Внимание спойлеры!!!
Цель «Прибытия». (О фильме).
Какой писатель-фантаст или режиссёр-сценарист, задумавший в своём произведении свести «лицом к лицу» земную и инопланетную цивилизации, не мечтает назвать его «Прибытие», «Контакт» или «Пришельцы»? Одно подобное слово способно заставить адептов этого жанра, побросав свои житейские дела и проблемы, устремиться в ближайшие книжный магазин или кинотеатр. Гораздо больше в мире людей, которых вид звёздного ночного неба интересует в лучшем случае только в качестве красивой гармонии с окружающим пейзажем. Но и их сердца на эти слова отреагируют учащением биения в предвкушении попытки познания таинственности, неподвластной пока ещё ни одному землянину. Дав такое название своему произведению, автор может быть уверен в наиболее широком охвате читательской и зрительской аудитории. С другой стороны, автор накладывает на себя соответствующую обязанность оправдать это название созданием некоей исключительности своего произведения, придания сюжету новизны такого размаха, которая удовлетворила бы самые требовательные и жадные умы любителей фантастического жанра, не встречаемые ими ранее. Ответственность неимоверная. Возможно, поэтому даже у самых блестящих представителей писательской братии этого жанра не присутствуют произведения с такими названиями.
С подобными разогретыми предвкушением чувствами я купил билет на фильм «Прибытие» и с нескрываемым волнением уселся в кресле кинотеатра. Мне повезло: соседи не чавкали попкорном и не тянули через трубочку пепси. Я смог полностью сосредоточиться на фильме с дублированным переводом.
Сюжет фильма, как и следует из названия, предполагает прибытие представителей инопланетной цивилизации. Зрительно ощущаемый вид явления прибытия не нов, но выглядит впечатляюще: гигантские, 450 метров в длину, видимо, космические корабли, вертикально «висят» в разных точках земли на высоте нескольких метров от поверхности своей нижней частью. Сам вид такого управления огромным физическим объектом в условиях земной гравитации при полном отсутствии процессов поглощения и излучения каких-либо энергий в окружающую среду недвусмысленно информирует зрителя о полном технологическом превосходстве прибывшей к землянам цивилизации. Контакт осуществляется периодическими сеансами через каждые 18 часов внутри космического корабля пришельцев непосредственно визуально через прозрачную перегородку. Площадку для присутствия землян на борту подготавливают пришельцы, раз за разом с упомянутой периодичностью создавая в определённом ими объёме подходящей для людей атмосферы. При очередной готовности площадки инопланетяне открывают вход для землян внутрь своего корабля. То обстоятельство, что пришельцы при всём своём высочайшем технологическом развитии не могли внутри своего космического корабля поддерживать адаптивную атмосферу для присутствия землян постоянно, а только периодически и на некоторое время, говорит о довольно сильных биологических различиях гуманоидов разных цивилизаций и, как следствие, предполагает не менее серьёзные отличия условий обитания инопланетян на своей родной планете от земных. И здесь сразу возникают первые вопросы к создателям фильма. Совершенно очевидно, что для установления непосредственного контакта правительством будет привлечена группа учёных, то есть специалистов, владеющих самыми современными на данный момент научными знаниями на нашей планете. В фильме группа состоит из двух человек: физик-теоретик и лингвист. С этим всё ясно и понятно: лингвист призван сделать попытку стать переводчиком, а без физика в космосе вообще делать нечего. Почему, на мой взгляд, не привлекли, как минимум, например, химика и биолога, осталось для меня загадкой. Исходя из вышеприведённых фактов о сильном биологическом различии представителей разных цивилизаций. К тому же в фильме отдельной фразой упоминается о неизвестном на Земле материале, из которого состоит космический корабль пришельцев. Правда, остаётся за кадром, кто и каким образом проводил этот химический анализ. Наверное, невозможно создать произведение в фантастическом жанре, не избежав неточностей в мелких и не столь значительных для сюжета в целом деталей, но когда их становится много, они уже заметно влияют на восприятие разворачивающихся событий.
