Моделирование фантастических идей

Моделирование фантастических идей

Моделирование фантастических идей — что это такое? Давайте разберёмся.

В каждом фантастическом произведении непременно должна присутствовать оригинальная фантастическая идея или деталь. Можно, разумеется, и предтеч что-то позаимствовать, в качестве второстепенной детали, например, условный образ машины времени или гиперпространственного звездолёта. Но наличие основной оригинальной идеи необходимо, чтобы не получилось массы произведений чересчур напоминающих друг друга. Генрих Альтшуллер (известный в фантастике под псевдонимом Г. Альтов) в поисках приёмов фантазирования систематизировал многие фантастические идеи и определил закономерности их развития. Исследователь заметил, что развитие любой темы в научной фантастике идёт с использованием одной из четырёх резко различающихся между собой концепций, имеющих «общий знаменатель» только в выбранном предмете рассмотрения.

Моделирование фантастических идей: 4 типа Альтшулера

Моделирование фантастических идей

Г. Альтшуллер пояснял: «Первый тип: один объект, дающий какой-нибудь фантастический результат. Скажем, «Наутилус», позволивший впервые проникнуть в глубиныокеана.

Второй тип: много аналогичных объектов, дающих совсем уже другой результат. Так в романе А. Кларка «Большая глубина» действует целый флот субмарин, поддерживающий развитое подводное хозяйство.

Третий тип: тот же результат достигается без объекта. Такова беляевская идея человека-амфибии; человек проникает в подводный мир без всяких аппаратов.

И четвёртый тип: отпадает необходимость в данном результате. Океаны высохли или замёрзла вода» («Шанс на приключение» \\ журнал «Парус» № 3 за 1988 год).

Всё вышесказанное можно представить графически в виде типовой четырёхэтажной модели, используя при этом самые нехитрые математические символы. На рисунке 1 обозначено

А – фантастический результат

1;  n – количество объектов-носителей данного фантастического результата (один или много) Знак минус перед количественными символами означает отрицание объекта-носителя.

Моделирование фантастических идей
Рисунок 1

Тогда «Наутилус» из известного романа Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой» займёт базовый этаж, а флот субмарин – самый верхний ярус. Ихтиандр разместится сразу под  базовым элементом. Самому же нижнему из элементов соответствует, например, ситуация, когда абсолютно вся вода на Земле превратилась в изотоп «лёд-9» (К. Воннегут «Колыбель для кошки»).

Используя подмеченные Г. Альтшуллером закономерности, можно самостоятельно составлять подобные модели, расширяя круг фантастических идей на своё усмотрение. Но, как предупреждал опытный мастер своего дела, оставивший обширный регистр фантастических инноваций, иногда могут встречаться и пустые, по каким-либо причинам незаполненные этажи. А порой ярусы превращаются в горизонтальные ответвления. Более сложный случай, когда  элементов оказывается не четыре, а шесть, ибо отрицается и сам результат (пушка не стреляет!) представлен в статье ПРОСТРАНСТВО.

Приступая к самостоятельному моделированию, за исходную фантастическую идею возьмём АНАПОД, придуманный Г. Гуревичем в романе «В зените».

Анапод – сокращённо – анализатор аналогий, подыскиватель подобий. Это техническое устройство – универсальная маска, изменяющая восприятие внешнего облика предметов и существ. Оно необходимо при контактах с внеземными цивилизациями, некоторые из представителей которых своим анатомическим строением вызывают друг у друга непроизвольную ксенофобию. Заодно анапод служит переводчиком с любого чужого языка. Непривычные конфигурации предметов заменяются хорошо знакомыми аналогами.

Эта же идея в «незапатентованном» виде присутствует и у С. Лема, с момента, когда самый известный из его персонажей попадает на собрание Организации Объединённых Планет: «…бренчащие звуки, окружающие меня, немедленно превратились в превосходно понятную речь, каре из алюминиевых кегель в конце ковровой дорожки обернулось почётным караулом» («Звёздные дневники Ийона Тихого») .

Анапод и его производные прекрасно вписываются в четырёхэтажную модель родственных фантастических идей. В рамках исходного сочетания (базового элемента) есть и его аналоги.  В повести В. Головачёва «Консервный нож» упоминается Динамический Излучатель Голографического Изображения (ДИНГО), имитирующий внешний облик существ или предметов во всех диапазонах электромагнитных волн. включая и рентгеновский их участок.

По сути, более совершенной модификацией анаподов служат Преобразователи, трансформирующие любое разумное существо в квазичеловека, обладающего достаточным словарным запасом и навыком смысловых схем (Г. Прашкевич «Костры миров»). На обратный процесс нацелена знакомая нам по кинематографу «маска Локки».

Переходим на верхний ярус – массовое пользование химическими аналогами анаподов. В романе С. Лема «Футурологический конгресс» земная цивилизация, потерявшая контроль над ходом своего развития, переполняет свой быт масконами – веществами, вызывающими у людей направленные наркотические иллюзии. Вместо реального окружающего убожества во всех сферах жизни люди видят себя на вершинах процветающего социума.

Сочетание (-1)А – видимость одного предмета или явления вместо другого безо всяких технических устройств. Ему соответствует метафорическая деформация – особого рода сумасшествие при сильно перегруженном мозге. «Этот процесс создаёт как бы мост между воспринятым известным и неприемлемым неизвестным, облекает неизвестное в желаемую мантию привычного… Дон Кихот считает ветряную мельницу великаном, а Санчо Панса – великана ветряной мельницей», — поясняется в романе Р. Шекли «Обмен разумов».

Наконец, (-nА) означает ненужность анаподов вообще. Это касается  тех персонажей, которые могут принимать какие угодно формы просто в силу своих природных свойств.

Термин «анапод» встречается в одном из русских переводов романа Ф. Пола «Век нерешительности», где подразумевается меняющийся по программе аморфная и пластичная  человекоподобная «заготовка», предназначенная играть различные роли в домашних стереопостановках.

Но вот приёмы моделирования выявлены и составлен обширный регистр фантастических идей с классификацией и распределением оных в крупные группы и мелкие подгруппы: Космос, Земля, Роботы… А что же дальше?

Г. Альтшуллеру принадлежит такое мнение: «Когда размышляешь над собранными в таблицу идеями и потом перечитываешь написанное Беляевым, начинают вырисовываться некоторые общие принципы.

Есть три типа идей:

  1. Признанные идеи
  2. Идеи, не успевшие получить признания, но ещё не отвергнутые
  3. Идеи, осуществление которых считается невозможным.

…Гадкие утята фантастики прячутся, как правило, среди идей третьего типа». Красиво сказано. Однако регистр Альтшуллера практически неприменим к жанру фэнтези. Это не беда. Однако те авторы, что творили и творят в жанре научной фантастики, вряд ли искали или будут искать вдохновения в таблицах.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.