Советская фантастическая мультипликация сумела выразить в себе все основные философские и эстетические моменты, которые закладывались научной фантастикой «Новой волны». Экранизации Брэдбери («Здесь могут водиться тигры», «Будет ласковый дождь» и др.), Силверберга («Контакт», «Контракт»), и даже Кинга («Сражение») буквально приковывали к экрану. Но, наверное, самые запоминающиеся анимационные шедевры научной фантастики в СССР, это цикл мультфильмов художника и писателя Г.И. Тищенко.
Его «Вампиры Геоны», «Хозяева Геоны», «Амба» сочетали в себе какой-то мистицизм и бескрайнюю фантазию, дерзкую мечту. До сих пор, зайдя на сайт фантаста, вы чувствуете тот самый дух трилогии об инспекторе Янине, который заставляет вас мечтать и творить.
Биография и творчество советско-российского художника разноплановы и интересны. Как признаётся сам мультипликатор, оптимистичное отношение к жизни, юношеский задор в нём сформировался, когда после тяжелой травмы позвоночника, в результате которой, он до 12 лет ходил в гипсовом корсете, ему удалось встать на ноги и даже учавствовать в школьных соревнованиях.
Перепробовав множество профессий, Г. Тищенко пришёл в мультипликацию, однако именно разноплановость его профессиональных поисков помогла ему найти себя в творчестве.
На своём сайте, он рассказывает о своих картинах:
«В 1970 году цикл моих рисунков и картин принёс мне Главную премию на Международном Конкурсе художников-фантастов «Мир завтрашнего дня». Часть этих картин была посвящена освоению Солнечной Системы, причём некоторые из них являлись наглядным изображением моих архитектурных проектов. Несколько картин, посланных мною в 1969 году на этот конкурс, были опубликованы в 1971 году (вместе с работами художника-фантаста Андрея Соколова и космонавта Алексея Леонова) в апрельском номере журнала «Техника молодежи», посвящённом 10-летию полёта Юрия Гагарина. На одной из них изображен марсианский город, построенный в тектоническом разломе. Как выяснилось позднее пресловутые марсианские каналы представляют собой сеть тектонических разломов, склоны которых я ещё в шестидесятых годах предлагал использовать в качестве готовых стен, надежно защищающих от метеоритов (как и склоны марсианских и лунных кратеров)».
В своём творчестве Геннадий Иванович воплощал идею советской фантастики 60-х, 70-х об освоении космического пространства и других планет. Но главным стержнем, главной философской идеей его работ была мысль о том, что всегда и везде нужно оставаться человеком и пытаться понять других людей и других существ. Не всегда только человек является носителем каких-то ценных идей, да и не факт, что наши идеи и наша жизнь, вообще, ценны для мироздания, они ценны только для нас самих.
Хорошо об этом сказано в той самой трилогии, о которой я уже говорил выше, в которой главная роль отведена инспектору Янину – оптимистичному и открытому человеку, сумевшему распознать ценность в чужой жизни, пусть даже совершенно не похожей на человеческую.
Другая мысль, которая повсюду сопровождает творчество Тищенко, была взята у знаменитого основоположника ракетостроения и философии космизма К.Э. Циолковского. Знаменитый русский философ выразил её так: «Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели».
Сам того не подозревая, Геннадий Иванович создал некое предостережение от такого, не всегда, предусмотрительного оптимизма, показав образ города будущего в анимационной картине «А.М.Б.А.».
Его цикл о планете Геона сочетает в себе основательность и последовательность в построении сюжета и новаторские приёмы, вроде саундтрека рок-группы «Джокер», ироничных образов американских кинозвёзд на борту космического корабля.
К сожалению, многие из проектов фантаста так и остались не реализованы, по причине прекращения финансирования и развалов студии.
Что ж, будем надеется, люди такого масштаба, как Г. Тищенко, у нас не перевелись, а главное, что они всё же смогут пробиться на поверхность, что их светлые головы осветят нам путь сквозь тернии к звёздам.
Большое спасибо за добрые слова. Моральная поддержка мне нужна не меньше, чем материальная.
Вам спасибо за ваше творчество