Автоматы

Автоматы

Автоматы (от греческого «автоматус» – самодействующий) – устройства, выполняющие по заданной программе и без непосредственного участия человека все операции в процессах получения, преобразования, передачи и распределения (использования) энергии, материалов или информации.

Программа задаётся автомату либо самой его конструкцией (часы) либо извне — посредством носителя алгоритма (станок с числовым программным управлением) или же моделирующими устройствами (интерполятор).

Примитивные автоматы были известны древним эллинам как в реальности (водяные часы Ктесибия; устройства торгующие предметами культа в некоторых из языческих храмов), так и в воображении (медный великан Талос). А разве нельзя отнести к прообразам автоматов вымышленного древними иудеями Голема с его магической надписью на лбу, трактуемой как первый опыт составления алгоритма?

Ш. де КОСТЕР в своём романе «Легенда об Уленшпигеле» привёл необычное сравнение духов рудничных жил с «блестящими автоматами». Неужели самим Неле и Уленшпигелю, попавшим на шабаш духов природы, могла придти в голову именно такая аналогия, какую автор романа подобрал через триста лет после времён смелых гёзов-повстанцев? Засилье инквизиции в их эпоху и производство «бесовских штучек» — вещи трудно совместимые.

Правда, сквозь мглу средневековья пробились предания об увлечении Альберта Великого (1207-1280), тридцать лет самозабвенно трудившегося над созданием человекоподобного автомата (смотри АНДРОИДЫ). Так что дерзкая идея изготовления самодействующей техники оказалась живучей и, в конце концов, востребованной и фантастами, и инженерами.

Всякий автомат — это машина, но не всякая машина относится к автоматическим устройствам, как например, ручная дрель, совершающая полезную работу только тогда, когда человек вращает её рукоятку. К таковым относятся производственные линии различных материалов и изделий, как например оборудования для производства резиновой плитки, которые могут быть отчасти или даже полностью автоматизированы, но зачастую в большей или меньшей степени требуют вмешательства человека.

Роботы тоже автоматы

Роботы – это всего лишь особая разновидность автоматов, заслуживающая особого разговора. Некоторая путаница может возникнуть между  понятиями «роботы-андроиды» и просто «андроиды». Устройство андроидов гораздо примитивнее и обходится без электроники и нанотехнологий, этот вид автоматов мастера-умельцы забавы ради создавали в реальности. Роботы-андроиды имеют практически полное сходство с людьми, но они существуют пока только на страницах фантастических произведений А. АЗИМОВА или Ф. ДИКА.

Неплохие разработки человекоподобных роботов в странах Юго-Восточной Азии — не в счёт. В данном случае речь идёт только о более искусно закамуфлированных под человека моделях обыкновенных роботов. Чтобы отличить подобие от оригинала, здесь особых экспертов не потребуется. На ступеньку выше расположились разработки роботов-андроидов, из числа тех, что показаны, например, в кинофильме С. СПИЛБЕРГА «Искусственный разум».

Машина времени, придуманная Г. УЭЛЛСОМ, в той же степени далека от автоматов и полуавтоматов аналогичного служебного назначения, в какой степени велосипед далёк от самолёта с автопилотом.

К транспортным фантастическим автоматам относятся, к примеру «галоши», с помощью которых исследователи перемещаются  Зонах Посещения, оставленных инопланетянами. «Галоша» способна повторять всю ранее пройденную ею траекторию движения в прямом и в обратном направлениях с точностью до миллиметра (А. и Б. СТРУГАЦКИЕ «Пикник на обочине»). Подобное программирование давно уже не фантастика, здесь необычными остались сам антураж и отсутствие объяснений зависаний «галош» на  трёхметровой высоте. Если это устройство не флайер, а глайдер, то без использования антигравитации не обойтись.

Взоры фантастов обратились к автоматам примерно с той поры, когда В. ОДОЕВСКИЙ превратил экскурс во внутреннее устройство музыкальной шкатулки в сказочное путешествие в мир одушевлённых персонажей («Городок в табакерке»). От простого сравнения  социума людей с социумом деталей автомата писатели перешли к идее рокового соперничества между людьми и автоматами, не отказывая последним в создании своего собственного социума.

