими негуманоидами такой авторский замысел был бы неубедителен в силу некорректности сравнений чересчур разнящихся космических рас.
Этот фактор учитывали и другие фантасты, например, А. ТОЛСТОЙ в своём романе «Аэлита» связал истории двух соседствующих цивилизаций марсианской и земной периода гибели Атлантиды. (Смотри статью АЭЛИТА). Эту же фантастическую идею находим и в романе Б. АНИБАЛА «Моряки Вселенной».
«— Это человек! — негромко сказал Малютин, выпрямляясь и строго смотря сквозь очки на Лунина.
— Человек?
— Человек. Атлант. Начало этого манускрипта написано на двух языках — на языке атлантов и на языке марсиан, дальше — только на языке атлантов».
«Традиция» продолжалась десятилетиями, если вспомнить сюжеты рассказа Р. ЖЕЛЯЗНЫ «Роза для Экклезиаста» о неосуществившейся спасительной для марсиан ассимиляции с землянами или романа Р. ХАЙНЛАЙНА «Чужой в чужом краю» о несостоявшемся межпланетном Мессии. Сразу несколько марсианских гуманоидных рас (плюс одна рептилоидная) фигурируют на страницах «марсианского цикла» Э. Р. БЕРРОУЗА. Как подметил один подлинный марсианин, хорошо знакомый с творчеством земных фантастов, большинство авторов изображали марсиан уродцами, а марсианок – прекрасными дамами, ничуть не смущаясь такого противоречия (Э. ГАМИЛЬТОН «Невероятный мир»).
Даже предполагаемое сходство обликов землян и марсиан не всегда способствовало взаимопониманию их цивилизаций. Кажется, тень Бога войны неизменно довлела над сознанием многих писателей и сценаристов. Образ марсианского врага присутствует как в ныне забытых произведениях Н. АСЕЕВА «Расстрелянная Земля» (1921) и И. МУХАНОВА «Пылающие бездны» (1924), так и в популярной кинематографической пародии «Марс атакует» (США, 1996).
Однако, по мнению А. БЕЛЯЕВА, марсиане физически не способны к каким-либо вообще перелётам именно в силу особенностей их организмов, резко отличающихся строением от организмов землян («Продавец воздуха»). Успокаивает и принятый ими запрет на полёты в рассказе А. ГЛЕБОВА «Большой день на планете Чунгр».
Вообще же в фантастике чётко прослеживается тенденция отказа от прямых контактов с живыми марсианами, по мере того как ареологии всё больше разочаровывали энтузиастов, надеявшихся на общение с инопланетянами одной из ближайших к нам планет.
Иногда фантасты осуществляли крен фантазии в сторону встреч с марсианами, находящимися на грани вымирания (К. САЙМАК «Седьмой», другое название «Мираж»; Ю. ЯНОВСКИЙ «Лонговит»). Одновременно была задействована гипотеза об очагах жизни в Солнечной системе постепенно смещающихся в сторону светила. Исходя из неё, марсианская цивилизация была предтечей цивилизации земной, а она, в свою очередь, когда-нибудь даст начало венерианской, меняя базовые места своего обитания
Но массовая миграция марсиан на Землю в прошлом должна была бы оставить в реальности неизгладимый след. Раз этого не произошло, то в повести А. КАЗАНЦЕВА «Внуки Марса» марсиане перебираются сразу на Венеру, где их ждут дикие чащи местной растительности. Не всем удаётся миновать Землю. Последний звездолёт наших космических соседей, решивших покинуть Солнечную систему, совершает здесь вынужденную посадку (Д. МИХУ «Синяя планета»).
Некоторые «оторвавшиеся от коллектива» марсиане скрываются на Земле поодиночке (А. КАЗАНЦЕВ «Марсианин») или мелкими общинами; в высокогорных местностях их принимают за «снежных людей» (А. ДНЕПРОВ «Послесловие к Уэллсу»).
