«Гаттака» — научная фантастика в её лучшем воплощении. Можно сказать, что «Гаттака» — само воплощение sci-fi, недаром вопросы, поднятые этим фильмом, обсуждались видными учёными на страницах солидных изданий, а NASA признала киноленту самым достоверным фильмом с научной точки зрения, так как в нём правильно были показаны научные факты и теории.
«Гаттака» — одновременно утопия и антиутопия. Фильм поднимает ряд этичных вопросов, но не пугает научными достижениями. Самое парадоксальное то, что фильм «Гаттака» не окупился в прокате и был принят публикой прохладно, однако это не помешало киноленте завоевать несколько наград, а главное, вызвать реакцию в научном сообществе. Но парадоксальней всего то, что картина повлияла на стиль последующих, более кассовых лент, например на фильм «Эквилибриум», стиль рабочих мест в котором сильно напоминает рабочий быт служащих «Гаттаки».
На первый взгляд, «Гаттака» может показаться таким, антинаучным фильмом, но это не так. В нём не изображён ужас перед главной научной идеей фильма – генной модификацией и евгеникой будущего. Да, общество, построенное на идеальности одних и врождённых недостатках других, полно неравенства. Да, главный герой – Винсент, страдает всю жизнь от того, что врачи предсказали ему высокую вероятность смерти от сердечного приступа, страдание от неврозов. Да, его помощник – призёр турниров по плаванью, модифицированный и идеальный Юджин Морроу страдает от депрессий.
Но не из-за евгеники всё это происходит, не от идеальности страдают некоторые «годные». Прежде, чем коснёмся философской подоплёки картины, разберём некоторые детали сюжета. Сразу оговорюсь, сделаем это ограниченно, дабы не пропала детективная интрига.
Винсент – рождённый без применения генной модификации, даже отец признавал в нём сына лишь наполовину, всю любовь отдавая второму ребёнку – идеальному в физическом плане брату главного героя. Всю жизнь они соревнуются, всю жизнь Винсент проигрывает, пока однажды, во время заплыва его идеальный брат, едва не тонет в море. Это придаёт Винсенту некоторую уверенность, в том числе в достижении своей мечты. Он хочет улететь в космос, исследовать Титан, возможно, найти жизнь в его метановых морях и реках.
Но какое будущее есть у того, кто с рождения признан второсортным, непригодным для подобных вещей, даже для того, чтобы иметь право быть отобранным для такого полёта. Но юноша не теряет надежды. Он идёт на риск, на страшную авантюру.
Найдя того, кто может организовать великую афёру, Винсент готовится к реализации своей мечты. Линзы на глаза, накладные отпечатки пальцев с кровью для идентификации при входе в Гаттаку, чужие волосы и даже чужая моча.
Он становится Юджином Морроу, который прикован к креслу, страдает от депрессий, пьёт, но имеет потрясающие физические и психические данные.
Теперь для всех Винсент должен стать Морроу. Всё идёт хорошо, пока руководитель полётов не обнаруживается мёртвым. Самое ужасное, что рядом с телом находят ресницу Винсента, из-за которой он попадает под подозрение. Он, не его альтер эго, но афёра держится на волоске. Теперь начинают обследовать всех, брать кровь на анализ пригодности не только из пальца, но из вены, что может обернуться Винсенту провалом, но и здесь он находит способ выкрутиться, хотя каждый раз находится на волоске.
Но самое неожиданное в том, что один из детективов, расследующих дело, его родной брат.
Правда об убийстве, авантюра Винсента не просто должны взбудоражить идеальный мир Гаттаки, они должны перевернуть всё мировоззрение этого мира.
Что на самом деле скрывает фильм?
Страх перед технологиями?
Не страх мы должны испытывать перед генной модификацией или евгеникой. Наверное, каждый бы хотел, чтобы его ребёнок был здоров, крепок, поэтому каждый бы согласился на модификацию, знай, что в противном случае его чадо будет обреченно на мучения. Мы ругаем достижения науки, пока беда не коснётся нас, пока нам не потребуется её помощь. Мы любим пробовать альтернативные способы медицины, но спешим к обычным докторам, когда жизни грозит опасность (есть и другие примеры, но все они заканчиваются плачевно). В ряде стран популярен страх перед генной модификацией, эта паранойя доходит до того, что даже на пачках соли ставят маркировку «без ГМО», но никто не думает скольких модификация спасла бы от голода. Легко ругать достижения цивилизации, сидя в уютных домах, перед ноутбуком, понимая что, при необходимости, вы можете связаться с родными, которых не видели давно, долететь к ним за несколько часов, находись они хоть на другом материке.
Нет страха перед модификацией в фильме. Возможно «Гаттака», с какой-то стороны, касается этой темы, но не возводит опасения в паранойю.
Вы скажете – неравенство?
Евгеника – причина неравенства?
