«Инженер-строитель по образованию, я работал на строительстве Главного Межпланетного вокзала на горе Килиманджаро в Восточной Африке».
Г. ГУРЕВИЧ «Инфра Дракона».
Вокзал – помещение для размещения и обслуживания пассажиров, ожидающих прибытия и отправления рейсового транспорта.
Облик вокзалов определяет сам тип транспорта и, далеко не в последнюю очередь, уровень общественного развития того или иного фантастического социума. К примеру, в романах И. ЕФРЕМОВА «Туманность Андромеды» и «Час Быка» фигурирует Спиральная Дорога, охватывающая всю нашу планету. Но описания вокзалов при ней вы не найдёте. Дело не в каком-то авторском упущении. Люди будущего слишком ценят своё и чужое время, чтобы занимать его пустым долгим просиживанием в зале ожидания. А в романе Р. АСПРИНА «Разведчики времени», напротив, центральное место Вокзала Времени занимает обширный общий зал, простирающийся по длине как универсальный магазин. По сути, это и есть торгово-развлекательный центр, где есть «сопутствующие товары», да и блуждание по многочисленным лабиринтам и переходам входит в программу пребывания туристов на таком вокзале.
«Занимая двести ярдов в ширину и почти втрое больше в длину, он представлял собой многоэтажное нагромождение балочных ферм, широких галерей, трапов и пандусов, балконов и торчащих из стен платформ; все эти конструкции были стилизованы самым причудливым образом, причем многие из них не вели абсолютно никуда.
Изящные фонтаны и бассейны сверкали бликами под неугасимым сиянием фонарей Общего зала. Порой на фоне голубой плитки фонтана мелькало яркое пятно – это проплывала какая-нибудь экзотическая рыба: их разводили, чтобы очищать бассейны от водорослей. Пол «Римского города» был выложен цветными мозаичными панно, имитирующими творения древних римлян, — в основном на средства владельцев соседних лавочек. На стенах кое-где встречались надписи и стрелки-указатели; мимо фасадов лавок и окон отелей вверх по стенам тянулись лестницы, ведущие на невидимые снизу этажи.
Некоторые пандусы и галереи все еще сооружались или, по крайней мере, выглядели неоконченными. Многие из них вели к ничем не примечательным участкам бетонной стены, другие — к изолированным платформам, вознесенным на высоту четырех-пяти этажей и опирающимся лишь на ажурные металлические леса наподобие тех, что возводят вокруг реставрируемого собора. Несколько пандусов и лестниц тянулись от беспорядочно раскиданных там и тут площадок и обрывались в воздухе, предоставляя зрителю гадать, ведут ли они вверх к чему-то невидимому или свешиваются вниз из какой-нибудь дыры в пустоте».
Вот и выжат практически весь экстенсивный путь развития вокзалов. А на долю интенсивного пути выпадает строительство космических терминалов. Кстати, поезда становятся всё более обтекаемые и скоростные и напоминающими ракеты и звездолёты. А рельсы и подобные им направляющие элементы могут уходить прямо в космос (См. ЛИФТЫ).
Исторически сложилось так, что люди поначалу строили гробницы, храмы, дворцы и лачуги. И только спустя многие и многие века появились такие сооружения как вокзалы. Это было поначалу необычно, поэтому неудивительно, что появилась «вокзальная» мифология, основателем которой стал Дональд Биссет. Он сочинил сразу две сказки о предмете нашего рассмотрения. С точки зрения научной фантастики, автор задействовал созданные статическими искусственные организмы с искусственным интеллектом.
«Жили-были в Лондоне на одной площади два вокзала. Их звали Сент-Панкрас и Кингс-Кросс. Они жили бок о бок и вечно спорили, кто лучше.
— А у моих перронов останавливаются не только паровозы, но и тепловозы,— хвастал Сент-Панкрас.
— Подумаешь! У моих тоже! — не уступал Кингс-Кросс…» И однажды эти споры едва не переросли в глобальную катастрофу! («Сент-Панкрас и Кингс-Кросс»)
Другая история.
«Жил на свете король. Звали его Сэмюел. Однажды он сидел на троне и думал: хорошо бы поехать на поезде к бабушке в гости. Он попрощался с королевой и отправился в путь.
Доехал до вокзала Ватерлоо, поднялся на эскалаторе на платформу и вдруг услышал, как вокзал говорит сам себе:
— Пойду-ка я выпью чаю!
