«Умирающая Земля». Неповторимый мир Джека Вэнса.

Поделитесь с друзьями!

Джек Вэнс (1916-2013) – один из наиболее самобытных фантастов прошлого столетия. Он сумел добиться признания и в жанре научной фантастики, и в фэнтези, и даже в детективе. Любителям наград и регалий можно вспомнить полученные им премию «Хьюго» (в 1963 года за повесть «Повелители драконов») и «Небьюлу»  (в 1967 году за повесть «Последняя цитадель»).

Но, помимо вышеуказанных и множества других отличных произведений, одно из наиболее известных творений Вэнса – это цикл «Умирающая Земля». Его разделяли по-разному, но окончательно сформировались четыре части:

  1. «Умирающая Земля» (собрание слабо связанных между собой рассказов, но происходящих в одном мире).
  2. «Глаза Верхнего мира» (история авантюриста Кугеля, напакостившего колдуну).
  3. «Сага о Кугеле» (продолжение невероятных приключений полюбившегося читателям персонажа).
  4. «Риалто Великолепный» (истории из жизни щеголеватого волшебника).

В первой части цикла на первый взгляд простые рассказы-сказочки посвящены достаточно важным проблемам человечества. Практически сразу заходит речь о возможности сотворения людьми себе подобных разумных существ и восприятии ими добра и зла. Ведь в чистый разум можно вложить любое видение реальности… Конечно, поднимаются и темы любви, истинной красоты, справедливости. Отдельное место занимают вопросы развития цивилизации и возможности существования идеального общества, где все счастливы. И, к сожалению, автор по сути приходит к печальному выводу о невозможности достижения этой цели даже с использованием самых передовых технологий и искусственного интеллекта. И это всё в фэнтезийном мире!

Но если пытаться быть объективным, то центральное место в этом мире «Умирающей земли» занимает Кугель (в некоторых переводах его именуют Кьюджел, а соответственно получается Хитроумный Кугель или Кьюджел-умник). В принципе, только лишь его приключения представляют собой цельное самодостаточное произведение. Да и с точки зрения языка его похождения лучше описаны (но тут ещё, разумеется, всё зависит от перевода).

«Риалто Великолепный» более похож на сборник притч о любви/ненависти, зависти и дружбе/предательстве. Магия – лишь обрамление, пусть и очень занятное.

Как известно, к концепции построения мира можно подходить двояко. Можно применить «Толкиеновский подход», когда всё расписано от и до. При таком подходе легко достичь эффекта погружения в придуманную реальность, но в то же время утратится некоторая её загадочность. Вэнс в «Умирающей земле» действует несколько иначе. Конечно, если сложить воедино все подсказки,  то можно собрать мозаику фэнтезийного предапокалиптического мира и хотя бы частично узнать, откуда появились и как выглядят деоданды, лейкоморфы, азмы, твк-люди, пельграны, флантики и т.д.

Мир «Умирающей Земли» Вэнса – квинтэссенция сюрреализма. Здесь и близко нет орков, эльфов, гномов (ну разок упоминаются), драконов, хоббитов, лепреконов, единорогов и прочих «классических созданий». Местные демоны совсем не похожи на своих адских собратьев, а ангелов вообще не существует. Боги ещё хоть как-то напоминают свои языческие прообразы. И не будем забывать про инопланетян, типа «милейшего создания» Фиркса, долгое время бывшего «компаньоном» Кугеля. Да и сами «демоны» зачастую проживают на других планетах.

При написании рецензии на «Матрицу» (статья здесь), я вскользь упоминал о Джеке Вэнсе, а именно о его «Глазах Верхнего мира». Чем не прообраз виртуальной реальности? Целые поколения людей вставляют себе в глаза линзы и видят мир прекрасным. Все становятся красавцами-принцами и красотками-принцессами. Ну и пусть фактически они живут в паршивой деревушке, где дома похожи на сараи, всё загажено, а из еды только протухшая рыба и бобы. Всё равно соседняя деревня им завидует, и её жители готовы обслуживать лже-господ, чтобы иметь возможность получить чудесные линзы после смерти их обладателей. Хм… Так и представил себе группу эльфиек-воительниц в соблазнительной броне с огромными… мечами, которые после дисконнекта «превращаются» в прыщавых юнцов/мужичков излишней или недостаточной упитанности. Всё как в жизни, а Вэнс писал про такое ещё задолго до эпохи Интернета и онлайн игр.

А какие колоритные герои! Справедливости ради следует отметить, что они почти все люди – человеки.  Кугель, конечно, вне конкуренции.  Пройдоха и попаданец, каких свет не видывал. Язык не повернётся назвать его положительным героем. Он далеко не всегда храбрец,  не гений, в некоторой мере корыстен, аморален и  невоспитан. Но такой обаятельный, зараза! А Риалто? Колдун – метеросексуал, если так можно выразиться… Хитрый, умный,  чересчур манерный. И коварный интриган, разумеется. Вэнс вообще был мастером создания «негероических героев».

