Киану Ривз — фантастический мессия Голливуда

Поделитесь с друзьями!

Киану Ривз — трилогия «Матрица»

Всегда сложно писать о том, о ком уже и так написано немало, причём, самого разного. Одни восхищаются его актёрскими способностями и простотой. Другие, наоборот – потешаются над его чересчур спокойным характером, медлительностью, скромностью и занудством. Он не обласкан различного рода премиями (всего лишь три награды MTV movie awards), редко засвечивался в «элитарном» кино и не особенно часто привлекал внимание папарацци. Тем не менее, к своим пятидесяти годам, по моему скромному мнению, этот человек вполне заслужил право называться главным «Мессией» Голливуда, хотя бы из-за своих ролей в фантастических фильмах, краткий обзор которых следует ниже.

Джонни-мнемоник (1995)

Собственно говоря, изначально этот фильм должен был стать типичным проходным кино в стиле дешёвого киберпанка. Во многих отношениях фильм таким и остался, но именно присутствие в нём Киану Ривза побудило режиссёра улучшить картину до максимально возможного уровня, исходя из имевшегося у него бюджета. Всё дело в том, что в момент подготовки выхода на экраны «Джонни», Киану Ривз стал очень популярным благодаря своей роли в «Скорости» (хотя, в принципе, в его карьере были уже «На гребне волны» и «Дракула»). Поэтому многие моменты пересняли, постаравшись сделать всё покруче. Ну, а непосредственно сюжет фильма достаточно прост: в будущем главный герой используется в качестве переносчика информации, которая закачивается ему в мозг. И за этой информацией охотятся этакие потомки современной якудзы. Они гоняются за Ривзом, он убегает и пытается вытащить информацию из своей головы. Играть в таком кино особо нечего. Всё это происходит на фоне грязного, заваленного кучами мусора мегаполиса, населённого полуроботами-полулюдьми с протезами. Фильм достаточно сумбурный, в наше время выглядит, как подобие трэша. Но, вообще, в нём много интересного, типа лазерных катан, оружия, подозрительно похожего на пейнтбольное, дельфин-хакер и т.п. В целом, отторжения это кино не вызывает, а участие в нем Такеши Китано в роли мафиозного босса, а также Дольфа Лундгрена в роли священника-наёмника добавляет картине колорита.

Цепная реакция (1996)

Не очень известный фильм. Основная сюжетная линия завязана на открытии альтернативного источника энергии группой учёных в недалёком будущем, когда Земля охвачена экологическим кризисом. Неизвестные лица крадут эти разработки, не желая, чтобы человечество ими воспользовалось. К расследованию подключается ФБР, которое, естественно, подозревает самих ученых. И Киану Ривзу, который играет одного из них, приходится скрываться от преследования органов власти. Худшим фантастическим фильмом в карьере Ривза я бы это кино не назвал, но самой фантастики в нём маловато. Больше рассуждений о социальной и экономической несправедливости. Но зато есть приятный бонус – участие в картине Моргана Фримена.

Матрица (1999)

Однозначно лучший фильм Киану Ривза, благодаря которому он и стал тем самым «Мессией» Нео (и премию MTV получил). Теперь уже сложно и представить себе кого-либо в этой роли. Хотя, учитывая шедевральную режиссёрскую работу и сценарий братьев (тогда ещё обоих мужского пола) Вачовски, спасителем мира можно было сделать и кого-нибудь другого… Но, в любом случае, Киану Ривз сыграл замечательно, так, словно роль писалась специально под него. Сюжет «Матрицы» не имеет смысла пересказывать. Кто не смотрел этого фильма (а такие люди есть на планете?) должны посмотреть обязательно. Кино, действительно, классное. Редко, когда фразы из высокобюджетных фантастических фильмов становятся крылатыми, а здесь их целая россыпь, начиная от «Следуй за белым кроликом», «Ты увяз в матрице», «Ударь меня, если сможешь» и заканчивая рассуждениями о ложке, которой не существует, а также прекрасными монологами агента Смита в исполнении блистательного Хьюго Уивинга и Морфеуса, сыгранного не менее блистательным Лоренсом Фишбёрном. Фильм очень глубокий по смыслу, содержит много отсылок к мифологии и буддизму. Легенды, пророчества, переселение душ, избранный… И при этом визуально всё выдержано для своего времени шикарно. Помню, как при первом просмотре дух захватывало, даже при том, что смотрелось дома на VHS. Ну, а уклонение Нео от пуль в замедленном режиме… это было реально ново и круто. После этот приём стали использовать и другие режиссёры, а также создатели компьютерных игр. Немного отклонюсь от темы, но добавлю, что если бы этого замедления придумано не было, то Макс Пейн стал бы очередной проходной игрой-стрелялкой.

Матрица: Перезагрузка + Матрица: Революция (2003)

Продолжение «Матрицы» тоже не нуждается в особом представлении. Период становления «Мессии» пройден, и Нео здесь уже крут иногда просто до неприличия. Для баланса и интриги создатели активно запутывают сюжет, вводят новых действующих лиц и намекают на эффект «матрицы в матрице». В картине более ярко показана борьба добра и зла в лице Нео и агента Смита, чем в первой части. Но вместе с тем, так же ярко показана их взаимосвязь и невозможность существования одного без другого. Помимо этого поднимаются ещё старые «азимовские» вопросы о возможности машин иметь чувства и эмоции. Батальные сцены стали гораздо масштабнее, спецэффекты реалистичнее (хотя что об этом говорить, вы и сами всё видели). Религиозные деятели (да, некоторым из них «Матрица» очень нравится!) отмечают, что философия продолжения становится уже ближе к христианской. Из наиболее ярких примеров в подтверждение этого можно привести фактически воскрешение Нео своей возлюбленной Тринити, его финальную жертву, очень напоминающую распятие, а также рассуждения в конце о возможном его «втором пришествии». В общем, если всё будет плохо, то Нео всех спасет, пусть даже ценой собственной жизни.