И только король Сэмюел хотел шагнуть на платформу… как вокзала и след простыл…» В сказке «Вокзал, который не стоял на месте» означенный объект (или субъект?) сам сел на поезд и отправился в путешествие в сельскую местность! Где неплохо провёл время в компании короля Сэмюела, его провинциальной бабушки и коровы Сэлли…
С вокзалами и железнодорожной сетью можно сравнить сеть компьютерную, пресловутый Интернет. Он также состоит из большого количества проводов, передатчиков, серверов, коммутаторов qfx5100 и так далее. Разумеется, речь не только об Интернете, но также о любой компьютерной сети. В наше время, компьютерные сети более распространены и обширны, чем железнодорожные с их вокзалами.
Вокзал — как нечто большее
В век звездолётов и телепортации в рассматриваемое понятие может вкладываться несколько иной смысл. В повести Г. ГУРЕВИЧА «Темпоград» читаем: «Вокзалами называли приёмные станции межзвёздного транспорта. Такие же стояли уже на шестистах планетах». Обслуживаются пока, главным образом, исследователи космоса и…приглашённые на Землю инопланетяне. Внутреннее убранство скромное, да и внешний интерьер, наверняка архитектурными излишествами не отличается. Да и не только архитектурными, но и излишествами функциональными, в первую очередь. кассами и перронами. Зал ожидания заменят удобные гостевые комнаты и автоматизированные диспетчерские центры.
В повести В. САВЧЕНКО «Похитители сутей» «вокзал» и вовсе напоминает мощную научную лабораторию. А пассажиры делятся, как минимум, на семь классов, существенно различающихся по своему статусу. Соответственно в каждом помещении для пассажиров имеются не менее семи разнящихся по уровню обслуживания отправных и приёмных отделений. «Островки относительной стабильности» это вокзалы, встречающиеся в фантастике в стиле стимпанк. Здесь меняется, по большей части, железнодорожный транспорт и социальный состав пассажиров. Всё меньше коронованных особ, всё больше обычных граждан.
По надписи угадывается название станции Утопия… Широко шагнула Утопия.
При пользовании телепортацией (см.) вокзалы или любые помещения сходного назначения (кабины) должны располагаться только в «узлах пучности» пространства – считает В. БАБЕНКО в повести «ТП». «…– эти узлы и пучности расположены в пространстве крайне неравномерно и притом порой в совершенно неудобных местах. Счастье, если узел обнаруживается на поверхности земли или невысоко от неё – как, например, в Киеве, где таких точек целый десяток.
Гораздо чаще пучности встречаются под землей или под водой, тогда строительство ТП-станций – целая проблема. В Кимрах, скажем, чтобы воспользоваться ТП-камерой, надо спуститься на пять километров под землю.
В Москве всего три узла. Центральный — в Екатериновке — всегда страшно загружен. Высотный расположен в стратосфере, на высоте двенадцать километров, – туда добираются самолетами, но пользоваться ими тягомотно: летающую платформу то и дело относит от пучности, и нужно всегда долго ждать, пока пилоты ювелирно подгонят станцию к нужной точке. Наконец, есть ТП-станция в Малаховке. Она размещается на верхушке огромного пилона высотой восемьсот метров».
Похоже, основная проблема не в строительстве вокзалов, а в совершенствовании транспортных систем. Чем они надёжнее и демократичнее, тем больше рассеянных повсюду кабин для нуль-транспортировки. Помпезные или величественные (на наш взгляд) здания порой тоже присутствуют, но в тех местах, где полёты или перемещения целесообразно производить централизовано. И при этом верится, что вы нигде уже не найдёте захолустных вокзальчиков или павильонов, ставших жертвами вандалов.
В романе С. ЛЕМА «Возвращение со звёзд» предоставлен шанс взглянуть на такое великолепие глазами выходца из прошлого: «Я даже не разглядел как следует, до чего громаден этот зал. Впрочем, был ли это один зал? Никаких стен, белый, сверкающий, взметенный ввысь размах неимоверных крыльев, между ними – колонны, созданные головокружительным смерчем. Что это? Стремящиеся вверх гигантские фонтаны какой-то густой жидкости, просвеченные изнутри разноцветными прожекторами? Нет. Вертикальные стеклянные тоннели, по которым проносились вверх вереницы расплывавшихся в стремительном полете машин?..»
И только затем персонаж обращает внимание на то, что окружающим его людям тоже кажется привычным – гигантские движущиеся перроны и россыпи разноцветных осветительных и сигнальных огней и светящихся прямо в воздухе надписей и прочие детали. Кстати, вокзал космодрома мудро расположен на перепутье других транспортных систем и линий.
В идеале вокзал будущего – это место, где пассажир не теряет время понапрасну, и в то же время здесь сосредоточены огромные усилия и заботы технического персонала.