Ещё один великий писатель с фамилией Толстой.
А.Н. Толстой стал непросто неким подобием великого Л.Н. Толстого, он стал новой вехой в истории отечественной литературы, а в мире фантастики он стал примером для подражания.
Вот на какую фантастику нужно ориентироваться. В ней есть всё: превосходный литературный стиль, вкус, тонкое чувство человеческой психики, своевременный эротизм и настоящий талант.
В фантастических произведениях Толстого прекрасно описываются не только социальные проблемы и психология главных героев, в них подробно обрисовываются научно-технические изыскания, что делает его фантастику, по-настоящему, научной.
И давайте немного припомним биографию писателя.
Толстой является потомственным аристократом, хотя не все это признавали. В частности, сомневались в графстве Толстого наши знаменитые эмигранты, И. Бунин, Р. Гуль, Н. Берберова. Говорили разное, что он – байстрюк, что не имеет права носить такой титул.
По мнению критиков, подобные доводы имеют довольно предвзятую природу.
Да и в целом был ли он настоящим графом, не был ли, какая к чёрту разница? Это был великий писатель и общественный деятель. Всё остальное похоже на сплетни и завистливые споры. Возможно, его дарованию завидовали, возможно, завидовали тому, что Толстой, будучи потомственным дворянином, был признан Советской Россией.
Да и Толстой куда более плодовит и разнообразен, нежели многие его критики.
Родился Алексей Николаевич в семье графа Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны – писательницы, внучатой племянницы декабриста Николая Тургенева.
После рождения будущего писателя, его мать уходит к А.А. Бострому, за которого не смогла выйти замуж из-за церковного вмешательства.
Детские годы писателя прошли в небольшом хуторе, недалеко от Самары, затем он переезжает вместе с матерью в Сызрань, где учится в реальном училище, а затем перебирается в Самару.
Толстому приписывают конъюнктурные настроения, мол, прогнулся под режимом. Что ж, если это и так, то делал он это талантливо, искренне и в «политической проституции» его вряд ли можно обвинить.
Собственно, по-настоящему ярко и сочно в молодой Советской России из бывшей интеллигенции пишут Толстой и Булгаков.
Его «Гиперболоид инженера Гарина» и «Аэлита» стали классикой советской фантастики. При том, в творчестве Толстого сочетается и детектив, и фантастика, и лёгкая эротика.
А теперь о главном.
Кто такой Гарин? Гений, негодяй, маньяк? Возможно, что и то, и другое. А может, что-то ещё… А может, ничего из вышеуказанного. Да, он одержим идеей власти. Да, он циничен, ему не присущи муки совести, он не живёт грёзами о прекрасном веке и не несёт своё изобретение на благо миллионов.
При том, на мой взгляд, Гарин в фильме выглядит как-то положительней, хотя по сути книги он – негодяй. Но что-то есть в таком негодяйстве притягательное, какая-то искренность. По крайней мере, он не притворяется «святошой». Он искренний негодяй, подобно Волку Ларсену из «Морского волка».
Что же сгубило Гарина? Сгубило желание безраздельной власти над всем миром. Самые страшные ошибки диктаторов, да и любых, гласящих с трибун или с телеэкранов заключаются в том, что они начинают сами верить в тот образ, который создают для окружающих и что они не знают меры. Жестокость, в итоге, как и тирания, пожирает самих себя. Никакой диктаторский режим не продержался вечно. Разве что пока держится в Северной Корее, но здесь вопрос менталитета.
Сожрали и Гарина его цинизм, желание мирового господства и ощущение вседозволенности. Он потерял связь с реальностью, потерял ощущение собственной конечности, собственной смертности.
Не спасло бы Гарина и его чудовищное оружие, так как любое оружие можно повернуть против своего создателя. К тому же, Гарин хотел сделать из рабочих – рабов. Рабов держат в страхе, но страх недолговечен, в итоге, когда нечего терять и надоело бояться, даже страх смерти не способен удержать.
Но Толстой сделал главную ошибку, представив своего главного злодея – учёным. Как известно из истории, самыми жестокими тиранами становились далеко не учёные, а люди творческие: поэт, художник, философ.
Хотя, будь Гарин положительным персонажем, возможно, не было того смака, который ощущаешь, читая великий фантастический роман всех времён и народов.