Вокзалы в фантастике

Вокзалы в фантастике

«Инженер-строитель по образованию, я работал на строительстве Главного Межпланетного вокзала на горе Килиманджаро в Восточной Африке».
Г. ГУРЕВИЧ «Инфра Дракона».

Вокзал – помещение для размещения и обслуживания пассажиров, ожидающих прибытия и отправления рейсового транспорта.

Облик вокзалов определяет сам тип транспорта и, далеко не в последнюю очередь, уровень общественного развития того или иного фантастического социума. К примеру, в романах И. ЕФРЕМОВА «Туманность Андромеды» и «Час Быка» фигурирует Спиральная Дорога, охватывающая всю нашу планету. Но описания вокзалов при ней вы не найдёте. Дело не в каком-то авторском упущении. Люди будущего слишком ценят своё и чужое время, чтобы занимать его пустым долгим просиживанием в зале ожидания. А в романе  Р. АСПРИНА «Разведчики времени», напротив, центральное место Вокзала Времени занимает обширный общий зал, простирающийся по длине как универсальный магазин. По сути, это и есть торгово-развлекательный центр, где есть «сопутствующие товары», да и блуждание по многочисленным лабиринтам и переходам входит в программу пребывания туристов на таком вокзале.

«Занимая двести ярдов в ширину и почти втрое   больше в длину, он представлял собой многоэтажное нагромождение балочных ферм, широких галерей, трапов и пандусов, балконов и торчащих из стен платформ; все эти конструкции были стилизованы самым причудливым образом, причем многие из них не вели абсолютно никуда.

Изящные фонтаны  и бассейны сверкали бликами под неугасимым сиянием фонарей Общего  зала. Порой на фоне голубой плитки фонтана мелькало яркое пятно – это проплывала  какая-нибудь экзотическая рыба: их разводили, чтобы очищать бассейны от водорослей. Пол  «Римского города» был выложен  цветными мозаичными  панно,  имитирующими  творения древних  римлян, — в основном на средства владельцев  соседних лавочек. На стенах кое-где встречались надписи и стрелки-указатели;  мимо  фасадов лавок  и  окон  отелей вверх  по  стенам тянулись лестницы, ведущие на невидимые снизу этажи.

Некоторые пандусы и галереи все еще сооружались или, по крайней мере, выглядели неоконченными. Многие из них вели к ничем не примечательным участкам бетонной стены, другие — к изолированным платформам, вознесенным на высоту четырех-пяти этажей и опирающимся лишь на ажурные металлические леса наподобие тех, что возводят вокруг реставрируемого собора. Несколько пандусов и лестниц тянулись от беспорядочно раскиданных там и тут площадок и обрывались  в воздухе, предоставляя  зрителю гадать, ведут  ли  они вверх  к чему-то невидимому или свешиваются вниз из какой-нибудь дыры в пустоте».

Вот и выжат практически весь экстенсивный путь развития вокзалов. А на долю интенсивного пути выпадает строительство космических терминалов. Кстати, поезда становятся всё более обтекаемые и скоростные и напоминающими ракеты и звездолёты. А рельсы и подобные им направляющие элементы могут уходить прямо в космос (См. ЛИФТЫ).

Вокзалы в фантастике

Исторически сложилось так, что люди поначалу строили гробницы, храмы, дворцы и лачуги. И только спустя многие и многие века появились такие сооружения как вокзалы. Это было поначалу необычно, поэтому неудивительно, что появилась «вокзальная» мифология, основателем которой стал Дональд Биссет. Он сочинил сразу две сказки о предмете нашего рассмотрения. С точки зрения научной фантастики, автор задействовал созданные статическими искусственные организмы с искусственным интеллектом.

«Жили-были в Лондоне на одной площади два вокзала. Их звали Сент-Панкрас и Кингс-Кросс. Они жили бок о бок и вечно спорили, кто лучше.

— А у моих перронов останавливаются не только паровозы, но и тепловозы,— хвастал Сент-Панкрас.

— Подумаешь! У моих тоже! — не уступал Кингс-Кросс…» И однажды эти споры едва не переросли в глобальную катастрофу! («Сент-Панкрас и Кингс-Кросс»)

Другая история.

«Жил на свете король. Звали его Сэмюел. Однажды он сидел на троне и думал: хорошо бы поехать на поезде к бабушке в гости. Он попрощался с королевой и отправился в путь.

Доехал до вокзала Ватерлоо, поднялся на эскалаторе на платформу и вдруг услышал, как вокзал говорит сам себе:

— Пойду-ка я выпью чаю!