Помутнение (2006)

Фантастика с основной «наркоманской» составляющей. Как говорит школьный психолог мистер Маки в одном известном мультсериале: «Наркотики – это плохо! Понятненько?». Другое дело, как это говорить. Если так, как вышеуказанный персонаж, то вряд ли воспитательный эффект будет достигнут. С другой стороны, на первый взгляд, «Помутнение» может быть сложновато для восприятия. Хотя, в данной ситуации это лишь должно побудить зрителя к повторному пересмотру фильма, что по нашим временам уже хорошо. Фильм очень необычно снят. На кадры непосредственно съёмок наложена анимация, так что реально очень похоже на GTA (?). Отличный режиссёрский ход, способный расширить аудиторию этого кино в первые минут пятнадцать просмотра… потом часть зрителей могут сбежать, если не захотят углубляться в философию и личностные проблемы главных героев, которые эти самые свои личности последовательно разрушают. В общем, всё выдержано в фирменном стиле режиссёра Ричарда Линклейтера, сформированном им ещё в «Пробуждении жизни» (не фантастика, но посмотреть стоит). Этакий наркотический апокалипсис в недалеком будущем для всего человечества и индивидуальный для конкретных людей…

Актёрский состав в фильме просто отличный. В напарники Ривзу достались Вуди Харрельсон, Вайнона Райдер и Роберт Дауни мл. Вообще, парню всегда везло с коллегами по съёмочной площадке, но в тоже время и он на их фоне не терялся, что само по себе характеризует Киану Ривза, как человека, способного работать в команде и раскрыться без ущемления интересов других.

День, когда Земля остановилась (2008)

https://youtu.be/q42-LEZcxNY

А вот это кино назову самым слабым и невнятным в фантастическом послужном списке Ривза. Для начала, это ремейк фильма 1951 года… (и именно за худший ремейк он номинировался на «Золотую малину»). Понятно, что в визуальном и техническом плане он превосходит своего старенького предшественника. Но это, пожалуй, единственное достоинство. Киану Ривз играет здесь инопланетянина Клаату, прибывшего в человеческом обличии на Землю, чтобы проследить за отбором образцов местной фауны для дальнейшего их перемещения на другую планету. Есть только один вид живых существ, которых брать не велено. Кто же это может быть? Естественно, люди! Им нужно высказать всю правду об их мерзкой сущности и стереть в пыль при помощи микроскопических нанороботов (очень напоминающих тараканов) из которых состоит главное оружие Клаату – огромный робот с красным «глазом». Они очень прожорливы и способны скушать абсолютно всё… И ничто их не остановит.

Нет, ну конечно, их остановит осознание главным героем того, что люди не такие уж плохие, что есть среди них гениальные личности, а не только глупые политиканы и вояки. Клаату не сможет остаться равнодушным глядя на маленького мальчика и его приёмную мать (Дженнифер Коннелли как всегда – молодец). Все его инопланетные убеждения претерпят определенную трансформацию, он сжалится и лишь сделает всем «последнее китайское предупреждение». А человечество понимающе покивает и продолжит жить точно также…

47 ронинов (2013)

Этот фильм ожидался мной достаточно долго, но после первого, да и второго просмотра не произвел какого-то особенного впечатления. Хотя негатива тоже не оставил. Японское фэнтези основанное на одной из древних легенд, снятое очень качественно и достаточно атмосферно, если не забывать, что это именно фэнтези, а не исторический фильм (хотите истории – смотрите что-то типа старого доброго «Сёгуна»). Киану Ривз здесь опять выступает в роли избранного, зовут его Кай, и он полукровка с мутным происхождением. Конечно, такой персонаж обязательно должен влюбиться в дочь местного правителя, а после его смерти поклясться отомстить. В принципе, эту историю можно было описывать и без сверхъестественной составляющей, но ведь с животными-оборотнями, древними духами и волшебными мечами получается гораздо зрелищней. Кстати, сам Киану играет вполне себе неплохо в окружении своих японских коллег, да и катаной машет прилично. Достаточно эпичное кино с обилием героизма, любовной линией и слезливой концовкой. Мне видится, что любители Японии должны больше положительных эмоций испытать при просмотре фильма, но практически каждый сможет найти в нём что-то интересное для себя.

Подведя итог, хочу закончить свою идею о «мессианстве» Киану Ривза. Конечно, эта мысль больше всего навеяна «Матрицей», но и в остальных фильмах героев Киану отличает какая-то неповторимая тяга к жертвенности во имя совершенно различных, но всё же идеалов. А если вспомнить его роли в «Адвокате дьявола» и «Константине» (хоть это и не фантастика), то его герой там испортил планы самому Сатане… Раз так, то кому в Голливуде, как не ему, претендовать на звание «Мессии»?

P.S. Ждём «Репродукцию» в 2016 году. Посмотрим, что это будет за фантастический триллер…

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.