Перед ним находился пульт с множеством кнопок и тумблеров, очень похожий на пульт управления гипердвигателями, а всю противоположную стену занимал широкий матовый экран, напоминающий обзорный экран звездолета.
С. СУХИНОВ «Ярость звёздного Волка»
Пульт — электронное устройство для контроля и управления работой устройств, процессов и сигналов.
Трудно себе представить, как без подобного устройства обходились фантастические первопроходцы ближнего космоса. Это можно объяснить только примитивностью конструкций их космического транспорта с очень узкими техническими возможностями.
Но поступь НТР неуклонно брала своё: «Основную часть машины составлял вертикальный металлический цилиндр трех метров вышины и полметра в диаметре, сделанный, как мне объяснил Мэнни, из осмия – очень тугоплавкого, благородного металла, родственного платине. В этом цилиндре происходило разложение радиирующей материи; накаленные докрасна 20-сантиметровой толщины стенки ясно свидетельствовали об энергии этого процесса… Остальные части машины, связанные разными способами с цилиндром, – электрические катушки, аккумуляторы, указатели с циферблатами и т.п., – были расположены вокруг в красивом порядке, и дежурный машинист благодаря системе зеркал видел все их сразу, не сходя со своего кресла» (А. БОГДАНОВ «Красная звезда»).
Не обошлось в этом деле и без создателей «космических опер»: «Добравшись до рубки, я увидел, что Нортон спокойно работает за пультом управления. В его движениях не было и тени истерики, но его лицо было пепельно-серым (Э. Р БЕРРОУЗ «Девушка с Луны»).
Пульты в фантастике повсюду
Художественный образ панели управления мы видим уже в романе «Туманность Андромеды» И. ЕФРЕМОВА: «В тусклом свете, отражавшемся от потолка, шкалы приборов казались галереей портретов. Круглые были лукавы, поперечно-овальные расплывались в наглом самодовольстве, квадратные застыли в тупой уверенности. Мерцавшие внутри них синие, голубые, оранжевые, зеленые огоньки подчеркивали впечатление.
В центре выгнутого пульта выделялся широкий и багряный циферблат…».
Это великолепие венчает телеэкран. Конечно, это больше, чем скромный пультик реальных кораблей серии «Восток».
Но всё же…
Художники и создатели реквизита для фантастических фильмов помогли писателям. И вот оно очередное приближение к совершенству.
Появление в фантастике дистанционного пульта («лентяйки») зафиксировать непросто. Деталь мелкая, а действует недолго. Зато есть немало интересных случаев дистанционного управления. В романе А. КАЗАНЦЕВА «Внуки Марса» радиоуправляемый робот в точности повторяет движения человека.
Удивительнее ситуация в рассказе А. А. Вильяра «Телеуправляемая коррида». Там через мозг управляется бык, правда, ему извне внушаются только приступы слепой ярости.
И эту идею можно развивать применительно к устройствам и к живым существам.
Дистанционно управляемые боевые роботы, выслеживают своих жертв по ДНК (Й. МАКДОНАЛЬД «Река Богов»). Это, слава богу, пока фантастика, и боевыми роботами можно управлять пока что пультами управления playstation, очередное поколение которой недавно поступило на рынок и купить можно на сайте https://igroteka.club/playstation/ps5.
«Где же у него кнопка?» — постоянно вопрошает засланный гангстер при виде совершенного робота-андроида (телефильм «Приключения Электроника», СССР, 1979). Возможно, и был у Электроника дистанционный пульт во время наладки, а в рабочем режиме робот оказался в управлении замкнут на свой искусственный интеллект.
Маленькой девочке выдан пульт от самой себя:
«- Твой пульт. Посмотри. Он наклоняет шкатулку так, что становятся видны маленькие кнопки на крышке — шесть штук рядами по две, и ещё по одной с каждой стороны. Итого восемь. Парные кнопки — светло-зелёная с тёмно-зелёной, жёлтая с оранжевой, синяя с фиолетовой. Одна из крайних кнопок красная. Вторая — чёрная. По обе стороны шкатулки есть ещё маленькие рычажки, а посередине — какая-то прорезь. … Под ней — полукруг из звёзд, в середине которого дата: 1891.» (С. КИНГ. Р. ЧИЗМАР «Гвенди и её шкатулка»). Сюжет фильма «КЛИК. С пультом по жизни» (США, 2006) показывает, что подобное событие не всегда делает человека властелином своей судьбы, если он неправильно расставил приоритеты жизни.
А кому-то не даёт покоя мысль осуществить такую модель абсолютной власти, при которой каждый человек стал покорным рабом, управляемым нажатием желаемого сочетания кнопок и рычажков.