Ювелирные украшения в фантастике

Ювелирные украшения в фантастике

«Крупные, нарочито грубо заделанные в золотую цепь вишнёвые камни – фланты с Венеры – горели на нежной коже в тон пылавшим от волнения щекам и маленьким ушам».
И. ЕФРЕМОВ «Туманность Андромеды».

Ювелирные украшения – предметы, изготавливаемые из драгоценных металлов и камней. Обычно  они используются в качестве украшений, но в то же время свидетельствуют о  богатстве или особом статусе своего владельца. Так, например, серьга в ухе обитателя  планеты Омега, говорит, что перед вами хаджи, имеющий право отстреливать новичков (Р. ШЕКЛИ « Статическая цивилизация»).

Не погрешим против истины, утверждая, что ювелирные промыслы  в древности связывались с магией.  Во-первых, люди верили в магические свойства металлов и камней. Старая персидская легенда рассказывает, что благородные камни — творения Сатаны, который, заметив, что Ева любуется пестрыми цветами, растущими в райских садах, дал им великолепные краски созданиям земли, дабы возбуждать в людских сердцах алчность, соблазны. В этом же действе обвиняется демон Азазиль. Во-вторых, обе составляющие слова «златокузнец» приравнивались по важности. Ведь слово «кузня» родственно слову «козни», а они – проявление потусторонних сил. Поэтому львиная доля ювелирных изделий (особенно в фэнтэзийных мирах)  относится к предметам магическим (смотри ТАЛИСМАНЫ).

Пожалуй, все ювелирные украшения в фантастике можно разделить на две категории: те, что изготовлены людьми и те, что изготовлены не людьми. Кто же из них успешнее и изобретательнее?

В категории «штучный товар», люди не уступают оппонентам. В романе Ф. РАБЛЕ «Гаргантюа и Пантагрюэль» читаем: «На шее он носил золотую цепь весом в двадцать пять тысяч шестьдесят три золотые марки], причем ее звенья были сделаны в виде крупных ягод; между ними висели большие драконы из зеленой яшмы, а вокруг них всё лучи и блестки, лучи и блестки, – такие драконы были когда-то у царя Нехепса…

Перстни у него были такие (отец хотел, чтобы он их носил ради восстановления этого старинного отличия знатных особ): на указательном пальце левой руки – карбункул величиною со страусово яйцо в весьма изящной оправе из чистого золота; на безымянном пальце той же руки – перстень из необыкновенного, дотоле не виданного сплава четырех металлов, в котором сталь не портила золота, а серебро не затмевало меди: то была работа капитана Шапюи и его почтенного поверенного Алькофрибаса. На безымянном пальце правой руки Гаргантюа носил перстень в виде спирали, и в него были вделаны превосходный бледно-красный рубин, остроконечный брильянт и физонский изумруд, коим не было цены.».

Ни гномы, ни прочие диковинные народцы никогда не будут превращать ювелирный промысел в массовое производство продукции. А люди могут. Мало того, они ещё придумали стразы и бижутерию (смотри БИЖУТЕРИЯ).

Однажды царь Соломон повстречал ювелира и приказал ему под страхом казни изготовить такое кольцо, которое сделало бы грустного человека радостным, а весельчака заставило бы грустить. Ювелир справился с заданием, нацарапав гвоздём (!) аббревиатуру поговорки: «И это пройдёт».

Ювелирные украшения в фантастике

В сказочной повести Л. ЛАГИНА «Старик Хоттабыч» джин, похоже, недаром обмишурился, приняв поношенное колечко за легендарную реликвию. Ведь случайный рисунок царапин вполне мог напомнить грубые контуры еврейских букв. Удивительнее другое событие – зачем богатый американец купил эту безвкусицу в советском комиссионном магазине? На что польстился? Скорее всего, это просто один из идеологических штампов.

Редкий случай побывать на ювелирной фабрике не слишком светлого будущего человечества. предоставил Г. УЭЛЛС в романе «Когда спящий проснётся»:

«Во второй галерее женщины гранили и плавили искусственные рубины. В следующей мужчины и женщины выделывали медные пластинки, которые потом заливались эмалью. У многих из этих рабочих губы и ноздри были синеватого цвета, ибо они страдали особой болезнью, вызванной работой над пурпурной эмалью, бывшей особенно в моде».

В фэнтезийных мирах нет даже мелкосерийного производства продукции. Зато нет никаких подделок. Каждое изделие в виде украшения уникально и может обладать магическими свойствами. Тем интереснее знакомиться с содержимым сказочных ювелирных лавок, а пуще чьих-то тайничков и захоронок.

Ювелирные украшения в фантастике

Самое дорогое (по моральной шкале ценностей) ювелирное изделие – это скромное на вид кольцо, вокруг которого развернулись кипящие страсти в романе Дж. Р. Р. ТОЛКИЕНА «Властелин Колец».

Одним из выдающихся «кольценосцев» должен был стать Мерлин (прямой намёк дан в трилогии У. МУРА «Кольцо Мерлина»).

Если слава полководца, бежит  далеко впереди него, то у него есть шанс быть обожествлённым при жизни. Так и происходит в сериале Дж. ЛЭРДА «Ричард Блэйд», герою которого довелось увидать собственные большие и маленькие культовые скульптурные изображения, выполненные из нефрита.

Увеличивая масштаб ювелирных изделий, невольно хочется перейти в категорию «архитектура». Город-Рай составляют двенадцать ступенчато расположенных оснований из двенадцати разновидностей драгоценных и полудрагоценных камней: яшмы, хризолитов, аметистов… В фантастике нечто подобное наблюдается в мире роботов. «Потолок того зала был из халцедона, стены из хризобериллия, а изумрудный зал казался зелёным озером среди сверкающих скал» (С. ЛЕМ «Сокровища короля Бискаляра»).

Ювелирные украшения и научная фантастика?

Что касается будущих времён или более развитых цивилизаций, то в этих случаях прослеживается тенденция совмещения традиционных форм украшений с практической пользой от изделия в целом.

Платиновый обруч, давший название повести В. БААЛЯ, на самом деле инопланетный прибор, в качестве эксперимента исполняющий желания подопытных землян.

Ювелирные украшения в фантастике

В романе И. ЕФРЕМОВА «Час Быка» неброские браслеты, раздаваемые инсургентам, так наполнены электроникой (и – теперь можно сказать – нанотехнологиями), как ни один нынешний самый накрученный мобильный телефон. А главная героиня романа, спускаясь в тёмное и заброшенное подземелье, проблему освещения решила по-женски. «Вместо фонаря Родис взяла диадему, автоматически зажигающуюся в темноте». При этом она выглядит не как шахтер с лампой на лбу, а как снизошедшая с небес богиня…

Ювелирные украшения всегда были чем-то не просто красивым, а очаровывающим. Именно поэтому они завсегда являлись волшебными артефактами, реликвиями или высокотехнологичными усторйствами, не только украшая своего владельца, но и давая ему красоту, силу, ловкость, магию, защиту (нужно еподчеркнуть). Да и в реальном мире ювелирные изделия не теряют своей магической притягательности, хотя, конечно, не дают никаких бонусов по жизни. Вот например, ювелирные украшения с доставкой в Воронеже являются одним из таких примеров. Красиво, сказочно, оригинально.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.