Идея формировалась вместе с публикациями произведений А. БИРСА («Хозяин Моксона»), В. БРЮСОВА («Бунт машин», «Мятеж машин),К. ЧАПЕКА («RUR»)  и других авторов. Однако, только обладая искусственным интеллектом, автомат способен осознать себя индивидуумом или личностью и совершать самостоятельные поступки.

Автоматы

Едва ли не каждый реальный кибернетик будет отрицать принципиальную возможность существования такой  программы, которая сама по себе придавала бы машине осознанное восприятие мира. Но из уст фантастических персонажей слышится  и прямо противоположное мнение: «Двое яйцеголовых чудаков на Земле уже несколько лет назад сочинили программу, которая снабжает компьютер самосознанием и делает его разумным» (Г. РОЛЛИНС  «По сходной цене»).

А далее остаётся только пристроить такой «мозг» к автоматам снабжёнными исполнительными устройствами и путь преобразования мира перед ними открыт! Как-то тогда сложатся отношения между человечеством и альтернативной ему цивилизацией автоматов?

Пусть скучная истина на стороне учёного-скептика, профессионально отвергающие любые домыслы, но читательский-то интерес всё равно на стороне фантастов. Иначе А. АЗИМОВУ  просто незачем было бы придумывать роботов с позитронным мозгом, а Л. АЛЬДАНИ  (рассказ «Абсолютная технократия») – мрачно шутить по поводу унизительных «экзаменов на чин», какие люди вынуждены сдавать под надзором придирчивых кибернетических устройств.

Без искусственного интеллекта автомат представляет собой исполнителя программы, но не инициатора действий, выходящих за её пределы. И наглядный пример сказанному – ситуация сложившаяся на Планете Индиотов. Там на аборигенов наводят ужас некие «чёрные автоматы», явно срисованные с «чёрных воронков», что снискали себе  у нас печальную славу автомобилей для перевозки арестованных во времена сталинщины.

Чёрные автоматы время от времени хватают индиотов и доставляют их в Радужный Дворец, где их ждёт переработка в красиво переливающиеся всеми цветами диски. Но за всем этим безобразием незримо стоит искусственный интеллект, да и сами недалёкие аборигены становятся причиной своих несчастий, строча друг на друга доносы (С. ЛЕМ «Звёздные дневники Ийона Тихого»).

Автоматы
Так выглядел «терминал» какого-то  плавучего бесхозного и не слишком умного автомата в сказочной повести Е. ЧЕПОВЕЦКОГО «Непоседа, Мякиш и Нетак».

Пусть картины ужасов от «разгула автоматизации», созданные воображением фантастов, порой гротескны, но и таким способом читателю дают понять, что даже самая высочайшая плотность автоматов на единицу пространства определяет только техническую оснащённость нашей, а не какой-то там машинной цивилизации.

Конечно, главенствующая роль автоматов, обладающих искусственным интеллектом, ирреальна, но кое-кто всё равно её опасается «интуитивно», как это происходит в рассказе Р. БРЭДБЕРИ «Убийца». Там расплодившиеся автоматические устройства ненавидит лишь один бунтарь, которого раздражает их надоедливый звон, щелчки и верещанье. Окружающие автоматы беспрерывно что-то сообщают, вещают и даже, похоже, переходят от напоминаний к требованиям. Большинство социума, которому противопоставил себя крушащий автоматы бунтарь, представляет собой легион обывателей, уверенных в том, что всё более «накрученная» техника при любой необходимости сама обо всём вовремя и правильно  позаботится. Автоматы не только покажут и поддержат нужную температуру в уютной спальне, но и спасут весь мир. Если бы эта иллюзия полностью соответствовала истине, то  существование людей превратилось бы в малозначащий факт (Г. ФРАНКЕ «Игрек-минус» и многие другие произведения на ту же тему).

