«Он слышал только, что Юнг немало способствовал восстановлению дружеских отношений между интеллигенцией и священниками»
Ф. ДИК «Лабиринт смерти».
Оговоримся сразу: персонаж, мнение которого мы только что процитировали, чересчур упрощает и искажает истинное положение дел.
Архетипы – это древнейшие психические представления, коллективный опыт всего человечества, передаваемые генетически и на уровне подсознания. В этом заключается мировоззренческая позиция некоторых исследователей, череду которых открыл швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961). Он систематически изучал сновидения и фантазии своих пациентов и подметил повторяемость образов, понятий, заключённых в подсознании, как оказалось, любого человека. Исследователь сделал окончательный вывод: некие изначальные схемы в подсознании индивидуума относятся не только к его поведению, но и к формированию первобытного мышления, фольклора и мифологии человечества в целом (смотри статью НООСФЕРА).
К. Юнг не стал ни автором религиозного апокрифа, ни адептом какого-либо священного писания. Любая из конфессий, скорее, пришла бы в замешательство, нежели в торжество, если бы заполучила союзника в лице швейцарского исследователя в той области, где исследователи пока не обзавелись приборами. Оккультная система взглядов всегда находилась где-то между наукой и религией. Единственным берегом, к которому она смогла прибиться, стала фантастика. Прежде всего, подмеченные К. Юнгом архетипы прекрасно совпадают с символами (арканами) гадальных карт Таро, изобретателем которых считается Гермес Тримегистас, полумифический основатель оккультных наук.
Фантастам позволительно, разделяя или не разделяя чьи-либо взгляды, идти «параллельным курсом» с их сторонниками либо с противниками.
Начнём обзор с отечественной фантастики советского периода, где рассматриваемую тему, казалось бы, даже под микроскопом нащупать невозможно.
Необычные сны марсианки Аэлиты были навеяны генетической памятью, доставшейся ей от земных прародителей (А. ТОЛСТОЙ «Аэлита»). В рассказе И. ЕФРЕМОВА «Эллинский секрет» (1966) речь идёт о современнике автора, в подсознании которого случайно всплыла «технология» прыжков в длину ныне за пределами человеческих возможностей, которой пользовались древнегреческие атлеты. Позднее тему генной памяти можно найти в рассказах Ю. НИКИТИНА «Потомок викинга» (1973) и Г. ШАХА «Берегись, Наварра!» (1981), причём подопытные видели чёткие и связные картины исторического прошлого, но арканы Таро никоим образом не обыгрывались.
Похоже, тема архетипов настолько специфична, что и в зарубежной твёрдой фантастике при условии недостаточного знакомства с нею вряд ли отыщется большое количество подходящих произведений. Известно, что в романе Дж. УАЙТА «Сонное тысячелетие», (1974), пассажиры «звёздного ковчега» большую часть пути проводят в состоянии АНАБИОЗА. Но, чтобы не деградировать умственно, их мозг «загружается» фактами земной истории. Однако на поверку та оказывается скорее «мифологией», поскольку спящих посещают образы, представляющие собой именно архетипы, некогда выявленные Юнгом.
Видимо, таков эффект при «отключении» мыслительной деятельности. Зато самостоятельная ветвь фантастики, именуемая фэнтэзи, распахнула свои объятия для архетипов гораздо шире. М. МУРКОК создал цикл, в который входят романы «РыцарьМечей», «Дама Мечей», «Король Мечей». «Мечи» — это одна из карточных мастей, известная у нас как «пики», а «рыцарь» — карта, занимающая положение по старшинству между валетом и дамою.
Эти же образы, вынесенные в заглавия романов, соответствуют вспомогательным арканам (тайнам) Таро. Основных арканов насчитывается всего лишь двадцать два, а общее количество арканов равно семидесяти восьми. «Полное собрание» всех архетипов оживил ПИРС ЭНТОНИ… в своём романе «Тарот». На свой лад – с привязкой к жизни чуть наивной живой девочки – это сделано А. ЗОРИЧ в повести «Королева кубков, королева жезлов». Заметим ещё, что карты Таро не остались в стороне от художественной литературы вообще (К. ГОЦЦИ «Зелёная птичка»; Х. КОРТАСАР «Игра в классики»).
Чем же так привлекательна колода гадательных карт для фэнтези? Масть мечей (пик) символизирует борьбу, масть посохов (треф) – предпринимательство, инициативу. Масть кубков (червей) означает любовь, масть пентаклей (бубен) – деньги. Чем не своеобразный разрез человеческого бытия? А если конкретизировать арканы, то и фантастических персонажей.