Основной задачей правительства, представленного в фильме соответствующими силовыми структурами, является выяснение цели прибытия пришельцев на планету. Сама атмосфера насыщена военными видео и звуковыми эффектами. Это и шум вертолетных винтов, и суровые лица мелькающих в кадре людей в камуфляже, и быт развернутого неподалёку от инопланетного корабля военного лагеря. Вспоминается классическая фраза для театральных постановок, звучащая в том смысле, что если в первом акте на стене висит ружьё, то в последнем оно должно выстрелить. При этом такие цели, как поиск в космосе братьев по разуму, определение общностей и различий в биологическом и цивилизационном развитии, попытки построить общий мир, кажется, не очень-то и интересуют представителей правительства. Весь суровый вид курирующего учёных полковника, мобилизационные настроения его подчинённых, постоянные вопросы о результатах деятельности научной группы создают у зрителя ощущение настроенности представителей земной цивилизации к силовому решению проблемы – военному конфликту. Обоснованность такого настроения выражается несколько раз во время диалогов в проведении аналогий с историей освоения землянами своей планеты. Неоднократно упоминается, что, как правило, более технологически развитая цивилизация, вступая в контакт с менее развитой, вела себя агрессивно, что приводило в итоге к покорению последней. Всё это так. Но меня смутило следующее. Почему при этом никто не вспомнил так же о том, что при установлении контактов с аборигенами более технологически развитая цивилизация вначале изучала язык местного населения, а затем на этом опыте обучала их своему? В фильме мы видим совершенно обратную ситуацию. Инопланетяне совершенно не заморачиваются попытками изучить в данном случае английский язык, а терпеливо ждут, когда люди освоят их способ общения. На мой взгляд это по меньшей мере странно. Тем более это становится странным, когда выясняется цель прибытия инопланетян. Благодаря своему способу общения пришельцы способны предвидеть будущее. Механизм этого не объясняется, зрителю предлагается это принять, как очередную декларацию. Итак, пришельцы увидели в будущем, что земная цивилизация окажет им впоследствии неоценимую помощь. Ни много, ни мало, а аж через три тысячи лет. Поэтому они жизненно заинтересованы вступить в контакт с людьми. Но почему бы при этом им не освоить более лёгкий земной способ общения для вступления в контакт? Почему они, будучи заинтересованными в контакте с землянами, ждут, когда те, в свою очередь не более их заинтересованные в этом, изучат более сложный для них способ общения? Для чего они преодолевали пространство и время? Полагаю, не для того, чтобы просто понаблюдать, освоят аборигены их способ общения или нет. А если не освоят? Я понимаю, что при этом нечем было бы заниматься главной героине фильма – учёному-лингвисту и сюжет не имел бы наполнения смыслом. Ну а в предлагаемой данности, при висящих в воздухе вопросах, зритель с большим интересом наблюдает за попытками расшифровки языка общения инопланетной цивилизации.
Выполняя миссию по грядущему спасению своей цивилизации через прогнозируемые 3000 лет, инопланетный разум прибыл так же с целью передать землянам некий контент, который должен ознаменовать технологический прорыв для эволюции нашей планеты. Причем контент специально поделён на 12 частей. Именно столько космических кораблей зависло в двенадцати разных точках Земли. Замысел инопланетян состоял в том, чтобы человечество перестало конфликтовать и объединило свои усилия для получения и последующего воплощения в реальность этого технологического дара внеземного разума. Мысль инопланетян интересная и выглядит вполне логически на первый взгляд. В военном лагере мы действительно наблюдаем много мониторов и представителей других государств для поддержания оперативной связи между всеми точками контактов на планете. Непонятны именно места выбора инопланетянами. На чём зиждется их уверенность, что во всех двенадцати местах контакта найдутся специалисты, которым под силу окажется освоить язык общения чужой цивилизации? И если в Соединенных Штатах, Англии, России, Китае, к примеру, можно найти хороших лингвистов, то существуют ли такие же в той же Венесуэле или Судане? И зачем в таком случае два корабля из двенадцати отправлять в одну страну – Россию? Логично предположить, что при выборе точек контакта и соответствующем разнообразии земного общества инопланетяне предварительно изучили как нашу планету, так и её историю. Почему в таком случае они считают, что желание объединить свои усилия для обладания полным контентом приведёт к устранению многовековых конфликтов в земной цивилизации? Разве не менее логично предположить, что у каждой из сильных держав возникнет тайное желание попытаться первой овладеть всеми двенадцатью частями контента для единоличного доминирования над остальными? Например, у Венесуэлы, Судана, Пакистана можно попробовать эти части выкупить, а у сильных конкурентов выкрасть, как это и было до прибытия с земными технологиями? А это, в свою очередь, лишь усугубит конфликт и поставит на грань срыва всю миссию инопланетян.
