«Функция Шорина знакома каждому студенту-звездолётчику. Изящное многолепестковое тело, искривлённое в четвёртом измерении. На нём всегда испытывают пространственное воображение»
Г. ГУРЕВИЧ «Функция Шорина».
Термин «гиперпространство» некогда ввели математики, понимая под ним лишь четвёртое измерение, в теории расширяющее эвклидово пространство. Г. УЭЛЛС в замечательном романе «Машина времени» несколько смутил умы, объявив четвёртым измерением бытия время. Возможно, соблюдая корректность, следует принять компромиссную формулировку, определяющую гиперпространство как материальную форму существования бытия, воспринимаемую разумом, но находящуюся вне восприятия нашими органами чувств. Гиперпространство – многомерная формация и в то же время альтернативная форма существования нашей (и, похоже, не только нашей) вселенной. Это всё Мироздание в целом, перманентно и взаимосвязано разложенное на множество измерений (смотри также статьи данной энциклопедии ВРЕМЯ; ВСЕЛЕННАЯ; МИРОЗДАНИЕ; МИРЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ; ЮА). В гиперпространстве теория относительности А. Эйнштейна требует кардинальных поправок, аналогичных тем, что были установлены ею для законов механики И. Ньютона. Структура гиперпространства делает возможным перемещение между объектами нашей вселенной, воспринимаемое как движение со скоростью превышающей скорость света в вакууме.
Сам термин «гиперпространство» (Hyperspace) появился в повести» «Xandulu» Джека УИЛЬЯМСОНА (1934). По мнению автора, открывается возможность побывать в гиперпространстве. Целенаправленное проникновение за границы нашего «обычного» трёхмерного пространства и обратно осуществляется фантастическими персонажами, главным образом, с постройкой двигателей гиперпространственных (смотри соответствующую статью) и маяков для астронавигации.
На свой страх и риск можно воспользоваться «кротовыми норами» или «червоточинами», которые заведут неведомо куда. Примем во внимание, что эти естественные образования, даже если они и в достаточной мере изучены, то подвержены флуктуациям, то есть переменчивы. Сверхцивилизациям, вероятно, именно здесь, в червоточинах, по силам установить не только приёмно-выпускные порталы и наладить быстрое (мгновенное) межзвёздное или межгалактическое сообщение, но и поддержание некоей стабильности «дефектов» метрики.
Однако не исключено, что разумные существа успешно могут буровить метрику Вселенной в требуемых направлениях. Надо полагать, это далось им огромной ценой. Ведь отдельные начинающие «рисконавты» на удивление легкомысленно и неуклюже пытаются заигрывать со структурой Вселенной прямо на родной планете. Таков, например, Рен Боз (И. ЕФРЕМОВ «Туманность Андромеды»), на считанные секунды «проткнувший дырочку» в иную звёздную систему прямо в земных лабораторных условиях. Главный герой рассказа Р. ХАЙНЛАЙНА «Дом, который построил Тил», ухитрился изготовить во плоти натуральный гиперкуб (тессеракт). В первом случае благодаря концентрации огромной энергии удалось проткнуть искривлённое пространство-время Прямым Лучом, а во втором примере, похоже, наоборот, удалось искривить анизотропную структуру локальной вселенной (то есть нашей как одной из множества таковых). Своим путём пошли физики в Мире Полдня А. и Б. СТРУГАЦКИХ, вынеся эксперименты по гиперпросачиванию (детринитации) чуть подальше в космос – на «смерть-планеты» – астероиды Солнечной системы. И всё бы хорошо, если бы в опаснейший полигон зачем-то не превратили Радугу, планету земного типа. Сравните: десяток-другой каменных глыб и пригодный для обитания мир оценены одинаково низко!
Нельзя забывать, что вне границ нашей «трёхмерки», но в составе гиперпространства, находится и нуль-пространство со своими особыми характерными свойствами. Их также можно использовать для космических путешествий.
Предположим, соответствующая техника будет, но не надо забывать о людях. Не так уж много фантастов посвятили хотя бы по нескольку строк физическим и эмоциональным ощущениям персонажей, выходящим в гиперпространство.
По версии И. ЕФРЕМОВА («Час Быка»), переход в иные измерения непременно потребует предварительных тренировок и навыков, ибо человека охватывает безотчётный ужас.
Персонажи рассказа В. БАБЕНКО «Проклятый и благословенный» в аналогичной ситуации находятся во власти безумных галлюцинаций. Можно, конечно было бы поручить функции астронавигаторов и штурманов автоматам. Но не все авторы допускают создание мощного искусственного интеллекта, которому можно было бы всецело довериться. Человеку приходится полагаться на самого себя, или на способности особо одарённых генно-модифицированных индивидуумов (С. ЛУКЬЯНЕНКО «Танцы на снегу»). В вопросе безопасных гиперпространственных перемещений не исключёно партнёрство с загадочными существами, охраняющих пилотов от наступающего состояния безумия (К. СМИТ «Игра с крысодраконом»). А что касается пассажиров гиперпространственных транспортных средств, то им лучше всего переносить опасные отрезки времени в полубессознательном состоянии, как это происходит в кинофильме «Пятый элемент» под воздействием на мозг людей «регуляторов сна».