«Для нас машина времени – сугубая теория. Строить предположения об её конструкции нелепо».
Г. МАРТЫНОВ «Спираль времени».
Машина времени – гипотетическое устройство для целенаправленного перемещения в пространственно-временном континууме за счёт разности истечения времени внутри данного устройства и во внешней физической среде.
Благодаря фантастике машина времени представляется многим как технический агрегат с управляемым или хотя бы с быстро прогнозируемым действием. И, стало быть, в ёё конструкции должны присутствовать элементы, с помощью которых путешественник во времени сможет контролировать перемещения машины их направления и скорость, выявлять возможные препоны на пути следования и так далее. Иначе это будет не машина времени, а либо природный феномен, либо примитивное приспособление, служебное назначение которого намного уже, чем у полноценной машины времени.
Для ясности приведём аналогию из области воздухоплавания. Самолёт – машина, птица – естественный продукт природы, парашют – приспособление. Фантастический персонаж может каким-то образом оседлать птицу. Но это ещё не значит, что она доставит его именно туда, куда он захочет. Парашют позволяет ограниченное, но необходимое перемещение в воздухе. Параплан, дельтаплан или планер могут дать больше степеней свободы. И только самолёт или вертолёт представляют собой надёжное транспортное средство.
В качестве умной «птицы» в фантастической хрононавтике был представлен гиппогриф (А. ВЕЛЬТМАН «Дети Калимероса», 1836) Это живой прототип всех машин времени, придуманный задолго до Г. УЭЛЛСА. В виде живой МВ может рассматриваться и сам человек, с тех пор как он вдруг познаёт свои истинные способности или неизвестные природные явления: хроновихри (С. ЛЕМ «Звёздные дневники Ийона Тихого») или исследует «червоточины» (Дж. ЛЭНДИС «Дверь в любую сторону»). «Пузыри» (они же хронококоны) в романе В. ВИНДЖА «Затерянные во времени» схожи с парашютом, поскольку предназначены для неуправляемого, но наперёд заданного перемещения во времени.
Хронококон – это ограниченная область пространства со своим локальным временем, «остановившемся» по отношению времени во внешней физической среде. По истечению заданного срока «пузырь» должен распасться, а течение локального и общего времени выровняться. Однако хронококон смещается и в пространстве, и потому нет гарантий, что он раскроется не в жерле действующего вулкана, в толще воды или грунта или где-нибудь в стратосфере.
Повышенный риск хрононавтики без полноценных машин времени сохраняется с тех самых пор, как детина по кличке Геркулес ударом кувалды «переместил» главного героя романа М. ТВЕНА «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» на несколько веков в прошлое. У С. ЧЕХА («Путешествие пана Броучека в XV век».1888) персонаж попадает в прошлое, блуждая по подземным ходам
Скудное техническое описание одной из первых машин времени можно найти в одном из самых знаменитых романов Г. УЭЛЛСА: «Некоторые части машины были сделаны из никеля, другие из слоновой кости; были детали, несомненно, вырезанные или выпиленные из горного хрусталя. На скамье, рядом с чертежом лежало несколько причудливых прозрачных стержней». Посреди всего этого великолепия автор романа «Машина времени» поместил велосипедное седло.
В рассказе другого классика мировой фантастики в плане технических подробностей сдвиги оказались невелики. «В дальнем конце огромного помещения конторы Экельс видел нечто причудливое и неопределённое, извивающееся и гудящее, переплетение проводов и стальных кожухов, переливающийся ореол – то оранжевый, то серебристый, то голубой» (Р. БРЭДБЕРИ «И грянул гром…»).
Если у читателя задействовано воображение, он готов принять на веру вещественность фантастической техники обтекаемых фраз. Для кинозрителя пара обтекаемых фраз ничего не даёт. Необходим достаточно впечатляющий муляж изображающий машину времени.
