Альтернативные миры

Альтернативные миры

«— Это смежная Земля. От вашей Земли её отделяет только доля секунды.
— Смежная Земля?
— Да, Земля не одна, их много. Вы этого не знали?».
К. Саймак «Всё живое»

Альтернативные миры — как загадочно и много обещающе это звучит. Учёные, экстрасенсы и, конечно же, фантасты делятся своими соображениями по поводу многомерности пространства и множественности Вселенных. И каждую из этих категорий людей отличают совершенно разные подходы к означенной теме.

Догадываясь о зачастую совершенно несерьёзном наукоподобии нашей энциклопедии, займёмся рассмотрением этого вопроса с некоей общефилософской точки зрения. И, пользуясь разными, может быть, не вполне совместимыми методиками, докажем, что множественность вселенных как раз и обусловлена многомерностью Мироздания в целом.

Оно, как это пытаются доказать учёные, то ли десятимерно, то ли укладывается в одиннадцать измерений. А может, их на самом деле ещё больше? Мы и представить не можем особенностей свойств материи уже в шестимерном пространстве-времени. Зато вместе с признанием существования неведомых измерений появляется простор для фантазии, чтобы попытаться понять, что именно лежит в основе сходства и различий миров, которые фантасты называют альтернативными или параллельными.

Обратимся сначала к общедоступной математической аналогии. В знакомой ещё со школьных времён декартовой системе прямоугольных координат представим себе несколько совершенно произвольно расположенных прямых линий, обладающих длиной без ширины и толщины. Одно и то же математическое уравнение (система уравнений) в общем виде соответствует любой из прямых линий, проведённых в трёхмерном пространстве, да и всей их бесконечной совокупности в целом.

Прямая линия проста, но с ростом количества измерений её, взятую для примера в качестве исходного элемента, можно соответственно усложнять до совокупности однородных элементов, подмножества, составляющего более сложное множество.

Альтернативные миры

Теперь предположим, что весь бесконечный спектр таких сложных формаций характеризуется не чем-нибудь, а именно сходством/различием причинно-следственных связей между происходящими в пространстве-времени событиями. Нам безразлично, какими невероятно (?) сложными уравнениями описывается рассматриваемая совокупность формаций.

Нет причин отрицать, что какое-то из подмножеств (подвселенных) в себе разные варианты нашей планеты (Земли), а какие-то подмножества не содержат их вообще. События на каждой Земле развиваются «по разным сценариям», ведь причинно-следственные связи в каждом случае свои: почти совпадающие, похожие по условно конечным результатам или совершенно несхожие.

Предположим (для определённости), что на какой-то части «спектра Земель» существует, существовал или будет существовать такая узнаваемая историческая личность как Наполеон Бонапарт. В разных вариациях миров его судьба складывалась по-разному:

  1. Он проиграл сражение при Ватерлоо
  2. Он выиграл это сражение
  3. Он ещё не родился в силу того, что пока не наступила дата его рождения по локальному времени
  4. Он поступил на службу в русскую армию в чине майора во времена царствования Екатерины II

И так далее, и тому подобное.

Поскольку речь заходит о сходстве\ различии причинно-следственных связей, то неизбежна привязка математического аппарата для их анализа и сортировки к теории вероятности.

Следовательно, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МИРЫ – это вероятностные модификации вселенной, проявляющиеся на уровне её подвселенных. В гораздо более узком понимании, имеющем для нас гораздо большее значение, альтернативные миры – это вероятностные модификации Земли. Даже если предположить, что время всего-навсего трёхмерно, то сдвиг только одного из его слоёв относительно другого на ничтожную долю секунды означает существование уже двух разных (но не всегда разнящихся!) миров.

Предположим, эти формации только лишь компланарны (в данном случае неотличимы ничем, кроме чистого сдвига по времени). Следствие неизбежно: между ними сразу же возникает естественный энергетический барьер, который надо ещё суметь преодолеть, чтобы попасть из одного мира в его полное, но сдвинутое по оси времени подобие. (Г. Фаст «Первые люди»).

В сказочной повести Ю.Томилина «Шёл по городу волшебник» речь идёт о так называемом «вчерашнем дне». То есть один из земных миров сдвинут по отношению к другому ровно на 24 часа. Упущено только теоретическое обоснование полного отсутствия во вчерашней формации людей при сохранении прочих материальных предметов. Действие должно происходить на безлюдье, столь желаемом для персонажа из числа махровых эгоистов. А «барьер» в видении автора – некая светящаяся полоса на участке морской поверхности, пересечь которую не составляет особого труда хотя бы изнутри локального мирка.