Король и Дама Посохов – властелины стихии воздуха. Их всегда окружают узоры из сильфов и бабочек. Король и Дама Мечей – это эльфы, чья одежда и трон украшены цветами, львами и саламандрами, символизирующими стихию огня. Король и Дама Кубков властвуют над водой; их окружение волны и русалки. Наконец, Король и Дама Пентаклей напоминают о мире гномов – хранителей подземных сокровищ и искусных мастеров. Всё это знаковые роли для означенного поджанра фантастики.
Современная колода карт Таро синтезирует в себе элементы многих мифологий. Так, например, архетип Анимус – активное мужское начало – соответствует смыслу карты Маг; Анима – женское начало – аркану Жрица. В совокупности оба начала представлены в китайской мифологии в виде единого символа Инь-Янь.
Диалектическое единство начал отражено в аркане Влюблённые, который находит трактовку и в древнеегипетской мифологии: богиня-мать Изида стоит, её сын и одновременно брат Гор обозначил первое движение. Так подчёркивается гармоничное соединение двух начал – женской потенциальной энергии и мужской реализующей энергии. Архетип Самость на языке общечеловеческой символики выражается фигурами креста, квадрата, круга и, по мнению К. Юнга связан как с древнеиндийской Мандалой, так и с картой Колесо Фортуны.
Архетипы и юмор
У фантастов не обошлось без прямых и косвенных шуток по поводу архетипов.
В романе Ф. ЛЕЙБЕРА «Скиталец» к Земле приближается планета-звездолёт. В одной из фаз на поверхности планеты наблюдаются контуры областей, поразительно совпадающие с древнекитайским символом Инь-Янь, но обитатели планеты Скиталец далеки от оккультизма, они, желая сделать своё обиталище «самым модным в Галактике», руководствуются только эстетическими соображениями. Кинофильм «Десятое королевство» вряд ли запомнился многим именно той сценой, когда цыганка в колоде своих гадальных карт находит сразу несколько арканов, образованных от архетипа Шутник. Здесь соседствуют и Глупец, и Дурень, и Деревенский Дурачок…
Ф. ДИК в повести «Лабиринт смерти» тоже придумал несколько совершенно оригинальных архетипов: Умство, Винство, Ведьмство, Прыгство, Стопство, Хлыстство. Сравните архетипы Самство и Самость, и некоторая преемственность между старыми и новыми арканами всё же обнаружится. Сам фантаст прояснил происхождение только архетипа Меккиество.
У одного из древнейших народов Земли – хеттов – слово с корнем «мекк» означало «власть», а затем оно перешло в санскрит, оттуда в древнегреческий и латинские языки и, в конце концов, осело в современном английском, видоизменившись в machine (машина) и в mechanical (механический).
Фантастическая идея Ф. ДИКА предполагает появление новых архетипов либо со временем трансформацию архетипов старых. Каковы же могли быть самые изначальные архетипы? И на какой стадии эволюции они проникают в генную память человека?
Существует предположение, что в тайниках нашего подсознания присутствует опыт не только органической, но и неорганической природы. А органическую и неорганическую составляющие Мироздания связывает между собой одна-единственная субклеточная структура – рибосома. Не в этом ли «узком месте» имеет место качественный скачок архетипов?
В рассказе С. АХМЕТОВА «День Венеры» генетическая память пробуждается у небелкового кибернетического устройства с искусственным интеллектом! Человек-лес, человек-облако – этими сочетаниями не удивишь персонажей, познавших высшую истину бытия в повестях Г. ГОРА «Минотавр» и С. ЯГУПОВОЙ «В горелом лесу», рассказе Д. БИЛЁНКИНА «Море всех рек».
В условиях других планет (в чужих ноосферах?), по представлениям некоторых фантастов, могут проявиться «миражи подсознания» — от детских страхов (Р. ШЕКЛИ «Призрак-5») – далее через фантасмагорические картины (Д. БИЛЁНКИН «Десант на Меркурий») – до воплощения образов из вещества (С. ЛЕМ «Солярис»).
Но и, не покидая родной Земли, можно добиться сходного эффекта, как это и происходит в рассказе М. ХЬЮЗА «Когда внутри закипит». Здесь ставится знак равенства между «коллективным бессознательным» и ноосферой нашей планеты. Исследователи имеют дело с лабиринтами взаимосвязанных архетипов – Пейзажей, Событий и Ситуаций, выбраться из которых можно, но только зная особые «оградительные напевы». Молитвы ли это, заклинания ли или другие кодированные сообщения – автор рассказа не уточняет.
Похоже, что более сложные архетипы управляются архетипами менее сложными, зато более устойчивыми. По аналогии слова меняются, а буквы алфавита остаются…