Янус двуликий (Ianua – «Двери, ворота») – в древнеримской мифологии бог дверей, ворот, входов и выходов, бог договоров и союзов, бог всякого начала, а возможно, и бог сотворения Мира и Времени, знающий все события прошлого и будущего. Янус обычно представлялся существом с лицами старика и юноши, с руками, на которых было 365 пальцев (по числу дней в году), на которых были связки ключей. Считалось, что именно он научил земных людей кораблестроению и земледелию. Янус принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Праздник Януса («агонии») справляется 9 января.
Имя Янус первое время принадлежало богу Солнца и Света, покровителю всех и всяческих начал. Это о нём напоминает первый месяц каждого года – январь (January).
Древние римляне, ассимилировавшись с этрусками, представляли Януса уже двуликим, почитая его как бога Времени. Одно лицо изображалось старым, другое – молодым. Римский бог Янус смотрит одновременно и в прошлое и в будущее, находясь в настоящем.
Этруски же часто изображали Януса четырёхликим, связывая его облик с круговоротом времён года. Поразительно, но четырёхликим обликом обладал и Брама, одно из имён которого звучало на санскрите как Чатур Мукха.
Эти древнейшие образы и представления нашли своё отражение в романе «ЧАС БЫКА» И. ЕФРЕМОВА. «Родис принялась медленно обходить кругом древний памятник, пытаясь понять чувства народа Ян-Ях, жившего тысячелетие назад. Четыре воедино слитые мужские фигуры гигантского размера. «Всемогущему времени»,- прочитала Родис огромные золотые знаки на круглом пьедестале. Лицом к открытому пространству, откуда сходились поднимавшиеся из города тесные улицы, стоял, расставив ноги, каменный гигант с бесстрастным, ничего не выражающим лицом. Обеим руками он держал широкий щит с надписью, из-за верхнего края которого перегибалась змея тормансианской породы… «Кто потревожит могилу времени, будет укушен разбуженным змеем»,- гласила надпись на щите. С правой стороны, скрывая улыбкой злое потаённое знание, Время во втором его обличье, пропускало под простёртой рукой череду безликих людей, выходивших из-под пьедестала. На другой стороне тот же гигант, жестоко раскрыв широкий рот и раздув ноздри приплюснутого носа, обрушивал на обогнувших сектор пьедестала толстую дубину, усаженную гвоздями…
Четвёртая сторона памятника, повёрнутая к храму, окаймлялась дорожкой из стекла того же цвета, что и камень памятника. Здесь четвёртое лицо озаряла улыбка, печальная, полная утешения и странного торжества. С ласковой осторожностью он склонялся над толпой стремившихся к нему мужчин женщин с сильными и красивыми телами. Они тянулись к гиганту, а он как бы приглаживал ладонью ниву поднятых к нему рук и опрокидывал широкую чашу на обращённые к нему с надеждой и радостью лица».
В древней Индии бог времени Кала вращал колесо времени (калачакра), поглощающее нескончаемую череду человеческих жизней. А вот древние скандинавы верили что время не линейное (прошлое — настоящее — будущее), а цикличное. Для них существовало лишь настоящее время, но оно включало в себя прошлое и будущее. Викинги верили, что предок возрождается в потомке и тот повторяет его поступки. В итоге прошлое сливалось с настоящим и будущим в единый миг вечности.
В романе Л. Фейхтвангера «Гойя» в церемонии чествования Князя мира, герольд несёт перед властителем голову двуликого Януса в знак того, что Князю мира тоже дано верно судить о прошлом и о будущем.
Традиция называть планеты именами мифологических персонажей коснулась и рассматриваемого божества, пусть в его честь назван, может быть, и не самый лучший из миров — планета без полезных ископаемых, покрытая лесом. Но она пригодная для обитания! (Э. НОРТОН «СУД НА ЯНУСЕ»).
«…Янус, как Меркурий, не обращался вокруг своей оси. За это планету и назвали Янусом — одна ее половина всегда оставалась темной, а на другой царил вечный полдень» (А РУДАЗОВ « ЭКИПАЖ»).
Фантастическим напоминанием о древнем боге времени стал Янус Полуэктович Невструев, жизнь которого течёт вдоль оси времени сразу в двух направлениях, подобно сложенной вдвое верёвочке (А. и Б. СТРУГАЦКИЕ «ПОНЕДЕЛЬНИК ГАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ»).
Наконец, в романе А. ЛАЗАРЧУКА и М. УСПЕНСКОГО «ПОСМОТРИ В ГЛАЗА ЧУДОВИЩ» фигурирует пролетарская машина времени под названием «Красный Янус».
В наше время имя Двуликого Януса, как правило, отождествляется с пророчествами и с превратностями судьбы, у ученых – ассоциируется с физическим Временем и с его странными свойствами.