А до генной модификации, до евгеники не было неравенства или не было притеснений? Фильм тонко намекает на социальный антагонизм, на неравенства и чувство превосходства, отчуждённость, сытость у «годных». Но евгеника здесь лишь одна из причин. Такой уж парадокс, что мы не поспеваем за собственными достижениями. Наука идёт вперёд семимильными шагами, а наш мозг всё ещё остался таким же как и у наших предков, относительно недавно вышедших из пещер. Если говорить словами Митио Каку («Будущее человечества»), мы только начинает переходить из цивилизации типа 0 к цивилизации типа I, мы только начали осознавать значимость гуманизма, общечеловеческих ценностей.
Евгеника порождает расизм в мире будущего, расизм основанный на генетике. Но откуда расизм берётся?
Природа неравенства
Любая природа неравенства кроется в желании даже не превосходства, а в желании уйти «к корням», оставаться в окружении себе похожих. В этом плане мы не так далеко отошли от прочих приматов, для которых главное – стая и самое страшное, быть из неё изгнанным. Видимо 4%, отличающие нас от шимпанзе, это лишь небольшое ответвление, а не пропасть между нашими видами.
Чем больше общество или отдельный человек придерживается «исконных» ценностей, традиций, тем больше он склонен к отчуждению от нового, не похожего. Замыкаясь, закрываясь от чужого, будь то чужая культура, чужое мнение, чужое общество, любая культура обречена на деградацию.
Именно приверженность роду, своей деревне, своему кругу, не позволяет нам часто заявить о себе, высказать своё мнение, а главное – принять чужака.
Такие вот «местечковость», провинциализм и порождают любые формы фашизма.
Сколько мы знали таких примеров в истории? Сотни! Одни вырезали других из-за поклонения иллюзиям, одни выдумали себе такого бога, вторые другого, ату их, они поклоняются своей иллюзии не так как мы своей! Этого мало, давайте придумает другую причину – цвет кожи, найдём этому лженаучное обоснование и бог с ней с официальной наукой, у нас будет своя наука. Зачем ограничиваться цветом кожи, когда есть более философское обоснование – класс. Он не рождён рабочим или крестьянином, значит к стене его.
Евгеника не в лабораториях рождается. Её уже создавали сотни раз, только не с целью сделать человечество здоровее или умнее, а с целью удовлетворить свои садистские наклонности. Одни создавали истинных арийцев, другие – настоящих коммунистов, третьи придумывали ещё что-нибудь.
В этом-то и весь ужас, показанный в «Гаттаке», ужас того, что человечество, способное добраться до Титана, не смогло уйти за пределы «местечковости», своего родного аула, родной деревни.
Идеальное – враг хорошего
Почему же страдает от депрессий идеальный Морроу, который, несмотря на свои показатели, всегда приходил вторым? Ему не с чем сравнивать, его данные ему уже были подарены, но никто не донёс ему, что это дар, а не привилегия. По-настоящему Морроу жил, когда прикованный к креслу, помогал Винсенту, цель которого стала одной на двоих.
В погоне за идеальным человеком общество будущего забыло про тех, кто имеет право на то же, что и так достаётся «годным».
В мире будущего даже отбор на лучшие места происходит по генетическому анализу, а не по собеседованию, не по экзаменам. Своего рода, эта «блат», который мы видим и в нашем обществе, когда для получения благ тебе достаточно твоего происхождения. Разве это не другой вариант фашизма?
Когда мир будущего создавал антиутопию, деля себя на «годных» и «негодных», он забыл, что любые прогнозы имеют определённые допущения. 90%, что Винсент умер бы ещё молодым, но 10% говорили о том, что он сможет выжить. Он смог. У него было слабое сердце, но тренировки помогли укрепить его, укрепить тело, минимизировать неврозы. У него была цель, тренировки, определённый спартанский дух. И всё это не просто, чтобы кому-то что-то доказать, а чтобы воплотить великую мечту. С раннего детства он смотрел на звёзды, мечтал о них, грезил ими. Его афёра, его тренировки были не ради ненависти, а ради прекрасной мечты, что делало его не каким-то маньяком, а настоящим первооткрывателем.
Интересные факты
- «Гаттака» снят в, так называемых, геометризованных декорациях с использованием цветовых фильтров.
- «Гаттака», по сути, является ретрофутуризмом, так как общая эстетика фильма представляет собой быт 50-х.
- Объявления, которые слышит зритель сделаны на английском и на эсперанто.
- Название «Гаттака» — это последовательность нуклеотидов в ДНК.
«Гаттака» — итог
«Гаттака» — фильм неспешный, стильный, я бы даже сказал утончённый. Он не лишён экшн, но в большей степени это психологический триллер с элементами нуарного детектива. Это философское кино, после которого остаётся послевкусие, остаётся большое количество вопросов, которые хочется задать самому себе.