«– Объединение разумных существ и биосферы – наилучший способ выразить подобный симбиоз в словах.
– Живой мир. Скажем, какая-то система, позволяющая океанам говорить с людьми?..»
Г. БЕНФОРД «Червоточина».
Живые миры — определение
Есть в фантастике ряд произведений, где фигурируют необычные формации с минимальными размерами, сопоставимыми с размерами планет. Эти формации представляют собой подобия гигантских организмов, наделённых способностью жить и (или) способностью мыслить.
Не только фантасты потрудились в означенном направлении. Согласно учению В. И. Вернадского о ноосфере, таковая представляет собой сферу разумной деятельности человека в качестве естественного продукта целенаправленной и, более того, – разумной! – деятельности природы. А ещё ранее французский философ Д. Дидро утверждал, что в науке необходимо заменить материю инертную на материю способную самоорганизовываться и воспроизводить живые существа. Наконец, американский биолог Д. Лавлок прямо рассматривал земной шар как единый живой организм.
Казалось бы, всё просто – вот они живые миры, открытые «на кончике пера». Но здесь-то и дают о себе знать разные смыслы, вкладываемые в близкие понятия, а также разные варианты подходов к путям самоорганизации материи.
С прямотой утверждать, что Земля представляет собой полное подобие биологического организма, фантасты могли лишь до поры, до времени, пока не окрепли ряды скептиков с весомыми аргументами. Идею, выдвинутую А. К. ДОЙЛОМ в рассказе «Когда Земля вскрикнула» подхватил Э. ГАМИЛЬТОН рассказом, название которого «Земля-Мозг» заранее сообщает, что речь пойдёт о мыслящей планете. Но мышление, как показала более поздняя фантастика, – это свойство, присущее не только живым существам, равно как далеко не каждое живое существо способно мыслить.
Очевидно, что понятия «биосфера», «живой мир» и «ноосфера» тоже не тождественны. Похоже, первые два первичны по отношению к «сфере разума». Альтернативой живому миру служит и человеческая цивилизация, в том виде, в каком она существует на протяжении всего пройденного исторического пути. Оригинальную трактовку устройства нашей планеты дал Д. АНДРЕЕВ в «Розе Мира», говоря об Энрофе – многослойной космической оболочке. Она же обозначена как место обитания планетных духов и воплощений стихий, проявляющихся на разных уровнях реальности. А это очень близко подводит к таким оккультным терминам как ЭЛЕМЕНТАЛЫ И ЭЛЕМЕНТАРИИ.
С научной же точки зрения, изложенной в книге В. Фирсова «Жизнь вне Земли», сущность неуловимой субстанции, именуемой разум, может заключаться в свойствах и взаимодействиях субатомного мира.
Разделяя одну точку зрения, выходим на известную трилогию К. С. ЛЬЮИСА о сверхъестественных кураторах планет. Мысля шире, получаем большее разнообразие фантастических форм существования живой материи и разума.
Перейдём, наконец, к приближениям к живым мирам, наиболее известным в фантастике. Сделаем это по нарастающей линии, пытаясь установить и уменьшить некий фактор «Х», препятствующий подвести рассматриваемые формации под определение «живые миры».
Живые миры — разновидности
1. Биосфера, включающая в себя всю совокупность биологических видов растений и животных на планете Мегера. Живностью управляет периодически просыпающийся и вновь угасающий разум, базирующийся в озёрах планеты. Причём неизвестно, какие процессы предшествовали там его зарождению и осознанию необходимости симбиоза всего живого хотя бы для противостояния стихиям в периоды климатических экстремумов (Г. ТЁМКИН «Двадцать шестой сезон»).
2. Коллективным разумом обладает сообщество бактерий на планете Эритро в романе А. АЗИМОВА «Немезида». Это вновь биосфера, пусть специфическая, но зато не нуждающаяся в организации и в прочих подсказках со стороны. Бактерии способны обитать и в горячих источниках воды, и в верхних слоях атмосферы. Но крайне затруднительно представить их созидающими нечто большее, чем питательный бульон для самих себя и при этом мыслящими на уровне наших античных народов.
3. Тот, кто именует себя Благородным Мастером, представляет собою туманность радиусом в шестьдесят пять миллионов километров. Это неорганическое образование, а потому понятие «живое» к нему применимо достаточно условно (К. МААР «Туман пожрёт их всех!»). То же самое можно сказать о разумном гравитационном поле из рассказа П. АМНУЭЛЯ «Звено в цепи».
4. Мыслящий океан, состоящий из физиологического раствора, обходится без наружных тканей. Он наиболее похож на живой мир, но это лишь живая оболочка мертвой планеты. (С. ЛЕМ «Солярис»).
5. В рассказе Р. БРЭДБЕРИ «Здесь могут водиться тигры» необычная природа вновь открытой планеты вступает с пришельцами в телепатический контакт и быстро отделяет «козлищ» от «агнцев», воздавая каждому из пришельцев по заслугам. Важнейшие интересующие нас подробности автор сохранил в тайне, сделав упор на этические проблемы контактов.
6. Наиболее подходит под искомое понятие формация, случайно открытая на расстоянии в сто пятьдесят световых лет в рассказе Г. БЕНФОРДА «Червоточина». Здешние живые симбионты по своим возможностям представляют собой умные и высокоорганизованные инструменты местной природы, выполненные ею на уровне недостижимом землянам в обозримом будущем. Да и присутствие гуманоидов здесь, похоже, не предусмотрено. Планета гонит прочь представительницу земной цивилизации, а до этого случая физически устранила чужаков-богоискателей.
7. Человек всё-таки вовлекается в планетный коллективный разум (М. СУЭНВИК «Вакуумные цветы»; «Путь прилива»).
В силу всего вышесказанного есть подозрение, что определение «живые миры» столь же иллюзорно и условно, как применяемый в физике термин «идеальный газ».