Гений отечественной фантастики — Г.И. Тищенко

тищенко

Советская фантастическая мультипликация сумела выразить в себе все основные философские и эстетические моменты, которые закладывались научной фантастикой «Новой волны». Экранизации Брэдбери («Здесь могут водиться тигры», «Будет ласковый дождь» и др.), Силверберга («Контакт», «Контракт»), и даже Кинга («Сражение») буквально приковывали к экрану. Но, наверное, самые запоминающиеся анимационные шедевры научной фантастики в СССР, это цикл мультфильмов художника и писателя Г.И. Тищенко.

тищенко

Его «Вампиры Геоны», «Хозяева Геоны», «Амба» сочетали в себе какой-то мистицизм и бескрайнюю фантазию, дерзкую мечту. До сих пор, зайдя на сайт фантаста, вы чувствуете тот самый дух трилогии об инспекторе Янине, который заставляет вас мечтать и творить.

Биография и творчество советско-российского художника разноплановы и интересны.  Как признаётся сам мультипликатор, оптимистичное отношение к жизни, юношеский задор в нём сформировался, когда после тяжелой травмы позвоночника, в результате которой, он до 12 лет ходил в гипсовом корсете, ему удалось встать на ноги и даже учавствовать в школьных соревнованиях.

Перепробовав множество профессий, Г. Тищенко пришёл в мультипликацию, однако именно разноплановость его профессиональных поисков помогла ему найти себя в творчестве.

На своём сайте, он рассказывает о своих картинах:

«В 1970 году цикл моих рисунков и картин принёс мне Главную премию на Международном Конкурсе художников-фантастов «Мир завтрашнего дня». Часть этих картин была посвящена освоению Солнечной Системы, причём некоторые из них являлись наглядным изображением моих архитектурных проектов. Несколько картин, посланных мною в 1969 году на этот конкурс, были опубликованы в 1971 году (вместе с работами художника-фантаста Андрея Соколова и космонавта Алексея Леонова) в апрельском номере журнала «Техника молодежи», посвящённом 10-летию полёта Юрия Гагарина. На одной из них изображен марсианский город, построенный в тектоническом разломе. Как выяснилось позднее пресловутые марсианские каналы представляют собой сеть тектонических разломов, склоны которых я ещё в шестидесятых годах предлагал использовать в качестве готовых стен, надежно защищающих от метеоритов (как и склоны марсианских и лунных кратеров)».

В своём творчестве Геннадий Иванович воплощал идею советской фантастики 60-х, 70-х об освоении космического пространства и других планет. Но главным стержнем, главной философской идеей его работ была мысль о том, что всегда и везде нужно оставаться человеком и пытаться понять других людей и других существ. Не всегда только человек является носителем каких-то ценных идей, да и не факт, что наши идеи и наша жизнь, вообще, ценны для мироздания, они ценны только для нас самих.

другой мир

Хорошо об этом сказано в той самой трилогии, о которой я уже говорил выше, в которой главная роль отведена инспектору Янину – оптимистичному и открытому человеку, сумевшему распознать ценность в чужой жизни, пусть даже совершенно не похожей на человеческую.

Другая мысль, которая повсюду сопровождает творчество Тищенко, была взята у знаменитого основоположника ракетостроения и философии космизма К.Э. Циолковского. Знаменитый русский философ выразил её так: «Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели».

Сам того не подозревая, Геннадий Иванович создал некое предостережение от такого, не всегда, предусмотрительного оптимизма, показав образ города будущего в анимационной картине «А.М.Б.А.».

Его цикл о планете Геона сочетает в себе основательность и последовательность в построении сюжета и новаторские приёмы, вроде саундтрека рок-группы «Джокер», ироничных образов американских кинозвёзд на борту космического корабля.

Вампиры Геоны. Мультфильм по н-ф рассказу Г. Тищенко "Вампир Гейномиуса ".

К сожалению, многие из проектов фантаста так и остались не реализованы, по причине прекращения финансирования и развалов студии.

картиныКроме анимации, Геннадий Иванович занимался просветительской работой, его часто приглашали в научно-популярные телепередачи, он готовил доклад на конференцию ЮНЕСКО на тему будущего человечества, большое внимание уделял детских проектам, которые, увы, затерялись в мире бесконечных популистских идей на нашем ТВ.

Что ж, будем надеется, люди такого масштаба, как Г. Тищенко, у нас не перевелись, а главное, что они всё же смогут пробиться на поверхность, что их светлые головы осветят нам путь сквозь тернии к звёздам.

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария

  1. Большое спасибо за добрые слова. Моральная поддержка мне нужна не меньше, чем материальная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.