Фантастика позднего СССР — правда и уныние

Фантастика позднего СССР. Правда и уныние

«Лох – победитель воды»

«Лох – победитель воды» — криминальная драма с элементами фантастики. Вернее, с фантастическими допущениями.

Сергей Курехин на съемках "Лох-победитель воды"

Сергей Курехин на съемках «Лох-победитель воды»

Фильм снят А. Тигаем, известным по еще одному фантастическому фильму, о котором мы будем говорить.

«Лох – победитель воды» известен в узких кругах не только своим необычным сюжетом, но и тем, что в главной роли снялась легенда отечественного прогрессив и джаз-рока С. Курехин. Он же написал музыку к фильму.

По сюжету двое друзей – бывшие радиолюбители открывают первые компьютерные салоны. Конечно же, это привлекает внимание мафии. С одним из рэкетиров разбирается друг главного героя – афганец. Но в ночь его дежурства, в клуб врываются бандиты и убивают его.

Несмотря на тщедушность, главный герой решит как-то отомстить, но не знает как.

Тогда он делает себе жилет, который подает разряд на проволоку, намотанную на специальной перчатке. При касании соперник получает смертельный разряд током.

Как бы, в полной мере, это не фантастика, хотя действие жилета сильно утрированно.

Основной посыл фильма не в изобретении, а самом антураже. Надо сказать, что Курехин оказался талантливым актером. Кто помнит его культовый коллектив «Популярная механика», тот знает, что на фоне многих отечественных рок-групп, этот выделялся небывалыми прогрессивными идеями и смелыми экспериментами.

Дополнительный антураж фильму дают и вставки из стилизаций под древнешумерский эпос.

«Зеркало для героя»

«Зеркало для героя» — фэнтези-притча от В. Хотиненко по сценарию Н. Кожушаной, по мотивам повести С. Рыбака.

Фантастика позднего СССР. Правда и уныние

Два главных героя оказались в прошлом, и были задержаны сотрудником милиции

По сюжету психолингвист С. Пшеничный навещает своего отца-горного инженера, живущего в Донбассе. Они ссорятся, так как отец критикует диссертацию сына, говорит что это не будет кому-то интересно. Как пример, отец главного героя читает свой текст, который посвящен грядущей экологической катастрофе, из-за строек социализма. Конфликт усугубляется предложением переехать поближе к родственникам.

Все это усиливается конфликтом «отцов и детей». Сергей обвиняет поколение отца в том, что оно «наворотило дел» своим «строительством коммунизма».

После ссоры он уходит на концерт модной тогда группы – Nautilus Pompilius, где знакомится с горным инженером Андреем.

После концерта Сергей предлагает посмотреть на съемки фильма. Там он, внезапно падает, а когда встает, то оказывается в другой обстановке.

Оба главных героя оказываются в сталинском времени.

Каждый из героев пытается заново переосмыслить свои детские воспоминания, те времена. Для них раскрывается сложная пора, арест отца у первого, встреча с изуродованным войной отцом у второго.

Как и все фильмы той поры, «Зеркало для героя» — сложная социальная драма. Это переживание и переосмысление событий, носивших травмирующий исторический опыт, в котором родилось целое поколение.

«Окно в Париж»

«Окно в Париж» — еще одна история от А. Тигаева, уже носящая больше комедийный характер и даже характер фарса.

Кадр из фильма "Окно в Париж"

Кадр из фильма «Окно в Париж»

По сюжету в одной из коммуналок появляется искривление пространства – в окне, каким-то, чудесным образом, возникает портал в Париж. Таким образом, советские граждане получают доступ в одну из крупных европейских столиц.

Сейчас заниматься самокритикой у нас не принято, а тогда подобное кино было в порядке вещей.

Два мира сильно контрастируют. С одной стороны – страна дефицита и блата, с другой парижские будни как их представляли себе советские граждане.

Я как-то посмотрел одну перестроечную комедию и обратил внимание на то, что сейчас, все это смотрится мрачно, но я напомню, что речь идет о советских и постсоветских временах. Многие не понимают, почему тогдашнее кино изображало нас какими-то одичавшими. Потому что такие были времена. Если кто после эмиграции приезжал в наши города, то видел еще советский автопром, серые здания, без красивых вывесок, поэтому и эстетика фильмов строилась на таких контрастах.

Сейчас таких контрастов нет как в городах, так и в молодом поколении, поэтому и такая эстетика уже не актуальна.

«Окно в Париж», на самом деле, высмеивает не только оголодавшее советское поколение, но и заевшееся общество по ту сторону чудесного окна.

Но больше всего мне нравится вот этот момент, по-моему он лучше всего отражает психологию «ультра-патриотов» из числа тех, кто уехал жить на Запад))

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.