Попытку установления контакта главная героиня фильма, она же лингвист, начала с помощью визуальной попытки перейти к демонстрации письменности. Видимо, предполагая наличие таковой у инопланетян. Действительно, пришельцы активно демонстрируют свои образцы написания текстов. Причём, в отличие от людей, они создают свои фразы не последовательно одно слово за другим, а сразу, одномоментно создавая их целиком завершёнными. Здесь тоже возникает ряд вопросов. Лингвист на первый контакт приносит табличку с заранее написанным словом. Инопланетяне не видят сам процесс написания слова, они видят только объект в виде таблички. Но тем не менее удивительным образом догадываются о том, что это ничто иное как текст. И соответственно начинают в ответ писать свои тексты. Логичнее было бы на мой взгляд принести на встречу экран, на котором и создавать тексты на английском в данном случае языке. И вообще, такой экран можно было бы вполне использовать во время последующих сеансов общения. Но в дальнейшем мы не видим, чтобы лингвист предлагала инопланетянам какие-то другие тексты и схемы их написания, кроме той уже упомянутой первой таблички с одним единственным словом. Здесь так же не стоит забывать и о том обстоятельстве, что написание текстов было бы лучше делать действительно на специальном экране и специально выбранным стандартным шрифтом, а не написанным от руки, как это происходит в фильме. Потому что далее по сюжету мы видим, как скрупулёзно анализируются тексты инопланетян. Вплоть до того, что измеряются и анализируются расстояния внутри символов для исключения случаев разночтений. В случае анализа рукописного, а не стандартизированного компьютерного, текста неизбежны ошибки в случаях, когда одно и то же слово написано разными почерками. Можно, конечно, махнуть рукой на эти вопросы и недосказанности, оправдываясь, например, тем обстоятельством, что инопланетяне, дескать, такие «умные», что им и «так всё понятно». Но ведь если им и «так всё понятно», то почему они находятся в состоянии блаженного ожидания результатов работы земных учёных, а не «придумают» более простых и эффективных способов общения и передачи информации?
Об успешной попытке передачи информации между инопланетными цивилизациями мы задолго до этого фильма узнали из великолепной книги Карла Сагана «Контакт». И фильме, снятом по этой книге впоследствии. Простой, как молоток, прошу прощения за каламбур, двоичный код, мимо которого не пройдет ни одна цивилизация в своём развитии, неизбежно используя для этого развития математику. А если покопаться ещё глубже, то мы обнаружим аж в 1958 году великолепную повесть нашего заслуженного фантаста Ивана Ефремова «Сердце змеи», где гениально описан первый шаг контакта землян с инопланетной цивилизацией. А именно, представители разных миров продемонстрировали друг другу схемы ядра атома, которые тоже будут понятны любому разуму. Кстати, с помощью этого способа общения в обсуждаемом фильме земляне могли бы получить информацию о химическом составе биологического существования инопланетян и их космическом корабле. При наличии у последних доброй воли, конечно. Если вернуться к «Контакту», то там была схожая ситуация с фильмом «Прибытие». Точно так же земляне получали информацию о новой инопланетной технологии. Но, вспомним, не все учёные были при этом полны оптимизма. Существовало предположение, что создаваемое по получаемой информации от внеземного разума устройство может нанести непоправимый вред нашей планете. И нитью через книгу шла дискуссия в том числе и на эту тему. В фильме такое предположение отсутствует напрочь. Почему-то сразу всеми учёными, правда их двое всего напомню, принимается априори, что передаваемая технология будет благом для Земли. Ну а вдруг окажется, что инопланетяне планируют переселиться на нашу планету и им просто необходимо поменять условия природной среды под их мир? Я не думаю, что обсуждение подобного предположения обеднило бы сюжет фильма.