Альтернативные миры

Существование альтернативных миров и (что крайне важно!) существование переходов между ними (точек, линий, плоскостей и областей соприкосновения или пересечения) заставляют под другим углом зрения смотреть на путешествия во времени (смотри статью ХРОНОНАВТИКА).

Хроноклазмы, вызываемые вмешательством в прошлое, и психологические надломы при узнавании грядущих превратностях судьбы собственной или же общечеловеческой – попросту абсурдны и их не следует опасаться. На самом деле путешественник во времени волен совершать любые поступки, просто их последствия реализуются не в его родном мире, а в каком-то из альтернативных.

Мироздание пластично и это свойство заключается в возникновении переходов между альтернативными мирами либо плавным перетеканием формаций одна в другую. «…каждый наш поступок рождает Вселенную. Каждый миг мы выбираем: выпить кофе или чаю, закурить или нет, двинуть обидчика в ухо или проглотить обиду… Если вы наливаете себе стакан чаю, то мир немедленно раздваивается, и в нем появляется альтернативная реальность, где вы налили себе не чай, а кофе. В течение жизни человек создает миллиарды альтернативных миров — каждым своим поступком, каждой своей мыслью. Стратификаторы Штейнберга, стоящие в институтах альтернативной истории, способны отследить любую созданную альтернативу и позволить каждому человеку поглядеть на мир, каким он мог бы стать.

Иногда машины дают сбой — по вине оператора или самого клиента, — и тогда нам, историкам, приходится вызволять бедолагу из той альтернативной реальности, куда он по злому умыслу или по глупости угодил. Но для этого нужно знать, где и когда произошла развилка, и главное — как именно стал развиваться мир. А если клиент лишь задумал некое действие, но не совершил ничего? Тогда возникает альтернативный мир, в котором задуманное действие все-таки оказывается осуществленным. И как, скажите на милость, извлечь клиента из этой, созданной им, альтернативы, если никто пока не научился читать мысли? Могут помочь только логика, интуиция и опыт», — пояснял П. Амнуэль («Человек, который спас Иисуса»).

Истоки всех вышесказанных предположений обозначились давно, с появлением повести М. Лейнстера «Рядом во времени». От этой вехи протянулись дальнейшие разработки рассматриваемой идеи в интерпретациях её приверженцев и противников. Аргументов «за» и «против» хватает, чтобы поставить под сомнение любую из противоположных позиций.

Когда К. Саймак в романе «Кольцо вокруг Солнца» утверждал, что его герои попадают в мир, смещённый по отношению к исходному на любой промежуток времени, фантаст не стал прорабатывать до конца этот красивый теоретический тезис. Но что может ощутить обитатель нашего мира в формации, где время отсчитывается, скажем, на пять секунд быстрее? А если его двойник там никуда не переместился в пространстве, то получится настоящая катастрофа, ибо что-то лишнее должно быть обязательно куда-то вытеснено.

А поскольку расположение любого объекта в разных пространствах, скорее всего, будут различаться, то произойдёт его частичное или полное разрушение. Да и просто «вклиниться» в пространство-время, занятое другой материей тоже проблематично без искривления структуры чужого пространства. Наконец, персонаж, натворив непоправимых дел в прошлом, назад вернуться уже просто не может (Г. Гаррисон «Беглец»).

Альтернативные миры

Широко известен рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром…», созданный на основе идеи недопустимости опасных игр со временем. Однако в рассказе нет прямых свидетельств того, что персонаж, совершил хроноклазм именно в прошлом своей формации и в её же пределах сместился назад в будущее. Об его более удачливых предтечах, вернувшихся из прошлого, в принципе можно сказать то же самое, если шире взглянуть на положение вещей. Другое дело, что в данном случае авторская позиция явно не совпадает со всем вышеизложенным материалом. И в этом её оригинальность и своя прелесть.

Встречаются и отдельные попытки найти компромиссы между логикой и парадоксами, когда персонажи занимаются хрононавтикой в пределах собственной формации, но хроноклазмам всегда нечто препятствует. Это могут быть локальные зацикливания во времени (Э. Бучер «Клоподав»), ограничение доступности исторических эпох (в рассказе А. Азимова «Уродливый мальчуган» нарушения хода событий в очень далёком прошлом сглаживаются на протяжении веков), взятое из квантовой механики соотношение неопределённостей (Д. Билёнкин «Принцип неопределённости»).

Если в череде физических процессов и исторических событий и образованы некие подвижки по сравнению с исходными параметрами, то неизвестно, сможет ли вообще гипотетический сторонний наблюдатель, кроме самого автора фантастического произведения, отследить эти подвижки, как это и происходит в рассказах Р. Шекли «Рабы времени» или Л. Нивена «Весь миллиард путей».

