«Вы же догматики! Сигналы подавай тебе только в радиодиапазоне, пришельцев – в ракетах. Все это так примитивно».
Л. ПАНАСЕНКО «Место для журавля».
Сигналы из космоса – закодированная информация, получаемая через космическое пространство. Для космической связи с респондентами, принадлежащими к собственной цивилизации, нет смысла кодировать информацию для специальной дешифровки. Исключение составляют разве что какие-нибудь шпионы или террористы, а также потерпевшие аварию звездоплаватели, в чьём распоряжении остались только очень уж примитивные средства связи заставляющие вспоминать азбуку Морзе.
Если же попытки установить диалог принадлежат представителям чужого разума, то язык их общения всё равно непонятен адресату. Живые зрительные образы в этом деле, конечно, могут стать неплохим подспорьем. Но объективно и во всей полноте оценить передаваемую информацию о чужом образе жизни достаточно затруднительно без сопроводительных пояснений. Зрение у некоторых респондентов может отсутствовать, тогда приём должен осуществляться с помощью неких технических преобразователей. Поэтому требуется предварительная стадия обучения живому языку через упрощённые понятия математической логики. Кроме того, на первых стадиях сообщений сигналы должны быть настолько простыми и упорядоченными, чтобы потенциальный адресат сразу смог бы установить их искусственное происхождение. Ключевая информация должна располагаться во вспомогательной части сообщения.
В статье КОНТАКТЫ мы уже отмечали наиболее подходящие для радиосигналов диапазоны волн. Известны они и фантастам: «В наушниках слышались смутные едва различимые звуки. Но было уже ясно, что наш бортовой радиотелескоп уловил нечто не совсем похожее на обычное радиоизлучение звёзд и далёких галактик. И главное – на волне в 21 сантиметр! Той самой «водородной» волне, которая издавна считается самой подходящей для космической связи» (М. и Л. НЕМЧЕНКО «Там, за Плутоном»). Такой научно обоснованной конкретике в области данной темы предшествовали доступное даже многим земным радиолюбителям радиопослание марсианки Аэлиты, а также феерические трансляции по Великому Кольцу из самых отдалённых звёздных систем в романе И. ЕФРЕМОВА «Туманность Андромеды».
В романе Дж. ГАННА «Слушающие» рассмотрен и «типовой» способ кодирования сообщения, принятого землянами от одной гибнущей цивилизации. Способ этот соответствует реальной методике, придуманной американским учёным Бернардом Оливером и опробованной им же на собственных коллегах, интересующихся проблемами контактов с иным разумом. Оливер предложил участникам одной научной конференции расшифровать последовательность из 1271 знака (набора нулей и единиц). Нетрудно было сообразить, что данное число представляет собой произведение двух простых чисел (в данном случае 31 и 41). Одно из простых чисел соответствовало числу строк кадра (кванта) сообщения, а другое – числу элементов в данной строке. Таким образом, квант сообщения представляет собой прямоугольник с 1271 знаком. Нули соответствуют пробелам, единицы – заполненным квадратикам.
Требуемое для прочтения положение периодически повторяемого кадра легко получается поворотом в любую сторону.
В романе «Слушающие» аналогичный квант информации имеет меньшие размеры (19х31), но что касается содержимого вспомогательного сообщения, то из-за математического сближения образа мышления инопланетян оно легко читается землянами. Расшифровка же основной части сообщения осуществляется с помощью компьютеров. Итак, оценим авторский замысел визуально и логически.
В центре послания фигура носителя разума – существа с шестью конечностями. Показан способ размножение инопланетян; они яйцекладущие существа. Справа дана последовательность нечетных чисел натурального ряда, выраженная в двоичной системе. Ясна и причина надвигающейся гибели цивилизации инопланетян – близкая вспышка Сверхновой.
В романе К. САГАНА «Контакт» землянам удаётся перехватить послание с Веги. Его тоже предварял ряд многократно повторяющихся простых чисел и… инопланетная запись выступления Гитлера в 1936 году!
Вот яркий пример того, как порой бывает трудно разобраться в истинных ценностях чужой цивилизации без дополнительных о ней знаний. Разумные обитатели в системе Веги перехватили первую попавшуюся телетрансляцию с Земли. Лишь бы добиться её узнаваемости для адресата. Зато во втором слое шифра содержались чертежи гиперпространственной установки, а это ни много, ни мало – тридцать одна тысяча условных страниц текста. Можно прикинуть время действия романа, подсчитав время, за которое земное телевизионное сообщение из фашистской Германии прошло путь к Веге и обратно. Срок получится немалый.
Всё, казалось бы, просто, однако реальные попытки засечь сигналы, которые могли бы быть приняты за деятельность разумных существ, оказались безуспешными. В середине 1970-х годов огромный радиотелескоп в Аресибо отправил послание в направлении шарового скопления М13 в созвездии Геркулеса. Была передана информация о Солнечной системе и химическом составе нашей планеты. Поскольку предполагаемый адресат находится на расстоянии в двадцать четыре тысячи световых лет, то на получение ответа (если таковой вообще будет) можно рассчитывать лишь через сорок восемь тысяч лет.
Есть ещё ничтожная вероятность, что сообщение будет перехвачено чьим-то чужим звездолётом, находящимся гораздо ближе по отношению к Земле. Видимо, в надежде на это обстоятельство за пределы Солнечной системы «малой скоростью» посылают специальные автоматические станции с самой общей информацией о земном человечестве, записанной на «жёстких» носителях. В романе Г. ФРАНКЕ «Сигналы из тёмного поля» с целью установления возможного контакта с инопланетными формами разумной жизни отправлены космические автоматы, обладающие искусственным интеллектом и способностью к самоусовершенствованию. Произошёл какой-то технический сбой, и они устремились назад, к Земле, начисто забыв об исходном пункте своего странствия. Сигналы этих «свихнувшихся» автоматов наделали немалый переполох на одной из лунных баз, где они были приняты.
