Абсолют

Абсолют

Абсолют – (от латинского absolutus – безусловный, неограниченный) – нечто самодостаточное, ни от чего не зависящее, взятое вне сравнения с чем-либо.

Абсолют – понятие вечного, бесконечного, совершенного, возможно, неизменного и всезнающего субъекта или космической субстанции. Материализм отрицает существование этого «нечто», церкви всех направлений, безусловно, считают его Богом (Аллахом, Всевышним и т.д.), некоторые современные ученые подразумевают под понятием Абсолюта Энергоинформационное поле, некий Всемирный Разум, Разумный Космос. У разных философов были свои оригинальные точки зрения по поводу Абсолюта, в чём мы убедимся ниже. Рассматриваемое понятие прямо связано с основным вопросом философии: что первично: бытие или сознание?

В соответствии с идеалистическими трактовками Абсолюта, именно это вечное, бесконечное, совершенное и неизменное начало устанавливает порядок Мироздания и считается причиной его зарождения. Против такой концепции возражают философы-материалисты, полагающие, что бытие первично, а, следовательно, Абсолют в понимании их оппонентов – это фикция.

Но характерная особенность фантастики заключается как раз в том, что совокупность входящих в неё жанров не признаёт чьей-либо монополии на установление стопроцентной (абсолютной) истины. В фантастике понятие «Абсолют» не только встречается, но и, с одной стороны, сохраняет свои давно известные толкования, а с другой стороны, — видоизменяется  в соответствии оригинальными взглядами того или иного фантаста. Ниже попробуем проследить, как осуществляется, быть может, только иллюзорный компромисс между противоположными мировоззрениями, касающимися рассматриваемой темы.

I. НЕ ТЕСНЫ ЛИ РАМКИ ИДЕАЛИЗМА?

Абсолют

«Хотя я не совсем понял достойные восхищения мысли, которые излагал грек, но уверен, что и он также признаёт верховное существо, которому подчинены формы и материи»
Вольтер «Задиг»

1. АБСОЛЮТ —  МИРОВАЯ ВОЛЯ

А. Шопенгауэр (1788-1860) считал, что Абсолют – это универсальная, но нерациональная стихийная воля, исключающая своим присутствием возможность познания окружающего мира. Однако опора на накопленный научно-практический опыт и знание многократно проверенных законов природы, общества и мышления вряд ли может считаться помехой или излишеством для любого мало-мальски мыслящего человека. Вместе с тем, следует признать, что в любой области научных знаний могут быть неясности  и до поры до времени необъяснимые парадоксы, противоречащие общепринятым среди учёных парадигмам.

Что касается фантастических персонажей, то даже будучи могучими волетворцами. Они творят чудеса все-таки с оглядкой на, казалось бы, презираемый ими материалистический детерминизм. Иначе говоря, боги, маги и прочие чародеи, придуманные фантастами, осознают, что непременное, скорое или полномасштабное исполнение нелепого желания способно нарушить весь миропорядок, где недопустимо «шитьё белыми нитками». В этом признаётся, например, предводитель магов Оох, «чтящий» существование законов небесной механики (К. БУЛЫЧЁВ «Лиловый шар»). «Чудеса надо экономить!» — слышится из уст волшебника в кинофильме «Старая, старая сказка» (СССР, 1969).

Представляют ли волетворцы скрытые механизмы своих исключительных способностей?  Конечно, факт свершившегося чуда можно и не объяснять, но не таковы фантасты, чтобы не высказать своего мнения по данному вопросу. В повести С. ЛУКЬЯНЕНКО «Холодные берега» некое Слово служит, по-видимому, «резонатором» с Абсолютной Волей. С помощью Слова можно перемещать предметы  за пределы обычного пространства и обратно. Не так уж много.  Но таинство феномена раскрывается далеко не каждому желающему. А сам процесс сопровождается ощущением нахлынувшего холода и больше ничем.

Б. РУДЕНКО (рассказ «Условие стабильности») придумал термин «поле негативной причинности». Концентратором такого поля может стать человек, а далее феномен не поддаётся пока разгадыванию. В романе А. БЕСТЕРА «Тигр! Тигр!» по ходу действия у главного героя эмпирическим путем получился сплав Воли и Идеи, что вылилось в возможность телепортации. А попросту некий Гулливер Фойл, оказавшись на грани гибели в изолированном пространстве, со страху реализовал философский тезис вышеупомянутого Шопенгауэра – тезис о «воле к жизни».

Не исключено, что между главным воплощением Абсолютной воли и теми, кто входит в штат её «особых пользователей», существуют промежуточные звенья, иерархически подчиняющиеся одни другим. Не таковы ли таинственные игроки, зачем-то упоминаемые Г. УЭЛЛСОМ в преамбуле его произведения «Чудотворец», или Золотой Шар в повести А. и Б. СТРУГАЦКИХ «Пикник на обочине»?

2. АБСОЛЮТ – СВЕРХ-Я

Саймак "Космические инженеры"

И.Г. Фихте (1763-1814) в качестве единственного и  абсолютного начала Мироздания рассматривал Сверх-Я, наделяя его активной деятельностью по преобразованию сотворённого мира. Схожая трактовка Абсолюта, но не полностью  совпадающая с понятием Единый Бог, встречается в образе богоподобного эгоиста Мелихрона, находящегося в творческом кризисе в романе Р. ШЕКЛИ «Координаты Чудес» Шеклиевский Саваоф  с фамилией Модсли худо-бедно творит, не претендуя на создание всей Вселенной, и создаёт отдельные обитаемые миры – работая «по мелочи».  Мелихрон  в иерархии «богов» оказывается младше, чем те, кто находятся на следующих ступенях: созидатели и — выше — заказчики.