Можно ли вообще расценить процесс автоматизации как положительный или, напротив, как отрицательный? Первое мнение можно вынести из сказочных идиллий. Прогуливаясь по Москве «безоблачного» варианта будущего вместе с одним из главных персонажей повести К. БУЛЫЧЁВА «Сто лет тому вперёд», нельзя не заметить многочисленные разноцветные столбики, расставленные по всему городу.

Автоматы

Это автоматы, даром и «каждого по потребности» снабжающие прохожих всякой снедью, – от простого кваса до экзотического мороженого из берёзовых почек. И, заметьте, нет никаких «бигмаков»! Автоматизирована и незримая городская диспетчерская служба движения транспортных «пузырей», на которых москвичи и гости столицы «флипают» в любом направлении, не беспокоясь о возможных авариях, потому что их предотвращает надёжная контролирующая техника. В Солнечном Городе – самом передовом городе коротышек, придуманном Н. НОСОВЫМ, в парках установлены автоматы для игры в шахматы. Коротышкам предоставляется возможность выбирать соперников примерно равных себе по силам («Незнайка в Солнечном Городе»).

Автоматы

Страна Патентония славится своими изобретателями, техническими детищами которых уставлены все улицы: «Здесь были также автоматы для измерения температуры, для пломбирования зубов, для штопанья носков, для заплетения косичек и другие, не менее важные» (Я. БЖЕХВА «Путешествие пана Кляксы»).

Несложно найти и противоположные доводы. Посетим, к примеру, главный почтамт планеты Торманс. «Там действовали современные машины. Они выдавали письма по шестизначным символам, мгновенно сортируя прибывшую корреспонденцию для тех, кто не хотел воспользоваться видеосетью, опасаясь разглашения их личных тайн. Люди не знали, что при малейшем подозрении письма перебрасывались в соседнюю машину, просвечивавшую и заснимавшую содержимое на плёнку. При вызове кода получатель автоматически фотографировался на ту же плёнку» (И. ЕФРЕМОВ «Час быка»).

Добавим сюда и установленный где-то поблизости автомат для определения профессиональных способностей соискателей на вакантные рабочие места в столице. «Автосоветчик» запрограммирован так, что его рекомендации, разносящиеся из репродуктора на весь зал, больше похожи на публичные оскорбления, чем на добрые советы людям, нуждающимся в помощи.

Коротышкам, не знающим что такое товарно-денежные отношения, при обилии игровых автоматов грозят лишь лёгкие формы лудомании. А изобретатели Патентонии поступили очень жестоко с юнцом, которому вздумалось подсмотреть секреты их творчества… Остановимся на ничейном результате и отметим в каждом из случаев особую роль «человеческого фактора».

 Процесс автоматизации в разных сферах человеческой деятельности всё же наступает. Ни англичанин Дж. Уатт, изобретатель парового клапана (1784), ни русский учёный П. Шиллинг, придумавший электромагнитное реле (1830), не грезили о заводах-автоматах по производству заводов-автоматов. Но уже в середине двадцатого столетия безлюдные технологии виделись фантастам, помещавшим автоматические комбинаты и электростанции под поверхностью земли (И. ЕФРЕМОВ «Туманность Андромеды»; В. САВЧЕНКО «За перевалом»).

Для специализированных автоматов всегда отыщется работа в морских глубинах, вблизи вулканов, в космическом пространстве, словом, — там, где личное присутствие человека нежелательно или невозможно из-за обилия и интенсивности вредных или опасных факторов.Итак, пусть с дележом места под солнцем между людьми и автоматами всё более-менее ясно, но ещё остаются опасения, что люди сами «сдадут» автоматам сферу интеллектуального творчества. Чтобы не уподобиться бездушному автомату, человек должен испытывать глубокие эмоции, причём, преимущественно в жизненных, а не в бутафорских ситуациях. Главные условия для этого – расцвет науки и искусства, рациональное чередование разнообразного труда и разнообразного отдыха. Вся трудность в реализации этих условий. Даже в виртуальных мирах их иллюзия не программируется, иначе рано или поздно придёт понимание преимущества полноценной реальной жизни, построенной по «тем же правилам».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.