Однако реальность заставила ускользнуть всякую надежду на существование высокоорганизованных марсианских форм жизни. Лишь в рассказе Дм. БИЛЁНКИНА «Чара» произошла встреча земного космонавта с местным представителем «кошачьих».Не обнаружилось здесь и каких-нибудь муравьёв или червей (Г. ГАРРИСОН «Тренировочный полёт»: А. и Б. СТРУГАЦКИЕ «Ночь на Марсе»). Планета оказалась столь же пустынной и безжизненной, как Луна.
Постепенно фантасты предпочли склонять читателя к мысли, что марсиане когда-то были, но искать их уже бесполезно в силу хотя бы одной из перечисленных ниже причин.
- В XVI–ом веке на Марс обрушился огромный поток космических лучей, что сделало там условия для существования практически непригодными (А. ГРОМОВА, В. КОМАРОВ «По следам неведомого»).
- Марсиане стали жертвами вторжения инопланетян, обстрелявших их мир термоядерными ракетами (Я. БАЙЛА «Тайна астероидов»).
- Марсиане сами уничтожили себя в ходе междоусобной ядерной войны (В. ВЛАДКО «Тайна его спутников»).
- Марсиане давно покинули пределы Солнечной системы (Р. НОР «Трое с Сириуса»).
- Аборигены Марса ушли в антипространство (М. ЕМЦЕВ, Е. ПАРНОВ «Последняя дверь»).
- На Марсе прекратилась рождаемость. Персонаж рассказа Р. ЖЕЛЯЗНЫ «Роза для Экклезиаста» ухитрился застать этот процесс ещё при живых марсианах.
- Носители разума могут быть небелковыми существами или трансформироваться в неорганические формы жизни (в кристаллы) уже в конце своего эволюционного пути (Г. МАКСИМОВ «Вероятность равна нулю). В рассказе В. ПОКРОВСКОГО «Таблицы Роршаха» на Марсе открыт феномен «песчаных дьяволов». Возможно, это уникальное проявление разума. Но уникум исчез из-за того, что какие-то два-три высокопоставленных ублюдка не смогли разделить между собой славу их открытия.
На фоне всех этих предположений оптимистичным выглядит сюжет повести С. ЖЕМАЙТИСА «Багряная планета», в соответствии с которым марсианская цивилизация гуманоидов погубила себя в далёком прошлом. Но благодаря возможности организации путешествий во времени для представителей землян в прошлое и назад у марсиан ещё теплится надежда пусть с посторонней помощью, пусть не сразу, но вновь преобразовать Марс и сделать его пригодным для жизни.
Наиболее вероятными представляются те фантастические версии, когда первыми «марсианами» станут земные колонисты и их потомки, родившиеся уже вне Земли. И в этом случае потребуется решить грандиозную задачу по превращению Марса в подобие прародины. Вряд ли при этом вдруг придёт стремительное «зелёное утро» в духе одноимённого рассказа Р. БРЭДБЕРИ, потребуется осуществление более длительных астроинженерных проектов по терраформированию Марса. Нужно помнить и о слабом магнитном поле этой планеты, плохо защищающем от внешней радиации.
Не отсюда ли очередной всплеск интереса к марсианской теме в фантастике? Появились как целые сериалы (дилогия К. БЕЙКЕР «Королева Марса» — «Мальстрем», трилогия К. С. РОБИНСОНА «Красный Марс» — «Зелёный Марс» — «Голубой Марс»), так и тематический сборник «Новые марсианские хроники» (М; РИПОЛ,2005).
МАРС — ЛИТЕРАТУРА
Гаков В. «Сказание о Марсе и о Земле» (три хроники) \\ «НФ. Сборник научной фантастики». Выпуск 25.// М; Изд. «Знание», 1985, с. 176-193Хазанович К. «Черви» Красной планеты» (статья). // Журнал «Чудеса и приключения». №7 за 2008 год. С.7-9.