«Исходный код» — обратная сторона патриотизма

Фильм "Исходный код" - обратная сторона патриотизма

«Исходный код» смело может претендовать на качественную фантастику. Фильм получил хорошие отзывы критиков и был принят с интересом публикой. Мне он тоже понравился, правда, есть некоторые моменты, которые меня смущали, но это, скорее, дело вкуса, чем промашки режиссёра.

Самое главное для меня, что «Исходный код» вызвал ряд проблем, на которые не многие обратили внимание.

Фильм рассказывает о квантовых парадоксах, с помощью которых удаётся спасти город от террориста, но, как это и бывает с хорошей фантастикой, техническая сторона только первый слой, за которым идёт более глубокий, если хотите, психологический, социальный, философский подтекст.

Первый слой нам повествует о капитане Колтере Стивенсе, который просыпается в вагоне поезда, не понимая как в него попал и почему. Последнее, что он помнил, так это бой, в котором его сбили. Девушка, с которой он едет, смотрит на него с удивлением, он вызывает недоумение со стороны пассажиров. Выбежав в туалет, Стивенс видит на своё отражение в зеркале, в котором совершенно другое лицо.

Фильм "Исходный код" - обратная сторона патриотизма

Затем следует взрыв, и капитан приходит в сознание в странном разрушенном бункере, находясь в сиденьи пилота. По связи с ним общается девушка-военный по фамилии Гудвин. Она не отвечает на его вопросы, а только твердит о его долге найти бомбу, чтобы новый теракт не повторился.

Стивенс снова оказывается в поезде, но найдя бомбу, он не может отыскать того, чей сигнал приводит её в действие. В ходе фильма он вынужден многократно возвращаться в поезд, порой, даже он решает обратиться к своим проблемам в короткие восемь минут до взрыва.

В какой-то момент он находит террориста, снова погибая в…

Где он погибает? А вот об этом подробней.

В ходе своего очередного возвращения Стивенс успевает пообщаться с руководителем проекта – доктором Ратледжом, который поясняет, что сознание Стивенса, который, кстати, находится при смерти, подключено к аппарату, который, используя квантовые парадоксы, возвращает военного в тело другого человека за восемь минут до теракта.

Чтобы не раскрывать интригу, я оставлю сюжет и перейду к самому интересному – философскому контексту, я бы даже сказал, к остросоциальному подтексту.

Создатели фильма и сами не поняли, что своим патриотическим пафосом раскрыли для думающего зрителя совершенно другую сторону патриотизма и службы родине.

Капитан Стивенс. Военный, погибший на непонятной, по сути, не нужной ни американцам, ни афганистанцам войне. Это сродни одной из мрачных страниц советской истории – Войны в Афгане, в ходе которой имперские амбиции показали миру, что раздутый контингент силовиков совершенно не оправдан, а мощь советской армии была только на бумаге. Огромное количество молодых людей мужского пола либо не вернулись с полей сражения, либо остались навсегда калеками, кто-то и вовсе никогда не вернётся на родину. Тогда это были наши имперские амбиции, теперь же речь идёт об имперских амбициях другой державы. Штаты выглядели успешней в этой войне, так как лучше обучают и снабжают своих солдат, но, по сути, этот «долг» — не прикрытая ничем жестокость одного политического режима к другому.

Сферы влияния и ресурсы, вот главное в подобных войнах. А люди оказываются разменной монетой.

По сути, кто такой капитан Стивенс. Погибший ни за что профессиональный военный. Кто-то скажет, это его долг, он знал на что идёт. Всё верно, я соглашусь, никто его не заставлял идти в армию и воевать. Но главное здесь, как распорядилась огромная государственная машина тем, что остаётся от его тела? Сделала из него орудие, не объяснив, почему он должен испытывать новые страдания. Ему твердят о долге, он должен, должен, должен. Так и каждое государство, каждая семья твердит о том, что ты должен. Вбиваются в головы с ранних лет, что ты должен, но кому и почему? Тебя забросили в этот мир, но ты за это должен. Государство призвало тебя в армию, где над тобой издеваются, оскорбляют тебя, не дало нормального снабжения и ничему не научило (это о нашей армии), но ты должен этому радоваться. Это же твой долг. Тебя бросают на войну, куда-то в пустыню, говоря, что это твой интернациональный долг. Местные тебя ненавидят, ты пришёл в их дома, ты убиваешь их отцов и детей. Это же твой долг.

Долг, который ты никогда не занимал. Долг быть жестоким, яростным, твой долг убивать. Кого и за что?

Стивенс оказывается типичным добросовестным воякой. Он геройски погибает, его отцу вручают награду.

А что дальше?

Разве смерть каждого человека оправдана? Можно откупиться от родных наградой, а если ты инвалид – пособием. Кому нужны эти награды и пособия, если тебя физически и морально уничтожили?

Фильм не говорит об этих вещах в мрачных тонах. Напротив, в нём часто употребляется упоминание о долге, чести, спасённых жизнях.

Но!

В итоге, выполнив свою функцию, жалкий обрубок тела, просит умереть, теперь навсегда. Но и это ему не положено. Умереть! Какая наглость! Он ещё не весь долг отработал своему отечеству. Как так! Его ещё не полностью использовали.

Каков парадокс…

Даже умирающий обрубок что-то должен этой ненасытной жадной машине – государству.

В этом плане нас многое роднит с американцами. Несмотря на то, что западное общество более открытое, в нём работают механизмы гражданского общества, Штаты, в отличие от европейской культуры, остаются жуткими консерваторами. У них и у нас государство стоит на первом месте, наши страны охотно развязывают войны, отдают бюджетные деньги на огромный военно-промышленный комплекс, у них и у нас любят твердить о боге, религии, президент в наших странах играет невероятно огромную роль. Мы травили либералов и демократов, американцы затравливали коммунистов. Мы – зеркальное отражение друг друга. Мы даже воюем в одних и тех же странах.

Фильм "Исходный код" - обратная сторона патриотизма

«Исходный код» не задумывался как такая вот провокационная картина, но каждый, у кого на месте мозги, тот поймёт, насколько ничтожна личность для Молоха, именуемого себя отчизной, партией, родиной, государством.

Но в дело вмешивается «человеческий фактор». Песчинка, именуемая гуманизмом, человечностью. Гудвин находит в себе силы разглядеть в умирающем капитане Человека. Несмотря на то, что доктор, разработавший всю программу, не воспринимает всерьёз все разговоры о возможности остаться в том прошлом, в альтернативном поезде, Гудвин даёт шанс Стивенсу снова отправиться за восемь минут до взрыва, чтобы помочь людям.

Пришлось интригу раскрыть, но просмотр от этого не станет менее интересным.

Советую посмотреть и обязательно задуматься над моментами, о которых я говорил, тем более, что не каждый фильм вызывает такие вот чувства и размышления.

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.