Машина времени в советском кино
В кинофильме «Гостья из будущего» (СССР, 1984) рассматриваемое устройство (или только его терминал?) представляет собой нечто вроде клавишно-кнопочного пульта управления на тумбе, по бокам которой выдвигается пара рукояток. За эти рукоятки хрононавт должен уцепиться во время действия машины. Как при таком устройстве транспортировать ещё и двух арестованных космических пиратов? Разве что в «багажнике» за спиной активного хрононавта.
В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» машина времени завораживает зрителя магией вращающихся зеркал и переливающихся по прозрачным трубкам и колбам жидкостей. Как говорится, это к делу не относится. В лаборатории современного «алхимика» (квартире простого советского инженера) есть только бытовая электросеть, что, конечно же, с точки зрения обеспечения энергией, требуемой для машины времени, приемлемо только в рамках кинокомедии.
«Настоящие» машины времени охочи до энергий порядка энергии плазмы. А таковая вряд ли найдётся и в автомобиле-времяходе в кинофильме «Назад в будущее» (США, 1985).
Пародийность отличает и хроноцикл, на котором довелось отправиться в будущее в командировку знаменитому Ийону Тихому, в силу непритязательности своего характера оседлавшему «какое-то длинное металлическое дышло». Большинство же хрононавтов не столь демократичны и просты, чтобы балансировать во время езды собственным телом и тормозить ногами на поворотах. Они предпочитают путешествовать внутри какой-нибудь герметичной капсулы, защищающей от всех мыслимых и опасных и вредных внешних факторов. «Летающая тарелка» вполне соответствует этим требованиям (С. ЛЕМ «Странный гость профессора Тарантоги»).
Не всегда, правда, кабина машины времени напоминает салон первого класса в международном авиалайнере. Порой её маленькие размеры обуславливают аскетические условия для путешественников. «В центре червобура помещался двухметровый куб с круглым отверстием в одной грани, назначение которого угадать особого труда не составляло. Секунду спустя техи посадили Стефа в червобур и закрыли тяжёлую дверь, смахивающую на многолепестковую ромашку» (А. КАУДРИ «Крукс»).
Физические неудобства – ничто по сравнению с тем обстоятельством, когда при путешествии во времени меняется возраст самого хрононавта (С. ЛЕМ «Из воспоминаний Ийона Тихого»). Это чревато катастрофой. Оттого в фантастике есть вариации таких машин времени, в которых посылают голографические проекции участников экспедиций (Г. ГАРРИСОН «Если»). Или просто налаживается звуковая, а в лучшем случае, – телепатическая связь (смотри ТЕЛЕХРОНОПАТОР).
Есть основания полагать, что после всех усовершенствований машина времени будет представлять собой особым образом экранированную сферу с многочисленными вынесенными наружу датчиками. Необходим ещё ряд технических блоков для машины времени, о которых фантасты обыкновенно умалчивают.
Стабилизатор «внутреннего времени» нужен, чтобы возраст хрононавта не менялся синхронно с течением времени «внешнего». Иначе он, мгновенно состарившись, не попадёт в отдалённое будущее. А в отдалённом прошлом окажется, в лучшем случае, в зародышевом состоянии (С. ЛЕМ «Пропавшая машина времени»; В. ГРИГОРЬЕВ «А могло бы и быть…»). Ограничением может стать и сфера действия наследственной памяти хрононавта (Ю. ГРЕКОВ «На кругах времени»). Здесь не исключены обмен разумов и тел и необходимость в реадаптации после возвращения в исходное время (А. МИРЕР «Обсидиановый нож»).
Определитель геофизических координат, поскольку пространство и время единая формация. Устройство для самоуничтожения на случай попадания машины «в плохие руки».
Почитайте также:
Погонять на Делориане было бы круто и без того, чтобы он был машиной времени. Взять такой агрегат напрокат было бы забавно. Кстати, сейчас очень популярными стали сервисы авто напрокат, как вот этот https://rentalcar-4-you.com/arenda-avto-sofiya/#/. Это недорого, удобно и комфортно. Зачастую можно взять солидный автомобиль и побаловать себя.