«В самом деле: туман рассеялся, и я увидел в трехстах метрах от берега небольшое судно, которое точно какой-то невидимый магнит влек к берегу. Это был точно призрак судна. Кузов был закрыт толстым слоем присосавшихся к нему водорослей, на мачтах и снастях повисли желтые и зеленые саргассы…»
А. ШОЛЛЬЕ «Саргассово море. Затерянные миры».
Саргассово море – акватория Атлантического океана, не имеющая берегов, но со всех сторон света ограниченная четырьмя течениями. Здесь находятся огромные скопления бурой водоросли – саргассы.
Впервые привлекло внимание фантастов в романе «Двадцать тысяч лье под водой» Ж. ВЕРНА; «Таково было море, по которому шел «Наутилус». Настоящие луга! Сплошной покров из водорослей-саргассумов скрывал собою голубые воды Саргассова моря. Покров столь плотный, что форштевень судна с трудом рассекал его. И капитан Немо, опасаясь за целость винта, держался на глубине нескольких метров под поверхностью вод».
Немо и его спутникам именно здесь довелось погрузиться на рекордную глубину в 16 километров, что ниже знаменитой Марианской впадины в полтора раза! Известно, что у реального батискафа «Триест» в 1960-м году на глубине 10 километров стекла иллюминаторов начали покрываться трещинами. Конструкция «Наутилуса» могла бы избежать этой смертельно опасной участи только при полном отсутствии иллюминаторов. Но и пределы прочности для высококачественной стали тоже не безграничны.
А. БЕЛЯЕВ («Остров погибших кораблей») представил этот регион в качестве ловушки для множества судёнышек, оказавшихся бессильными перед лицом природных стихий. Немногие выжившие смогли поведать о своих злоключениях внутри Саргассова моря (У. ХОДЖСОН «Путешествие шлюпок с «Глен Кэрриг») или в непосредственной близости от него (Д. УИТЛИ «Моря не нанесённые на карту», 1938), А в более ранние исторические времена здесь канул корабль из Атлантиды, давшей название фантастической повести У. МУННА, действие которой несколько диссонирует с версией Ф. ОБРИ («Царица Атлантиды: Карибский роман», 1899), поведавшем о расе атлантов-телепатов.
Перенесение морских реалий в космическое пространство стало причиной появления там аналогов Саргассова моря – кладбищ звездолётов (Э. ГАМИЛЬТОН «Капитан Фьючер приходит на помощь»; Э. НОРТОН «Саргассы в космосе»).