К. САЙМАК, словно осовременивая детище Фихте – Сверх-Я,  упоминает коллективный разум внеземной цивилизации, вымершей в процессе биологической эволюции, но сумевшей сменить качество биосоциальной совокупности отдельных организмов на существование в более эфемерной материальной форме. Вновь сформировавшаяся сущность вобрала в себя интеллекты великого множества индивидуумов и способна непонятным образом воздействовать на пространство-время далеко за пределами своей «базовой» планеты («Космические инженеры»).

И ШЕКЛИ, и САЙМАК не преминули снабдить своих вышеупомянутых персонажей (сущностей будто бы сверхъестественных) карикатурными чертами. Так Мелихрон, как уже упоминалось, предстаёт явным махровым эгоистом, а коллективный разум, очевидно, в силу  ощутимой разбалансировки деятельности составляющих его элементов страдает подобием старческого маразма.

3. АБСОЛЮТ – ИНТУИЦИЯ

Абсолют

Французский философ А. Бергсон (1859-1941)полагал, что Абсолют – это Интуиция и, к тому же, единственный доступный для человека способ разобраться в процессах окружающего мира. Конечно, глупо отрицать, что интуиция иногда людей выручает; это может восприниматься как дар предвидения событий. Вольная или невольная отповедь взглядам Бергсона получилась в рассказе Р. СИЛВЕРБЕРГА «Тихий вкрадчивый голос», в котором персонаж периодически и помимо своей воли слышит «внутренний голос», чаще обычного подсказывающий вариант выбора решений при складывающихся обстоятельствах. Но этот голос ни разу не подкрепил свои советы никакими разумными доводами, и недолгая полоса невероятных удач, обрушившаяся на человека, закономерно сменилась личной катастрофой недавнего счастливчика.

Одному из роботов, обладающему позитронным мозгом, удалось нарушить монополию человека на обладание рассматриваемым качеством (А. АЗИМОВ «Женская интуиция»).

4. И ПРОЧЕЕ…

Ф. ДИК в своей философской статье «Космогония и космология» представил Единого Бога в качестве некоего эталона, по образу которого с помощью технического устройства (Артефакта) получено Его отражение. Отражение это не вполне совершенно, но именно оно представляет собой всё наше Мироздание!

Сам Ф. ДИК считает своим идейным предтечей немецкого философа Я. Бёме (1575-1624). Статья американского фантаста и сама по себе служит исходным материалом для размышлений и гипотез.

Что, если отражений Абсолюта бесчисленное множество? Термин «отражения» фигурирует в «Хрониках Янтаря» Р. ЖЕЛЯЗНЫ и в переводе на язык научной фантастики, видимо, означает «альтернативные миры».

Не ведёт ли признание «технической погрешности» отражения Единого Бога (Абсолюта) к обоснованию существования полярных космических сил, без которых нет противоречий, и, следовательно, нет движения бытия и сознания?

Что, если существует такое отражение Единого Бога, какое вследствие «дефекта Абсолюта» представляет собой его полную противоположность? А это, как известно по религиозным представлениям, Его антипод – Сатана. Так не лежит ли в основе Мироздания единство и борьба Хаоса и Порядка, трактуемая в качестве противоборства Добра и Зла? Вряд ли кто-то сможет доказательно ответить на эти вопросы, но сам факт того, что они поставлены, многое  говорит о человеке как о духовно развивающейся личности.

II. МАТЕРИЯ ПЛЮС АБСОЛЮТ

Абсолют

«Любая материя – это собственно материя плюс Абсолют».
К. ЧАПЕК «Фабрика Абсолюта».

Неутомимый доктор Синтез, придуманный Л. ДЕ БУССЕНАРОМ, пытался выработать Абсолют. подразумевая под этим понятием всего-навсего сверхтвёрдый алмаз («Тайна доктора Синтеза»). Зато, по версии ЧАПЕКА, отделение материи от Абсолюта с помощью особого карбюратора сопровождается появлением в химически чистом виде всепроникающей субстанции, обладающей скоростью света, способностью активировать лучистую энергию и… обострять нетерпимость к религиозному инакомыслию у людей различного вероисповедания.

Юмор порождает сомнения, которые ниспровергают, казалось бы, незыблемые авторитеты и, уподобившись текущей воде, подтачивают и скалы религиозных догм, и гранитные платформы научных парадигм. Еретиком от науки стал главный герой рассказа С. ЛЕМА «Профессор А. Донда». Всё сущее, по мнению этого учёного, состоит не только из материи и энергии, но и имеет информационную составляющую. Каждый достаточно плотный сгусток информации и одновременно некий код (Слово) представляет собой Кибернетический Абсолют, порождающий собой новые вселенские формации.

В цикле А. ДМИТРУКА «Летящая во Вселенной» астрофизики попросту наполнили известный ещё в средневековье термин новым содержанием. Открытие в глубинах космоса Х-объектов, оптически видимых, но характеризующихся полным отсутствием массы и гравитационных полей, привело к появлению Физики Абсолюта. Данное новое направление в науке призвано обосновать мгновенное «воспроизведение» любой материальной системы на любом расстояния от её исходного положения вне релятивистских понятий о скорости. С использованием Энергии Абсолюта удаётся коренным образом изменить весь уклад жизни земной цивилизации, расширив «ближний космос» на многие порядки.

Вообще, в научной фантастике с рассматриваемым понятием связывают немало других идей и изобретений: абсолютное горючее, абсолютное здоровье, абсолютное оружие и даже абсолютная краска.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.