Вам случалось любоваться Матрицей? Её гениальностью… Миллиарды людей живут полноценной жизнью… во сне. (Агент Смит)
Значение фильма «Матрица» для мирового кинематографа переоценить сложно. Это – не просто великолепное художественное произведение, но и глубокое философское исследование, к тому же щедро «приправленное» разнообразными спецэффектами, в своё время (1999 год!) сломавшими представления о том, как должны выглядеть на экране взрывы, погони, стрельба и прочие атрибуты настоящего блокбастера. Да, экс-братья Вачовски умели творить (не всякая смена пола – на пользу). А какие актёры! По сути, все главные персонажи стали лучшими ролями для них. Киану Ривз (Нео), Лоуренс Фишбёрн (Морфеус), Кэрри-Энн Мосс (Тринити) и Хьюго Уивинг (агент Смит) сыграли так здорово, что созданные ими образы словно сами воплотились в жизнь.
С Уивингом, вообще, забавно получилось. Это сейчас уже его многие ассоциативно воспринимают как мудрого эльфа Элронда, но при просмотре первых частей «Властелина колец» в кинозалах часто были слышны хихиканья и шёпот: «О, агент Смит!». Да и Ривз именно с «Матрицы» начал свой экранный путь «мессианства», о чём я уже немного упоминал в ранних публикациях, с которыми можно ознакомиться здесь. Пересказывать содержание фильма – дело весьма неблагодарное… Его нужно просто смотреть. Смотреть и видеть истинный смысл, отчётливо проступающий через всё «буйство красок», разворачивающегося на экране действия. Однако, некоторые моменты заслуживают особого внимания.
История человека, который «увяз в Матрице», актуальна и вполне применима в переносном смысле практически к любому из нас. А, действительно, насколько реально всё то, что нас окружает? С учётом развития современных технологий во всех сферах, начиная от коммуникаций и заканчивая кулинарией. Давайте вспомним рассуждения одного из негативных персонажей – Сайфера (который ещё и предатель) о том, что вкус пищи ему внушает матрица. А многие ли из нас могут сказать, что знают настоящий вкус того или иного продукта? Восстановленные соки, перемороженные морепродукты, подкрашенное мясо, «перекачанные» нитратами овощи… список длинный. А вездесущие усилители вкуса? А воздух? Как поясняет Морфеус в одной из сцен Нео: «Я даже воздухом здесь не дышу». Можно подумать, что адская смесь гари и пыли, которой дышит огромная часть населения Земли – это воздух? Но я отнюдь не склонен усматривать в «Матрице», прежде всего, экологическую составляющую.
Хотя, чего только стоит лишь одна цитата агента Смита о людях: «…Чтобы выжить, вам приходится захватывать всё новые и новые территории. Есть один организм на Земле со сходной повадкой. Знаете, какой? Вирус. Человечество — это болезнь, раковая опухоль планеты, а мы — лекарство». Респект от «Гринписа».
Существует мнение, что первая часть «Матрицы» ближе к философии буддизма, чем христианства. В пользу этого говорит и теория переселения душ, и направленность интеллектуального поиска человека на самопознание, на его пробуждение. Об этом смысле очень хорошо расписано у дьякона Андрея Кураева, так что рекомендую всем почитать его «Кино. Перезагрузка богословием» (или просто посмотреть лекции). А христианин, прежде всего, ищет Бога… Вопрос в том, найдёт ли?
Нео живёт обычной жизнью офисного работника. Стандартный офис, стандартная работа, стандартные развлечения. И вообще, настоящее имя нашего героя – Томас Андерсон, и описание всей его жизни укладывается в одну фразу, которую ему говорит агент Смит. Ту самую про консьержку, которой Томас помогает выносить мусор.
Но даже наличие «второй», тайной жизни, в которой мистера Андерсона зовут Нео, и он является крутым хакером, не спасает его от гнёта матрицы. Система, часть которой и есть Смит, всё про него знает. Мы тоже можем сколько угодно сидеть за своими ноутами/планшетами/смартфонами, придумывать себе героические (или не очень имена), общаться на табуированные темы, подбивать вражеские танки, исследовать пустоши, сказочные миры или зоны радиоактивного заражения… И наша внешность в виртуальном мире может существенно отличаться от настоящей. От этого мы не становимся более свободными. Но так легче. И многие из нас не выключают ночью компьютер (ну, сейчас больше спят в обнимку со смартфоном). Мы ждём, что нас тоже найдут? Но не затем, чтобы наказать, а чтобы «открыть глаза».