По сюжету фильм скатывается к военному конфликту. Я уже писал выше, что обилие силовиков и недвусмысленные фразы между ними создают такое впечатление: мол, вы, учёные, конечно, «побалуйтесь» со своим возможным контактом, но всё равно рано или поздно конфликта не избежать, всё кончится войной. Первой страной, которая решилась прекратить попытки установить контакт и атаковать инопланетян, оказался Китай. На мой взгляд вступать в военный конфликт с более технологически развитой цивилизацией это чистое безумие. К тому же подтверждение этому можно найти в проводимых ранее в фильме аналогиях с историей человеческих цивилизаций. Но тем не менее. При этом, не имея представления, какой ущерб оружие землян может нанести инопланетным космическим кораблям. И, главное, какой ущерб оружие инопланетян может нанести самой планете Земля. Совершенно не представляя, сколько ещё, кроме имеющихся двенадцати космических кораблей может появится в разных уголках планеты. Китай отзывает из военного лагеря своего представителя и блокирует свой канал связи для Соединённых Штатов. То же самое последовательно делают все другие страны. Лагерь и, надо думать, вся страна остаётся в информационной изоляции. Звучит фраза о том, что теперь для восстановления какого-либо контакта с любой страной туда можно только полететь и сделать это при личной встрече. С военной точки зрения полный идиотизм. Потому что воевать с заведомо сильным противником лучше сообща и постоянно при этом поддерживая связь друг с другом. Военный конфликт, как и положено в остросюжетной развязке, за несколько секунд до его начала останавливает главная героиня фильма. Она делает телефонный звонок китайскому военному министру на мобильный телефон после того, как в фильме уже прозвучала фраза о неработоспособности ни одного канала связи. Вопросов в голове зрителя ближе к концу фильма становится всё больше и больше. При этом звонок через спутник засекают соответствующие службы слежения, но вместо того, чтобы заблокировать несанкционированный канал связи с пульта управления, военные начинают с оружием бегать по лагерю в поисках звонившего, чтобы застрелить того. Видимо, создатели фильма считают такую блокировку канала связи более эффективной?
Хотелось бы коснуться ещё одной сцены в фильме, вызвавшей вопросы. Во время последнего сеанса общения в помещении с перегородкой с инопланетянами, на которую, кстати, учёных не взяли, военные сотрудники установили взрывчатку с часовым механизмом. Так как к тому времени уже было принято решение атаковать инопланетян по примеру китайцев. Видимо, их решили взорвать изнутри. После того, как из помещения ушли все земляне, туда без разрешения проникли двое наших учёных. К тому времени они уже достаточно хорошо изучили язык инопланетян, чтобы общаться с ними методом написания текстов из набора предложений, полученных ранее от инопланетян. Учёные ничего не знали о взрывчатке и не видели её в углу среди брошенной военными видеозаписывающей аппаратуры. Об этом узнали пришельцы и спасли учёных от последствий взрыва. Правда, в соответствии с жанром драматической развязки спасли они их за секунду до взрыва, меж тем учёные попали в помещение для общения, когда таймер отсчитывал ещё минуты до события. Во время взрыва погиб один из пришельцев, пожертвовав собою, чтобы спасти землян. Почему инопланетяне не предупредили учёных о взрыве, когда до него оставалось еще несколько минут или почему они не выбросили заряд из своего корабля наружу – тоже вопросы, на которые я не нашёл ответа во время просмотра.
Трейлер фильма позиционирует его жанр как фантастический. Многие критики называют его лучшим фантастическим фильмом года. Но на самом деле фантастический оттенок в сюжете является неким фоном или кулисами для того, чтобы погрузить главную героиню фильма в непростую жизненную ситуацию и поставить её перед трудным выбором. Декларативно же, как и многие выше рассмотренные мною вопросы, в фильме проводится мысль о том, что освоение языка инопланетной цивилизации даёт человеку способность в некоторой степени видеть своё будущее. Именно для этого и создан весь фантастический антураж. В процессе овладения языком героиня в виде видений наблюдает сцены своей будущей жизни, в которой имеются трагические и тяжелые моменты. В конце фильма, когда пришельцы покидают Землю, а героиня полностью изучила их язык общения, она понимает окончательно, что все её видения это предвидение будущего. Этакая возможность путешествия в это самое будущее. И перед ней встаёт выбор: прожить жизнь с её трагическими минутами такой, какой она ей была предназначена или изменить её. В этом, повторюсь, смысл фильма, а вовсе не в прибытии и не в контакте.
Тем не менее, несмотря на все замеченные, с моей точки зрения, недостатки, любителям фантастического жанра будет интересен просмотр и переживания главных героев, связанные с попытками установления контакта с внеземным разумом. Интересного просмотра.
Мне в этом фильме понравилась идея про язык. Мне кажется, это главная суть. Всё остальное — мишура. Язык формирует мышление, а мышление уже дальше развивает всё остальное. Так что, люди, берегите русский язык.