Если рассуждать иначе, то всем персонажам, странствующим по альтернативным мирам не наобум, требуются специальные безотказные средства для ориентирования в умопомрачительном многообразии вероятностных модификаций вселенной. В рассказе С. Люндваля «Тени» наблюдатели предпочитают не покидать пределов собственного мира и находят способ на телеэкране следить за событиями в чужих формациях. Можно зафиксировать или задать продолжительность пребывания в чужом мире, но опять-таки по приборам, находящимся в мире родном. (С. Абрамов «Время его учеников»).

Часто одно понятие: «альтернативные миры» отождествляется с другим – «миры параллельные». Это не вполне правильно. Вспомним примеры с Наполеоном Бонапартом. Под третьим номером (со сдвигом локального времени) может быть формация именно параллельная по отношению к нашему миру. Ничтожная разница во времени сделает перемещение объектов из таких подвселенных с инимальными энергозатратами. Странствия по прочему спектру альтернативных и непараллельных миров будут под силу разве что высокоразвитым цивилизациям. Или же такое возможно по случайности в силу каких-либо природных аномалий.

Впрочем, фантасты имеют полное право не обращать внимания на теоретические тонкости, если придумываемые ими увлекательные сюжеты того стоят.

СПОСОБЫ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО АЛЬТЕРНАТИВНЫМ МИРАМ

Альтернативные миры

Знакомый сюжет: нечто или некто проникает из одной объективной реальности в некую другую объективную реальность. Различия между мирами могут быть произвольны, равно как количество и масштабы таких различий – от зарождения жизни на Земле до цвета калитки чьей-нибудь дачи. На одном конце спектра миров разительные отличия, на другом – обилие миров-двойняшек.

 В любом случае получается, что альтернативный (параллельный) мир должен быть отдалён от исходного в пространстве-времени минимум на одну единицу измерения, конечно, с размерностью выше, чем у первых трёх измерений.

С другой стороны, существуют миры воображаемые, например, тот, где находится королевство Перадор и архипелаг Лайонесс (Дж. Пристли «31 июня»), или модель будущего, открывшаяся перед младшим научным сотрудником А. Приваловым в повести А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу». С помощью некоего библохронокара можно проникнуть в придуманное прошлое (А. Зиборов «Али-лев»). Любой фантастический элемент в таких мирах – это уже заявка на их принадлежность к альтернативным формациям.

Несмотря на всё множество случаев путешествий по альтернативным мирам способы их осуществления сводятся к тем же основным категориям, включающих в себя частные случаи, что применимы в случае путешествий во времени.

1. В альтернативные миры с помощью технических устройств

На фоне откровенно бытовых предметов (преимущественно шкафов и зеркал) чудом техники выглядит крылатая ракета (Й. Уотсон «Медленные птицы»).

Но, пожалуй, в романе П. Буля «Планета обезьян» не случайно выведена такая фантастическая деталь как космическая яхта. На ней не улетишь в дальний космос, где всё может быть. Похоже, земляне случайно попали в одну из альтернативных формаций, не самую для них благополучную.

2. Открывая ресурсы окружающей среды

Альтернативные миры

Образуется аномальная зона, откуда открывается переход в альтернативный мир. Таков, например, Провал, пронизывающий сразу множество формаций, по которым начинают разбредаться те, кого что-либо не устраивает в жизни (А. Уотт-Эванс «Карен в бесконечности»). Ещё один способ предельно кратко сформулирован в названии произведения Л. Вершинина «Войти в реку». Забавное разнообразие в сюжеты вносится здесь иногда за счёт того, что никто или почти никто не знает, когда и на какое время эти переходы открываются и для каких именно объектов они преодолимы.

3. Познавая ресурсы самого человека

Наряду с некоторыми из экстрасенсов-профессионалов, способных творить альтернативные миры и усилием воли перемещать туда желающих (М. Ахманов «Скифы пируют на закате»), встречаются и дилетанты, перемещающиеся в другие формации помимо своей воли. Герой повести У. Тенна «Лампа для Медузы» и не подозревал о том, что достаточно ему почитать стихи, лёжа в ванне, как приятное расслабление обернётся чередой приключений вне собственной формации. Всё сказанное выше закономерно, ведь время – одно из измерений Мироздания.

Время, как и пространство, тоже может иметь три или более измерений, а также дискретную (прерывистую) структуру. Ввиду последнего обстоятельства отправиться в путешествие во времени можно только на определённое количество лет, но, главное, промежутки между нашим временем заполнены временами альтернативных миров (А. Громова «В институте времени идёт расследование»; П. Миллер-Шуйлер «Пески веков»). Таким образом, отправляясь в путешествие во времени можно угодить в чужой мир, дело лишь в настройке машины времени.

А. КАБАНОВ.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.