Научная фантастика допускает существование сверхсветовой скорости и, следовательно, возможности сверхсветовой связи, которая устраняет досадные потери времени на прохождение сигнала в обычном четырёхмерном пространстве. Но это ещё не означает, что трудности общения между разными космическими расами раз и навсегда исчезают. В рассказе Е. ПУЧКОВА «Очередной сеанс» техника землян просто не в силах уловить такого рода сигналы.
Видятся и другие преграды. Сигналы получены, но расшифровке отчего-то не поддаются. Персонажам рассказа А. СКРЯГИНА «Те, кто не умеет считать» пришлось преодолеть инерцию собственного мышления, прежде чем пришла догадка о том, что странные инопланетяне не воспринимают никаких дискретных величин. Трансляция музыкальных симфоний и прочих произведений оказалась единственным средством поиска первоначального общения.
Здесь любопытно мнение фантаста и астрофизика Карла Фредерика: «…музыка, возможно, является самой верной схемой для изучения одномерных информационных потоков. На нашей планете, пожалуй, самым важным линейным инфопотоком является геном, потому я и решил написать компьютерную программу перевода цепочек ДНК на музыкальные фразы.
Затем я написал программу, составившую «музыку» из фрагментов генома мушки-дрозофилы. Прогнал полученные результаты через виртуальный синтезатор и был буквально поражён результатом. Лично мне показалось, что мелодия звучит как сочинённая – и неплохая!».
Всё это к тому, что наш глаз значительно уступает уху в приёме так называемых «одномерных» сигналов.
В журнале «Техника – молодёжи» №1 за 1966 год была помещена картинка, по изображению на которой читателям предлагалось сочинить рассказ. Иллюстрация сопровождалась подписью в виде диалога двух свидетелей контакта с внеземным разумом:
«- Почему они передают музыку
— А ты уверен, что это только музыка?»
Выходит, мечтания тех лет были не так уж наивны. Кстати, победителем стал некий Б. ЛУКИН («Загадка острова Мельпомены»). Его рассказ оказался детективным, а вовсе не фантастическим. Вряд ли в таком ключе мыслили все остальные пятьсот конкурсантов! История сохранила версию профессионального фантаста В. ГРИГОРЬЕВА «Сервис. Максимум – такая программа», опубликованную автором вне журнальных и конкурсных рамок…
Сверхсветовые сигналы стали бы полезны и при освоении Солнечной системы. Помимо обычных радиопомех связь ощутимо затрудняют паузы из-за достаточно больших расстояний между объектами. В экстремальных условиях любое промедление, связанное с задержкой оперативной информации, может сыграть роковую роль. Поэтому в рассказе А. АЗИМОВА «Мой сын – физик», персонаж вынужден «выкручиваться» лишь отчасти решая проблему путём непрерывного монолога, чтобы адресат сам отбирал сведения первоочередной важности.
Советский астроном Н. Кардашев выдвинул гипотезу о существовании во Вселенной Сверхцивилизаций. При отсутствии у них интереса общения с цивилизациями низшего уровня «старшие братья по разуму» между собой обмениваются информацией не посредством радиоволн, а с помощью совсем других носителей. Образно говоря: незачем перестукиваться с соседом по трубе отопления, если рядом есть телефон или даже электронная почта. А высокоразвитым цивилизациям нет смысла ждать ответов от аутсайдеров. Обмена полезными идеями попросту не получится, но, видимо, не все «мэтры» и «гранды» рассчитывают на обмен. Иногда находятся альтруисты, делящиеся своими научными достижениями, чтобы подтянуть отстающие разумные формы жизни.
Так в романе И. ЕФРЕМОВА «Час Быка» какой-то аноним отправил сообщение-«шпаргалку», в котором, на его взгляд, достаточно наглядно изложена суть фундаментального открытия – мгновенного преодоления пространства-времени: «Дико вертевшиеся многоцветные спирали и пульсирующие шаровидные тысячегранники как бы просверливали океан плотной тьмы. Только экипаж «Тёмного Пламени», прошедший по краю бездны, догадывался, что эти изображения могли означать проникновение в Тамас, недоступный и незримый антимир, облегающий нашу вселенную».
Поиски гипотетической альтернативы, уводящей от банальной радиосвязи через космическое пространство, знаменуются фантастическим предложением мгновенного телепатического способа общения. Правда, здесь остаётся неясность в преодолении языкового барьера между телепатами. Но, по крайней мере, этот способ эффективен для внутренней связи. В повести А. и Б. СТРУГАЦКИХ «Полдень XXII век» земные «ридеры» на первых порах только дублируют радиосигналы между нашей планетой и посланными в ближний, а затем и в дальний космос транспортными средствами. В ходе этих наполовину испытательных и можно выяснить соотношение между скоростью света и скоростью мысли.
Телепатические образы воспринимаются далеко не всеми землянами, да и то реализуются в виде ярких сновидений, записать которые в виде видеоряда невозможно (З. ЮРЬЕВ «Быстрые сны»). В данном случае понятные мыслеобразы – это и есть основная часть сообщения, вспомогательная же его часть заключается в упорядоченных энцелограммах мозга спящего участника контакта. В телепатию верят далеко не все. Но вдруг и впрямь существует недоступный для земной цивилизации телепатический вселенский Интернет?