Александр Кайдановский — сталкер советского кино

кайдановский

Актёр Александр Кайдановский, сыгравший яркие и запоминающиеся роли в самых культовых советских фильмах («Свой среди чужих, чужой, среди своих», «Сталкер» и многих других), кроме этого снимался в испанской киноленте «Дыхание дьявола». Но мало кто обращал внимание, что его внешность легла в основу прекрасного анимационного шедевра по произведению Р. Силверберга – «Контакт». Голосом Кайдановского главный персонаж мультфильма и разговаривает, ровно как и другой персонаж картины «Контакт», также снятой по мотивам рассказа американского фантаста.

А. Кайдановский известен своими ролями в таких шедевральных экранизациях культовых научно-фантастических произведений, как «Сталкер» и «Дознание пилота Пирска». Его роли всегда была живыми, эмоциональными, его образ сочетал в себе трепет и напряжение, словно, сыгранные им персонажи, это натянутые струны, которые либо будут играть, либо порвутся в любой миг.

контракт

Казалось, сами роли специально подыскивались под этого актёра. Наверное, никто другой так не сыграл бы сталкера, ровно как никто другой не  подошёл бы под образ пилота из мультфильма «Контракт». Кроме этого, его голос звучал в экранизации произведения Кира Булычёва – «Перевал», также Кайдановский учувствовал в съёмках ироничного фантастического кинофильма «Математик и чёрт», в фильме «Крах инженера Гарина».

Александр Леонидович не просто был актёром, он умело сочетал в себе и роли сценариста, и автора, он вдохновлял на создание новых образов. Его влияние на советскую фантастику безгранично, его роли в этом жанре всегда несли глубокомысленный характер.

Фантастические картины, в которых снимался советский актёр, относились к картинам, которые несли в себе социально-философский смысл, темы взаимоотношений между людьми, роли личности в обществе. Роли Александра Леонидовича несли отпечаток ключевой идеи – ценности отдельной личности, ценности нормальных человеческих взаимоотношений, не испорченных «квартирным» и финансовым вопросами, как сказал бы Булгаков.

актер Александр Кайдановский

Жизнь актёра была столь же сложна и противоречива, как и его роли. Неуёмная творческая жилка сочеталась в этом человеке, с поистине есенинским разгульным характером. В театральных училищах ему было скучно, он часто проматывал свою жизнь и свои деньги.

Трагичен и сам жизненный финал знаменитого актёра. За свою роль в испанском картине, о которой говорилось выше, Александр Леонидович получил довольно солидный гонорар, который он начал проматывать по старой привычке. Остальные же деньги он хотел вложить в съёмки картины, о которой мечтал многие годы, однако через девять дней весь гонорар пропал.

У Александра Леонидовича случился инфаркт. Его похороны были столь же противоречивы и даже трагикомичны, как и многие вехи в жизни актёра. Началось всё с того, что отпевать его пришли сразу два священника: православный и католический. Как оказалось, Кайдановский перед смертью выбрал себе в духовные отцы представителя западного христианства. Священники заспорили, как и свойственно служителям культа, никто не хотел отдавать «свою территорию» конкуренту. Этот нелепый момент, ровно как и многочисленные долги, остались после смерти актёра.

Сталкер - Александр Кайдановский

Однако, жизненные перипетии, ровно как и противоречивый характер Кайдановского не имеют значения, когда речь идёт о его творчестве, ролях которые он сыграл. В рамках жизни ему было тесно, кажется, что сам сталкер, сыгранный им, это ничто иное, как игра самого себя. Слова, сказанные сталкером, это слова, которые Александр Леонидович рассказывает о своей жизни, о той духоте, о той скользкой тошнотворности окружающего бытия, за пределы которого хотелось бы вырваться.

У каждого творческого человека бывают такие моменты, когда затхлая пелена «бытовости» невыносимо давит не него. Находил ли Кайдановский выход из этой затхлости в своих ролях? Кто знает, но точно он находил выход в фантастических образах, которые он играл, которые он озвучивал.

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.