«Маяк» — символы XX столетия

"Маяк" - символы XX столетия

«Маяк» — артхаусный триллер или даже хоррор Роберта Эггерса, известного по мистической картине «Ведьма».

«Маяк» сразу же привлёк к себе внимание и не только необычной эстетикой, но и игрой актёров на высшем уровне. Фильм удостоился  награды Международной федерации кинопрессы.

В основу фильма легли реальные истории, когда смотрители маяка пропадали или сходили с ума. Что касается символизма, то здесь за основу взято кино первой половины 20 столетия, а так же литература, наука конца 19, начала 20 столетий: Лавкрафт, По, Кроули, Фрейд, Юнг, а так же античных мифов и фольклора моряков.

Что касается влияния режиссёров, то «Маяк» прямо отсылает нас не только к картинам начала 20 столетия, но и к таким мэтрам кино как Линч, Тарковский, Довженко.

Гомоэротизм и фаллические символы

«Маяк» показывает брутальную жизнь бывших моряков и рабочего, приехавшего с лесозаготовок. Всё здесь пропитано брутальностью, суровостью, тестостероном. Но, как это и бывает самые ярые приверженцы «традиционных» ценностей, нарочитой мускулинности прячут кучу скелетов в шкафу. Нет, мужское поведение для мужчин, женское для женщин, это нормально, это красиво, в конце концов, но ярое негодование в отношении чего-то, как правило, говорит о связи протестующего с тем, что ему не нравится.

Помните курьёзную историю с комиксами о Бэтмене и психиатре, который искал в них гомоэротизм, находя его в отношениях Бэтмена с Робином, в одеждах супергероев. На тот момент комиксы о Бэтмене перестали быть взрослыми мрачными историями и ориентировались больше на детскую и подростковую аудиторию. Отношения Бэтмена и Робина больше походили на отношения отца и сына, Брюс читал Робину на ночь сказки это и «вдохновило» Фредерика Верхтмана на «Кодекс комиксов».

Фрейдизм и юнгианство, даже больше юнгианство вдохновило создателей картины, это просматриваться и в архетипах, которые так любил Юнг и в странных отношениях между персонажами фильма, и в образе сирены, тем мастурбации.

В ряде рецензий встречается мнение, что маяк олицетворяет некий фаллический символ. На него имеет право только Томас Уэйн, который постоянно унижает своего помощника Уинслоу, заставляя делать грязную работу. Уэйн и сам ведёт себя странно возле маяка, в его поведении опять же просматривается какой-то намёк на эротизм, на обладание этим фетишем. Доходит до того, что он даже запирает люк, ведущий к линзе Френеля.

Более того, оба персонажа, как мы видим, имеют отдалённое представление о женской сути, о женской психологии. Уэйн говорит, что был женат, скорее всего, женщины были и в жизни Уинслоу, но вряд ли это напоминало не то, чтобы романтические, а даже полноценные взаимотношения. Скорее всего, в их жизни были только проститутки или такие же неотёсанные женщины, как и они сами.

Женское для них, как и для всех людей подобного круга тогда не то, чтобы запретное, скорее отдалённое. Женское в себе так же является чуждым и запрещённым, но именно это приводит к каким-то извращённым способам найти выход собственному эротизму.

«Дедовщина» на маяке

С одной стороны, когда смотришь «Маяк», тебя начинает подбешивать Уэйн – этакий бесцеремонный старикашка, который постоянно прессует и унижает Уинслоу. Но и сам Уинслоу своим послушанием бесит не меньше. Конечно, ему некуда деваться, с другой стороны, в самом начале он отказывается поговорить по душам, рассказать о себе, чем явно не внушает доверие Уэйну.

Поведение двух смотрителей маяка напоминает армию, либо закрытые школы, где старший имеет безоговорочную власть над младшим.

«Маяк» прямо намекает, что подобные ситуации происходили неоднократно на острове, да и происходят постоянно в такой среде.

Йохо-хо и бутылка рома

Алкоголь единственное, что разряжает обстановку, даже сплачивает работников маяка. Алкогольная вакханалия ночью напоминает феномен карнавализации, пришедший из средневековой культуры в философии постмодернизма, о чём писал М. Бахтин.  Стирание граней, чинов и статуса. Уинслоу и Уэйн поют песни, пляшут, даже танцуют в паре. На утро всё повторяется, теперь снова Уэйн – суровый отец, который не терпит даже намёка на неповиновение, Уинслоу – взрослый сын, который не может переломит волю отца и свой страх перед ним.

"Маяк" - символы XX столетия 1

Личное безумие?

По ходу фильма ты начинаешь сомневается в том, кто какую роль играет. Во время одной из пьянок, Уинслоу рассказывает, что всё это время выдавал себя за другого. Наконец, он сбрасывает оковы смирения, но, вместе с этим, мы начинаем задумываться над тем, насколько Уинслоу здравый. Некоторые обстоятельства нам говорят, что те или иные моменты могли возникнуть в больной психике работника маяка. Или же нет, это остаётся долгое время загадкой.

Видения Уинслоу, в которых он видит Уэйта в виде человека-осьминога, русалку, одноглазую чайку, всё это начинает запутывать зрителя и уже напрямую отводит нас к какой-то мистике.

Архетипы, эзотерика западной культуры и мифология

Всем известно насколько Юнг был повёрнут на мистике. Более того, исходя из своей эзотерики, он даже пытался оправдать немцев, затеявших Вторую мировую, ссылаясь на то, что архетипы германской мифологии оказали влияние на простого немца.

Русалка, видения мёртвого Уинслоу, которому чайки выклёвывают печень, щупальца Уэйна, всё это античные темы, связанные с мифологией моря. Прометей, сирены, Тритон, проклятия и мольбы Нептуну, всё это прямо намекает на влияние античной мифологии на создателей картины.

Конечно же, тема моря и чудовищ из морских глубин, это любимая тема Лавкрафта и его Ктулху. Лавкрафт оказал колоссальное влияние на весь 20 век, как и Эдгар По, как и Кроули – мистик из Англии, песни которому посвящал сам Оззи Озборн.

В конце концов мы видим, что произошёл новый виток в развитии, как это описывал Гегель и раб стал господином. Уинслоу добывает ключ, и заходит на вершину маяка. Вот он и обрёл фаллический символ, вместе с тем маяк, еще и некая самость, чистая, очищающая от грязи лицо работника.

«Маяк» вышел противоречивым фильмом. Чтобы его понимать и воспринимать, нужно понимать специфику морского фольклора и массовой культуры начала 20 столетия.

С эстетической точки зрения «Маяк» снят безупречно, может слишком многого хотели авторы в него впихнуть, может следовало остановиться на чём-то одном, но, в целом, «Маяк» заслуживает внимания зрителя.

В «Маяке», конечно же, речь не идёт о самом маяке или точнее о его символизме. А как же сам маяк? Это прежде всего важное с точки зрения функционала строение. А вот проходил он, например экспертизу проектной документации перед постройкой? На сайте https://ztexp.ru/stroitelno-tekhnicheskaya-ekspertiza/ekspertiza-proektnoj-dokumentatsii можно узнать много полезного на эту тему.

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария

  1. Как хотите, но современное европейское кино оставляет ощущение какой-то грязноватости. Не знаю, связано ли это с общим упадком европейской культуры или свободами для меньшинств. Здесь замечу, что я не сторонник «русской идеи», а лишь высказываю свое частное мнение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.