Ювелирные украшения в фантастике

Ювелирные украшения в фантастике

«Крупные, нарочито грубо заделанные в золотую цепь вишнёвые камни – фланты с Венеры – горели на нежной коже в тон пылавшим от волнения щекам и маленьким ушам».
И. ЕФРЕМОВ «Туманность Андромеды».

Ювелирные украшения – предметы, изготавливаемые из драгоценных металлов и камней. Обычно  они используются в качестве украшений, но в то же время свидетельствуют о  богатстве или особом статусе своего владельца. Так, например, серьга в ухе обитателя  планеты Омега, говорит, что перед вами хаджи, имеющий право отстреливать новичков (Р. ШЕКЛИ « Статическая цивилизация»).

Не погрешим против истины, утверждая, что ювелирные промыслы  в древности связывались с магией.  Во-первых, люди верили в магические свойства металлов и камней. Старая персидская легенда рассказывает, что благородные камни — творения Сатаны, который, заметив, что Ева любуется пестрыми цветами, растущими в райских садах, дал им великолепные краски созданиям земли, дабы возбуждать в людских сердцах алчность, соблазны. В этом же действе обвиняется демон Азазиль. Во-вторых, обе составляющие слова «златокузнец» приравнивались по важности. Ведь слово «кузня» родственно слову «козни», а они – проявление потусторонних сил. Поэтому львиная доля ювелирных изделий (особенно в фэнтэзийных мирах)  относится к предметам магическим (смотри ТАЛИСМАНЫ).

Пожалуй, все ювелирные украшения в фантастике можно разделить на две категории: те, что изготовлены людьми и те, что изготовлены не людьми. Кто же из них успешнее и изобретательнее?

В категории «штучный товар», люди не уступают оппонентам. В романе Ф. РАБЛЕ «Гаргантюа и Пантагрюэль» читаем: «На шее он носил золотую цепь весом в двадцать пять тысяч шестьдесят три золотые марки], причем ее звенья были сделаны в виде крупных ягод; между ними висели большие драконы из зеленой яшмы, а вокруг них всё лучи и блестки, лучи и блестки, – такие драконы были когда-то у царя Нехепса…

Перстни у него были такие (отец хотел, чтобы он их носил ради восстановления этого старинного отличия знатных особ): на указательном пальце левой руки – карбункул величиною со страусово яйцо в весьма изящной оправе из чистого золота; на безымянном пальце той же руки – перстень из необыкновенного, дотоле не виданного сплава четырех металлов, в котором сталь не портила золота, а серебро не затмевало меди: то была работа капитана Шапюи и его почтенного поверенного Алькофрибаса. На безымянном пальце правой руки Гаргантюа носил перстень в виде спирали, и в него были вделаны превосходный бледно-красный рубин, остроконечный брильянт и физонский изумруд, коим не было цены.».

Ни гномы, ни прочие диковинные народцы никогда не будут превращать ювелирный промысел в массовое производство продукции. А люди могут. Мало того, они ещё придумали стразы и бижутерию (смотри БИЖУТЕРИЯ).

Однажды царь Соломон повстречал ювелира и приказал ему под страхом казни изготовить такое кольцо, которое сделало бы грустного человека радостным, а весельчака заставило бы грустить. Ювелир справился с заданием, нацарапав гвоздём (!) аббревиатуру поговорки: «И это пройдёт».

Ювелирные украшения в фантастике

В сказочной повести Л. ЛАГИНА «Старик Хоттабыч» джин, похоже, недаром обмишурился, приняв поношенное колечко за легендарную реликвию. Ведь случайный рисунок царапин вполне мог напомнить грубые контуры еврейских букв. Удивительнее другое событие – зачем богатый американец купил эту безвкусицу в советском комиссионном магазине? На что польстился? Скорее всего, это просто один из идеологических штампов.

Редкий случай побывать на ювелирной фабрике не слишком светлого будущего человечества. предоставил Г. УЭЛЛС в романе «Когда спящий проснётся»:

«Во второй галерее женщины гранили и плавили искусственные рубины. В следующей мужчины и женщины выделывали медные пластинки, которые потом заливались эмалью. У многих из этих рабочих губы и ноздри были синеватого цвета, ибо они страдали особой болезнью, вызванной работой над пурпурной эмалью, бывшей особенно в моде».

В фэнтезийных мирах нет даже мелкосерийного производства продукции. Зато нет никаких подделок. Каждое изделие в виде украшения уникально и может обладать магическими свойствами. Тем интереснее знакомиться с содержимым сказочных ювелирных лавок, а пуще чьих-то тайничков и захоронок.

Ювелирные украшения в фантастике

Самое дорогое (по моральной шкале ценностей) ювелирное изделие – это скромное на вид кольцо, вокруг которого развернулись кипящие страсти в романе Дж. Р. Р. ТОЛКИЕНА «Властелин Колец».

Одним из выдающихся «кольценосцев» должен был стать Мерлин (прямой намёк дан в трилогии У. МУРА «Кольцо Мерлина»).

Если слава полководца, бежит  далеко впереди него, то у него есть шанс быть обожествлённым при жизни. Так и происходит в сериале Дж. ЛЭРДА «Ричард Блэйд», герою которого довелось увидать собственные большие и маленькие культовые скульптурные изображения, выполненные из нефрита.

Увеличивая масштаб ювелирных изделий, невольно хочется перейти в категорию «архитектура». Город-Рай составляют двенадцать ступенчато расположенных оснований из двенадцати разновидностей драгоценных и полудрагоценных камней: яшмы, хризолитов, аметистов… В фантастике нечто подобное наблюдается в мире роботов. «Потолок того зала был из халцедона, стены из хризобериллия, а изумрудный зал казался зелёным озером среди сверкающих скал» (С. ЛЕМ «Сокровища короля Бискаляра»).

Ювелирные украшения и научная фантастика?

Что касается будущих времён или более развитых цивилизаций, то в этих случаях прослеживается тенденция совмещения традиционных форм украшений с практической пользой от изделия в целом.

Платиновый обруч, давший название повести В. БААЛЯ, на самом деле инопланетный прибор, в качестве эксперимента исполняющий желания подопытных землян.

Ювелирные украшения в фантастике

В романе И. ЕФРЕМОВА «Час Быка» неброские браслеты, раздаваемые инсургентам, так наполнены электроникой (и – теперь можно сказать – нанотехнологиями), как ни один нынешний самый накрученный мобильный телефон. А главная героиня романа, спускаясь в тёмное и заброшенное подземелье, проблему освещения решила по-женски. «Вместо фонаря Родис взяла диадему, автоматически зажигающуюся в темноте». При этом она выглядит не как шахтер с лампой на лбу, а как снизошедшая с небес богиня…

Ювелирные украшения всегда были чем-то не просто красивым, а очаровывающим. Именно поэтому они завсегда являлись волшебными артефактами, реликвиями или высокотехнологичными усторйствами, не только украшая своего владельца, но и давая ему красоту, силу, ловкость, магию, защиту (нужно еподчеркнуть). Да и в реальном мире ювелирные изделия не теряют своей магической притягательности, хотя, конечно, не дают никаких бонусов по жизни. Вот например, ювелирные украшения с доставкой в Воронеже являются одним из таких примеров. Красиво, сказочно, оригинально.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • Наш Яндекс.Дзен