Младенчество в фантастике

Младенчество в фантастике

«Каждый младенец – послание нам от Бога, что он ещё не разуверился в нас»
Р. Тагор.

Младенчество – самый ранний период детства от рождения до трёх лет. Это период отпущен природой для того, чтобы в нормальных условиях у человека сформировались все необходимые элементарные навыки для самостоятельного существования и дальнейшего развития.

В то время как ощутимые атрибуты младенчества (пелёнки, погремушки, соски) всегда находятся на виду, процессы мышления новорожденного существа во многом остаются загадкой. Иногда это порождает совершенно ненаучные фантазии. Одна из них содержится в рассказе Г. Л. Олди «Страх», где один беспринципный батенька отдал своего младенца-сына для забавы вампиру. Но в силу того, что дитя просто не осознавало грозящей ему опасности, оно не испугалось и вообще не проявило отрицательных эмоций. И вампир умер от голода так и не сумев напугать ребёнка. Похоже на анекдот.

Младенчество в фантастике

Знать и интуитивно чувствовать – две разные вещи. Хватку когтистых лап вампира и нежные прикосновения родительских рук любой младенец различит безошибочно. Получены научные свидетельства, что семимесячные младенцы способны не просто по-своему воспринимать информацию из окружающего мира, но и понимать, как к этой информации относятся другие люди. И есть подозрение, что этот «порог чувствительности» не предельный, если бы не первоначальная расфокусировка зрения.    В фантастике гораздо чаще встречаются ситуации, когда младенцы либо оказываются смышлёными не по годам (мультсериал «Ох, уж эти детки!», США, 1991: «Гениальные младенцы», США, 1999), либо обретают нечеловеческое мышление (А. и. Б. Стругацкие «Малыш»).

Младенчество — удивительное время

Но вот – удивительное дело – вундеркинды-младенцы оказываются никем не востребованными. Даже собственных родителей смущает годовалый полиглот, пишущий своими слабыми ручками медицинские диссертации (К. Булычёв «Лёнечка-Леонардо»). По опыту персонажей рассказа Дж. Родари «Карло… Карлино… Карло… или, как бороться с вредными привычками у детей», попавших в аналогичную ситуацию, на причуды гениальных младенцев попросту не следует обращать внимания, словно на чрезмерные капризы.

При таких гениальных младенцах какие должны быть детские сады в будущем, чтобы одно дело поспевать за ними, а с другой суметь научить их чему-то новому. Наверное, по типу детского сада монтессори этого можно было бы добиться, потому что он работает по принципу, когда ребёнок сам учится, лишь используя подходящую для этого среду. А для гениев и среда должны быть соответствующая.

В романе С. Лема «Солярис» одно из первых знакомств с разумным океаном из жидкой субстанции заключается в том, что на её поверхности появляется исполинский младенец. Что этим хотел сказать внеземной носитель разума? Либо он посчитал пришельцев сущими несмыслёнышами, либо попытался воспроизвести пословицу: «Устами младенца глаголет истина», либо имел в виду нечто совершено иное.

Разумы земной, внеземной и… неземной. Как в реальности изменили бы судьбу земного человечества новорожденные существа-мессии из повести С. Синякина «Младенцы Медника»? Вопрос это вызвал отчего-то одинаково негативную реакцию у царя-деспота Ирода и у Экселенца через пару с лишним тысячелетий а повести А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике»…

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.