А сколько второстепенных персонажей! Причём о некоторых читатель только узнаёт из разговоров действующих лиц, но даже их такой малой информации хватает, чтобы понять, например, могущество величайшего мага Фандаала. Колдунов в сказочном мире должно быть много. Юкоуну – смеющийся маг, Туржан Миирский, Мазириан, Панделум, Фосельм, Зараидес… И это ещё не считая магов из Совета, в котором заседает Риалто. Каждому из них посвящена небольшая история. Но и кроме колдунов здесь огромное количество действующих лиц.

А насколько разнообразны средства передвижения в этом мире! Начиная от демонов, повозок, запряженных мермелантами (разумными, кстати), кораблей, которые тянут здоровые морские черви, и заканчивая летательными аппаратами, до боли похожими на вертолёты, и даже космические корабли.

Поскольку объём цикла «Умирающая Земля» достаточно велик, автор успевает выразить своё отношение ко многим вещам, начиная от политики с религией и заканчивая мелкими человеческими пороками.

А сколько ещё интересных героев разной степени значимости встречается в творчестве Вэнса! При этом он не ставит задачи устраивать между ними эпические сражения. Сила в этом мире важна, но не только она. Вообще автор очень тонко понимает психологию власти и могущества. Самое страшное для обладателя этих двух составляющих столкнуться с почти равным противником, который имеет шансы на победу. Поэтому здесь почти не будет взаимного метания файерболами или молниями. Ворон ворону глаз не выклюет… Разве что исподтишка.

И не нужно забывать, что действие происходит под неумолимо угасающим солнцем. Наша звезда уже покраснела, греет хуже и в любой момент может погрузить мир в вечную тьму. При этом уровень развития остатков человечества, разбросанного по всей планете, настолько разнится, что вполне цивилизованный городок может

Шикарные диалоги одновременно полны юмора, сарказма и весьма  глубоких мыслей.

Не могу удержаться от того, чтобы привести пример. Он взят из «Саги о Кугеле», когда главный герой устраивается на одну из своих многочисленных работ. Вполне достойно сатирической драматургии.

Кугель с ног до головы оглядел соперника.

— Он производит впечатление скромного, порядочного и непритязательного человека, но никак не подходит на должность суперкарго.

— Это ещё почему?

— Как вы можете видеть, — объяснил Кугель, — у Бандерваля косые ноздри, что безошибочно указывает на склонность к морской болезни.

— Кугель — человек проницательный, — объявил Бандерваль. — Я бы счёл его в высшей степени подходящим кандидатом на эту должность и заклинаю вас не обращать никакого внимания на его длинные пальцы, какие я в последний раз видел у Ларкина, похитителя детей. Но между ними есть существенное различие: Ларкина повесили, а Кугеля — нет.

— Позвольте мне предложить план, который устроил бы всех, — продолжал Кугель. — В силу моего огромного опыта и большего такта я займу должность суперкарго. Бандерваль же, по моему глубокому убеждению, может стать отличной заменой вашему клерку, Диффину.

Сольдинк повернулся к Бандервалю.

— Что вы на это скажете?

— Качества Кугеля действительно впечатляют, — признал Бандерваль. — Я же могу противопоставить им лишь свою неподкупную честность, мастерство, преданность и неустанное усердие. Вдобавок я достойный гражданин нашего края, а не хитрый бродяга в супермодной шляпе.

Кугель повернулся к Сольдинку.

— Да, последнее замечание — и покончим с этим. Манера поведения Бандерваля, его злословие и недоброжелательность так не похожи на мои добросердечность и сдержанность! Кроме того, я должен обратить ваше внимание на его сальную кожу и чересчур развитые ягодицы; все это указывает на его тягу к роскошной жизни и даже склонность к казнокрадству. Если мы и вправду наймём его на должность младшего клерка, предлагаю усилить все замки, чтобы обезопасить ваши ценности.

По моему скромному мнению – это шикарнейший стёб над всей внешней корректностью, деловым стилем и лицемерием общества в целом.

Признаюсь честно, что после прочтения книг Вэнса я очень пожалел о своём неумении рисовать. Созданный им мир так и хочет вырваться со страниц с текстом и воплотиться в картинах.

А завершить статью я хочу словами Роберта Силверберга о всём творчестве Вэнса, но вполне применимом конкретно к «Умирающей Земле»:

«Кто может возвратиться из посещения миров Джека Вэнса без чувства приобщения к чему-то исключительному?»

P.S. А если вы захотите вернуться в волшебный мир Вэнса то можете почитать антологию «Песни Умирающей Земли», изданную впервые 2009 году, одними из авторов рассказов которой являются такие гиганты фантастики (что весьма показательно), как Дж. Р.Р. Мартин, Нил Гейман, тот же самый Роберт Силверберг и другие.  А ещё там прекрасные иллюстрации.

Приятного чтения!

Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария

  1. Отличная книга, отличная рецензия! А что за картина с солнцем, если не секрет, кто автор?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.