«Увлеченный необычным зрелищем, он даже не заметил, что нелепо расплющил нос об односторонний смотровой экран».
Р. ШЕКЛИ «Что в нас заложено».
«Развлекайтесь. И приходите в «Лакомку». В любой вечер с семи часов. А самое главное — ни о чем не думайте».
А. и Б. СТРУГАЦКИЕ «Хищные вещи века».
Зрелище — это поражающие воображение явления, происшествия, пейзажи или инсценировки. И если красотами природы можно любоваться без особых ограничений, как например, на планете Идиллических пейзажей (Г. ГОР «Картина»).
А вот зрелищные произведения искусства существуют только в момент их исполнения, и исчезают навсегда с окончанием представления. Спектакль, концерт, цирковое представление, театрализованный праздник невозможно с точностью повторить. Однако технологии позволяют сделать и зафиксировать многое (но не всё) на плёнку.
Аттракционы — сооружения для развлечения, в том числе и зрелищ, в местах массового отдыха. Пожалуй, никто не уделил им столько внимания, как это сделал детский писатель Н. НОСОВ, по-разному расставляя акценты в описаниях приключений Незнайки. Вот коротышки весело проводят время в образцовом Солнечном Городе, причём порой довольно бесхитростно, посещают комнаты смеха, слушают чтение книг вслух и так далее. А вот достаточно жестокая забава под названием «Весёлый балаганчик», где группа состоятельных коротышек веселится при виде страданий какого-нибудь «лузера».
И, последняя точка, коварное царство развлечений на Острове дураков, за названием которого плохо скрывается массовое оболванивание.
Сходная ситуация уже во взрослом романе А. ИММЕРМАНИСА «Пирамида Нортона». Здесь большие группы людей, что получают анабиоз порциями и оторваны от реальности, в перерывах непременно стараются отвлечь не самыми изобретательными развлечениями.
В романе В. ВОЙНОВИЧА «Москва 2042» для идеологической обработки советских граждан американцы проецируют на облака сериал «Даллас», уже давно потерявший высокий рейтинг в реальности.
Вот тут-то мы и подходим к направлению темы, которое иначе как «сладок плод запретный» и не назовёшь. И для начала припомним далеко не сразу, запрещённые на Земле и местами востребованные во вселенной гладиаторские бои.
Насилие, инстинкт самосохранения, инстинкт размножения — вот три кита, на которых основаны низменные зрелища и аттракционы.
Чаще всего именно их и нетрудно бывает организовать. Запустить клиента в небольшой отрезок метро, где его ждёт встреча со свихнувшегося андроидом. Результат непредсказуем (А. и Б. СТРУГАЦКИЕ «Хищные вещи века»).
Не отличаются замысловатостью и женские скачки «амазонок» верхом на молодых сильных парнях (Л. ЛУКЬЯНОВ «Вперёд к обезьяне»).
Но иногда приходится попотеть, чтобы организовать интерактивное зрелище во времени. Персонаж рассказа А. БЕСТЕРА «Аттракцион» может не только засвидетельствовать любое историческое событие, но и стать его непосредственным участником, позволяя себе решительно всё.
Как бороться с непрошенными пришельцами из будущего, любителями подсматривать? Да только, разве что, организовать ответное шоу с их же участием (Дж. УИНДЕМ «Видеорама Пооли»). А иногда у клиентов наступает болезненное разочарование. Так в рассказе Р. ШЕКЛИ «Паломничество на Землю» осуществляется торговля сложными эмоциями, и романтическая, красивая любовь оказывается продажной. И турист спустя некоторое время, словно в угаре расстреливает живых женщин-мишеней в специальном тире…
Смотри по теме статьи ТЕАТР, КИНЕМАТОГРАФ, ЦИРК и другие, связанные с темой ИСКУССТВО.