Фотография

Фотография

«– Щёлкай!» — гаркнул Перкинс. Магниевая вспышка заставила всех застыть».
Р. ХАЙНЛАЙН «Наш прекрасный город».

Фотография – максимально полное и чёткое фиксированное изображение натуры, полученное с помощью специального оптического оборудования и химических реактивов.

Рассмотрим фантастические аспекты фотодела с помощью методики Г. Альтшуллера. Начнём, как обычно, с базового элемента . Кое-что здесь давно уже вышло за рамки фантастики: моментальная фотография, стереоизображения предметов, движущееся изображение отснятого – кинематограф.

Один из нестандартных подходов применительно к рассматриваемой теме нашёл Дж. ФИННЕЙ в рассказе «Лицо на фотографии». Персонаж, злою волею заброшенный в прошлое, находит единственный способ показать свою ненависть виновнику его личной трагедии и отправить послание в будущее – сфотографироваться с негодующей физиономией для одного периодического издания.

Полная антитеза этому сюжетному ходу присутствует в рассказе Е. ШЕВЧЕНКО «Фотография Иисуса Христа». Неважно, кто с помощью фотоаппаратуры смог запечатлеть эту легендарную личность столь необычным для той давней эпохи способом. Снимок, кстати, не «плачет» миррой, а одаривает розами.

Фантастический эффект может быть получен за счёт необычности самого фотографа. Вспомним простоватого Шарика, бегающего с фоторужьём в поисках «дичи» в повести Э. УСПЕНСКОГО «Дядя Федор, кот и пёс». Но заслуживает особого упоминания и кот хандрила, который, будучи страстным фотолюбителем, всегда с ног до головы пропитан фотографическими растворами. В «недопроявленном» виде четвероногий фотолюбитель становится бледным и почти незаметным, а в «перепроявленном» – он неестественно чёрен и страшен. Смышлёный кот пользуется этим для маскировки и отпугивания недругов (А. ЯКУБЕНКО «Волшебные перья Арарахиса»).

Кстати, захваченный в полёт на Венеру запас фотопроявителя помог герою рассказа А. Э. ВАН ВОГТА «Банка с наклейкой» избавиться от испачкавшей его абсолютной краски.

Фотография

Сочетание обычно подразумевает переход количества в качество. Делая фотоснимки один за другим подряд и резко меняя ракурс, иногда можно запечатлеть ранее не замечаемые посторонние в кадре потусторонние предметы, например невидимые глазу элементалы, как это происходит в рассказе К. РОБЕРТСА «Канарейки Боултера». Собственно глаз человека или высшего животного можно рассматривать в качестве элемента постоянно действующей фотокамеры. С другой стороны, как известно, мысль отражается в сознании человека в образах. Воображаемые картины, выражающие мысль, способны вставать перед глазами как реальные, особенно во сне. Их надо суметь заснять на фотоплёнку. Принципиально такая задача фиксации мыслеобразов разрешима. Тогда что, если всё многообразие мира – это бесконечная череда фотопроекций мозга? Мысль не новая, но вполне достойная лемовского профессора Коркорана, если бы этого учёного в большей степени не занимала кибернетика.

Элемент (-1) Ф отожествляем с получением фотографии без какого-либо специального оборудования. Такой уникальный случай представлен в рассказе И. ЕФРЕМОВА «Тень минувшего». Изображение динозавра дошло до нас через миллионы лет благодаря особому стечению атмосферных условий и наличию рядом с животным скального образования, подходящего для отпечатка.

Мы уже убедились, что принятые сочетания символов трактуются сразу несколькими разными версиями. (-n) Ф – тому пример. Фотографий много, но они не в явном виде. Такой фантастический эффект создаётся с помощью установленных повсюду кусочков «медленного стекла» в романе Б. ШОУ «Свет былого» или посредством «зеркальных цветов» (К. БУЛЫЧЁВ «Путешествие Алисы»).

Необходимость в фотографировании отпадает. Подобно тому, как паровозы уступили место электрическим и дизельным локомотивам, фотоаппараты морально устарели.

Но пока это ещё не случилось, в наше время цифровая фотография занимает всё большее место в нашей жизни. Каждый человек, обладающий смартфоном, может делать практически безграничное количество фотографий и даже заработать на фотобанках, каковых тоже существует великое множество.

В рассказе К. ПРИСТА «Бесконечное лето» люди будущего изобрели «замораживатели» и, путешествуя в прошлое, безнаказанно и бесцеремонно останавливают локальное время для интересующих их живых людей. Получаются объёмные картины из застывших в порыве сильных чувств или в размышлениях «объектов созерцания», придирчиво отбираемых холодными эстетами…

ВНЕ СХЕМЫ. В духе чёрного юмора произошла история, когда главный герой романа М. ТВЕНА «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» заметил вполголоса, что неплохо было бы сфотографировать одного колоритного узника. Его пожелание на беду было услышано кем-то, понятия не имевшим об этом действе, но новое слово было истолковано по-своему и несчастному узнику тут же отрубили голову…

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.