И только король Сэмюел хотел шагнуть на платформу… как вокзала и след простыл…» В сказке «Вокзал, который не стоял на месте» означенный объект (или субъект?) сам сел на поезд и отправился в путешествие в сельскую местность! Где неплохо провёл время в компании короля Сэмюела, его провинциальной бабушки и коровы Сэлли…

Вокзалы в фантастике

С вокзалами и железнодорожной сетью можно сравнить сеть компьютерную, пресловутый Интернет. Он также состоит из большого количества проводов, передатчиков, серверов, коммутаторов qfx5100 и так далее. Разумеется, речь не только об Интернете, но также о любой компьютерной сети. В наше время, компьютерные сети более распространены и обширны, чем железнодорожные с их вокзалами.

Вокзал — как нечто большее

В век звездолётов и телепортации в рассматриваемое понятие может вкладываться несколько иной смысл. В повести Г. ГУРЕВИЧА «Темпоград» читаем: «Вокзалами называли приёмные станции межзвёздного транспорта. Такие же стояли уже на шестистах планетах». Обслуживаются пока, главным образом, исследователи космоса и…приглашённые на Землю инопланетяне. Внутреннее убранство скромное, да и внешний интерьер, наверняка архитектурными излишествами не отличается. Да и не только архитектурными, но и излишествами функциональными, в первую очередь. кассами и перронами. Зал ожидания заменят удобные  гостевые комнаты и автоматизированные диспетчерские центры.

В повести В. САВЧЕНКО «Похитители сутей» «вокзал» и вовсе напоминает мощную научную лабораторию. А пассажиры делятся, как минимум, на семь классов, существенно различающихся по своему статусу. Соответственно в каждом помещении для пассажиров имеются не менее семи разнящихся по уровню обслуживания отправных и приёмных отделений. «Островки относительной стабильности»  это вокзалы, встречающиеся в фантастике в стиле стимпанк. Здесь меняется, по большей части, железнодорожный транспорт и социальный состав пассажиров. Всё меньше коронованных особ, всё  больше обычных граждан.

Вокзалы в фантастике

По надписи угадывается название станции Утопия… Широко шагнула Утопия.

При пользовании телепортацией (см.) вокзалы или любые помещения сходного назначения (кабины) должны располагаться только в «узлах пучности» пространства – считает В. БАБЕНКО в повести «ТП». «…– эти узлы и пучности расположены в пространстве крайне неравномерно и притом порой в совершенно неудобных местах. Счастье, если узел  обнаруживается  на  поверхности  земли  или невысоко от неё – как, например, в Киеве, где таких точек  целый  десяток.

Гораздо чаще пучности встречаются под землей или под водой, тогда строительство ТП-станций – целая проблема. В Кимрах, скажем, чтобы воспользоваться ТП-камерой, надо спуститься на пять километров под землю.

В Москве всего три узла. Центральный — в Екатериновке — всегда страшно загружен. Высотный расположен в стратосфере, на высоте двенадцать километров,  – туда добираются самолетами, но пользоваться  ими  тягомотно: летающую платформу то и дело относит от пучности,  и  нужно  всегда  долго ждать, пока пилоты ювелирно подгонят станцию к нужной точке. Наконец, есть ТП-станция в Малаховке. Она размещается на  верхушке огромного пилона высотой восемьсот метров».

Похоже, основная проблема не в строительстве вокзалов, а в совершенствовании транспортных систем. Чем они надёжнее и демократичнее, тем больше рассеянных повсюду кабин для нуль-транспортировки. Помпезные или величественные (на наш взгляд) здания  порой тоже присутствуют, но в тех местах, где полёты или перемещения целесообразно производить централизовано. И при этом верится, что вы нигде уже не найдёте захолустных вокзальчиков или павильонов, ставших жертвами вандалов.

В романе С. ЛЕМА «Возвращение со звёзд» предоставлен шанс взглянуть на такое великолепие глазами выходца из прошлого: «Я даже не разглядел как следует, до чего громаден этот зал.  Впрочем, был ли это один зал? Никаких стен, белый, сверкающий,  взметенный  ввысь размах неимоверных крыльев, между ними – колонны, созданные  головокружительным смерчем. Что это?  Стремящиеся  вверх  гигантские  фонтаны  какой-то  густой жидкости, просвеченные изнутри разноцветными прожекторами? Нет. Вертикальные стеклянные тоннели, по которым проносились вверх вереницы  расплывавшихся  в стремительном полете  машин?..»

И только затем персонаж обращает внимание на то, что окружающим его людям тоже кажется привычным – гигантские движущиеся перроны и россыпи разноцветных осветительных и сигнальных огней и светящихся прямо в воздухе надписей и прочие детали. Кстати, вокзал космодрома мудро расположен на перепутье других транспортных систем и линий.

В идеале вокзал будущего – это место, где пассажир не теряет время понапрасну, и в то же время здесь сосредоточены огромные усилия и заботы технического персонала.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.