А многим ли хватит смелости осознать, что весь окружающий мир – лишь красивая (пусть и не везде) картинка? И разума, чтобы это принять? Настоящие только гнёзда для кабелей, которыми истыкано тело, будь то организм взрослого, старика или хоть новорожденного. Да, оказывается, вы не менеджер, юрист, врач, военный, светская львица, бомж и т.п. … Вы – батарейка! БА-ТА-РЕЙ-КА! Да, вы не ослышались. И вы даже не рождаетесь, вас выращивают, как плодово-ягодную культуру, а потом встраивают в сеть. Машинам нужно электричество!
В повести одного из моих любимых писателей – Джека Вэнса, «Глаза верхнего мира», люди используют специальные линзы, которые изменяют окружающую реальность. На самом деле они остаются грязными, уродливыми и нищими, но видят они совсем другую картинку, где всё ровно наоборот. А если смотреть на мир только через одну линзу, а вторым глазом – без неё, то человек может сойти с ума или хотя бы упасть в обморок. Так и в «Матрице».
А действительно, что же делать с этим знанием? Можно попробовать игнорировать его, а можно попробовать вырваться из матрицы.
Так что же такое матрица? На этот вопрос коротко и ясно отвечает Морфеус. «Матрица – это диктат!». Универсальное определение. Попробуйте противостоять любой системе и сразу же столкнётесь с её агентами. Они могут всё, у них неограниченные полномочия, они вездесущи и непобедимы. А вам нужно «играть» по правилам! Для вас придуманы все эти нормы, законы (даже физические), инструкции. Но попробовать можно…
Реальный мир суров и вызывает отвращение и страх. Он порабощён машинами. Разумными машинами, которые хотят добить остатки человечества, чтобы остались лишь те, которые «включены в цепь энергоснабжения». Скоро уже вся «озверевшая» техника набросится на последний оплот хомосапиенс – город Зеон (чем не библейский Сион?) И есть только Избранный, способный им противостоять. А ещё есть человек (Морфеус), который посвятил свою жизнь поиску этого самого Избранного. И сколько раз он ошибался! Но, главный козырь героя Фишберна – его непоколебимая вера. Он готов даже жизнью пожертвовать ради неё.
А вот у новоиспеченного Избранного с верой как раз проблемки… Да и у некоторых членов команды «Навуходоносора» (это корабль Морфеуса) тоже есть сомнения, да и ревность имеется в наличии. Так что борьба, которую ведёт человек с внешним миром, с лихвой дополняется борьбой с самим собой.
А кто же может помочь Нео поверить в себя? Есть одна бабушка-предсказательница по имени Пифия… Она очень не проста… Поначалу её слова лишь усугубляют путаницу в голове героя, но в конечном итоге приводят к пониманию своей истинной сущности. Ну и любовь, разумеется. Что за фильм без любви?
И спасать Морфеуса пойдёт уже не вырванный из объятий матрицы Томас Андерсон-Нео. Его придёт спасать Избранный. Ну а что касается непосредственно картинки, то она будет радовать поклонников не только философии, но и ядрёного экшена. Сцены в холле, на крыше, стрельба с вертолёта, прыжок Нео… Всё это – классика, неоднократно обыгранная и в интернет-мемах, и в пародиях, и в картинах-подражателях. Про сцену с уклонением от пуль я, вообще, молчу.
И в один прекрасный момент понимаешь, что системе можно противостоять. И даже использовать её против самой себя. Ну, вот как врагам спастись от ураганного огня минигана. Никакая реакция не спасёт. А выстрел в упор?
«Попробуй, увернись!» (Тринити).
Но для того, чтобы победить систему одних трюков недостаточно. Нужно встретиться с ней лицом к лицу. Что и происходит. Бой Нео с агентом Смитом – это не просто красивая эпическая драка. Это – ключевое противостояние, проходящее стержневой основой через всю трилогию «Матрицы» (но всё в своё время).
Заключительный эпизод прекрасен, как и весь фильм. А саундтрек завораживает и создаёт неповторимую атмосферу погружения в картину.
Ну что: «Take a blue pill and forget everything?». Или как?
А вот трейлер. Ну если кто не видел. Хотя сомневаюсь, что такие люди есть.
Я бы сказал, даже больше не буддизм, а индийское учение о майи — иллюзорной пелены мироздания.