«Трасса 60» — первая и единственная работа Боба Гейла, странная история, граничащая между гротеском и философской притчей. Фильм снят, на первый взгляд, неказисто и, по своему духу, напоминает кино 80-х.
Может это лично у меня такое впечатление сложилось, но если бы я не знал, что картина родом из нулевых, я бы подумал, что «Трасса 60», кино из ушедшего столетия. С другой стороны, несмотря на эту иллюзию 80-х, мне сразу бросился в глаза необычный до того времени подход к съемкам и диалогам. Начало и вовсе, в духе Тарантино – беседа двух людей на тему того, что в Америке нет персонажа, который бы исполнял желания. Насчёт Тарантино, это я, конечно, загнул, но «Трасса 60», на самом деле, кажется довольно непривычной, будто снятой в разных жанрах одновременно.
О чём этот фильм? Чтобы начать разговор о чём «Трасса 60» надо понять, почему американскому духу так близка тема роуд-муви (лично я с трудом такой жанр представляю в отечественном кино, да даже и вспомнить что-либо значимое в таком духе не могу).
Почему дорога?
Штаты знамениты своими автострадами и протяженными дорогами. Любовь, секс, убийства, — всё это происходит в американских фильмах. Ответ здесь прост. США признаны самой удобной страной для путешествий, в плане сервиса на дорогах, простой регистрации автомобилей и качества дорог. В Европе страны слишком маленькие для таких долгих переездов, в России дорог вообще нет, есть только направления. Изредка европейское кино может похвастаться таким вот жанром и то, мне на ум приходит «Достучаться до небес», но он снят по голливудским канонам, как ни крути.
Американская же культура знаменита образами одиноких фермерских полей, в тот же момент и шумных городов и длинных дорог. Не могу сравнить с европейским менталитетом, но в отечественной культуре, к сожалению, подобный жанр отсутствует (есть небольшие исключения, но они с натяжкой могут называться «дорожной историей», например, «Двое на дороге», «Ралли»).
Тому есть две причины: долгое отсутствие свободы передвижения и плохие дороги.
Свобода передвижения, которая не была нашим коньком. И дело не только в принципиальной невозможности, из-за банального отсутствия дорог в некоторых регионах, но ещё из-за пресловутого законодательства, распространённого в Союзе.
Поэтому подобный жанр у нас просто не смог бы зародиться, хотя предпосылки к этому есть – огромная территория и интереснейшие природные места.
Исполнитель желаний
В самом начале фильма пролог говорит нам о том, что в Штатах нет своей мифологии, но есть персонаж, по словам одного из посетителей, который умеет исполнять желания. И здесь ощущается большое влияние ирландской культуры на Америку. Недаром этот странный исполнитель желаний – потомок лепрекона. Он исполняет желания, но вся проблема в том, чего мы желаем, чего хотим, в большинстве случаев, мы желаем всякой ерунды и не готовы нести за свои желания ответственности.
Этот самый рыжеволосый персонаж по имени О. Ж. Грант (O. W. Grant — от англ. One Wish Grant Одно Желание Гарантировано) должен сыграть ключевую роль в жизни главного героя фильма.
Главный герой в «Трасса 60»
Нил Оливер – харизматичный юноша, с творческим складом ума живёт какой-то не своей жизнью. Идёт время, он видит странные сны, рисует портрет незнакомки, являющейся к нему в этих снах, и понимает, что проживает кукую-то чужую, не свою жизнь.
Ему уготована карьера в юриспруденции, благодаря отцу – преуспевающему адвокату, у него есть девушка, которая, по сути, нравится родителям больше, чем нравится ему. Нил мечтает стать художником, но это не воспринимаемся никем всерьёз. Он то ли слишком робок, то ли слишком корректен, чтобы заявить всем о том, что ему нравится, а что нет.
В ресторане, где официантом оказывается никто иной, как О. Ж. Грант, Нил произносит своё заветное желание – получить ответы на свою жизнь.
Грант заинтересован таким желанием, ведь это первое желание, исполнять которое, по-настоящему, интересно и необычно. С Нилом происходит несчастный случай, после ресторана, в результате которого он оказывается в больнице, где встречает странного доктора, показывающего фокусы с картами, имени которого никто из персонала не слышал. Нил уже думает, что это последствия его травмы, пока другой врач не находит одну из карт.
Тот самый загадочный доктор по имени Рэй, уже после больницы, предлагает Нилу контракт – доставить посылку по трассе, которой нет ни на одной из карт, трассе 60.
На пути Нил встречает Гранта, который начинает ему объяснять почему с тем происходят странные вещи, и дарит ему волшебный шар, отвечающий на вопросы.
Путешествие начинается
И здесь начинается всё то, что мне так нравится в «дорожном жанре». «Трасса 60» изобилует необычными, совершенно нестереотипными персонажами. Ничего сверхъестественного, я бы даже сказал много будничного, привычного каждому из нас, но при этом, в каждой из встреч вплетено нечто сказочное и даже мистическое.
Самое главное, что и сам Нил раскрывается во время путешествия по трассе 60 с разных сторон. Он не выглядит этаким мачо, порой даже смотрится неуверенным в себе, однако решения, которые он принимает, ответы, которые он даёт, оказываются глубоко философичными.
Например, девушка, занимающаяся сексом почти с каждым встречным, желающая найти идеального партнёра. Нил отказывает ей, мотивируя тем, что не хочет быть две тысячи каким-то, но навсегда в её жизни останется тем первым, который отказал, который запомнится, который будет самым желанным.
Или мужчина, который может съедать огромное количество еды. Когда-то, упиваясь чревоугодничеством, он пожелал у Гранта неограниченный объём желудка, но теперь страдает от того, что много тратит времени и денег на еду, а ещё самое главное – не испытывает от неё удовольствия.
Но дальше каждый персонаж, встречаемый Нилом на дороге, оказывается всё запутаннее и сложнее, а сам юноша оказывается в необычной и не очень приятной ситуации.
Дорога как поиск самого себя
«Трасса 60» ни что иное как история о поиске самого себя. Для этого иногда нужно уметь «сбежать» от всех и от себя самого, чтобы себя же обрести. Это такой выход за грани и стереотипы, шаг навстречу горизонту.
В какой-то момент времени, ты начинаешь понимать, что не знаешь, где реальность, а где вымысел. Очнувшись снова в палате Нил видит на столе всю туже карту Рэя.
Он приходит к отцу, отдавая ключи от дорогой машины, он открыто говорит, что не хочет жить так, как хочется кому-то другому.
Дорога и странные города на несуществующей трассе помогли молодому художнику обрести самого себя.
Советую, посмотрите «Трасса 60», фильм про то как обрести самого себя.