«V – значит вендетта» — от диктатуры к революции

V – значит вендетта

«V – значит вендетта» стал хитом, будучи графическим романом Алана Мура и получил новую волну популярности, выйдя в кино. Фильм вышел звёздным во всех отношениях, так как сценарий к нему писали братья/сёстры Вачовски, а его идея затронула многие болезненные стороны общества.

«V – значит вендетта» — история о загадочном бунтаре-супергерое, всегда носящем маску Гая Фокса. Лицо с ухмылкой, изображённое на маске, стало  олицетворением свободолюбия и непокорности, но есть одно вещь, которая меня смущает, а именно личность Гая Фокса, его участие в «Пороховом заговоре» и правление Якова I, против которого и устроили заговор.

Но об этом позже, а сейчас об основной идее фильма.

Механизм диктатуры

«V – значит вендетта» доступно показал зарождение механизмов диктатуры и механизмов революции. Только Мур выбрал не очень удачный для этого пример – Соединённое Королевство, которое как раз известно своими андеграундными направлениями в искусстве и бунтарскими субкультурами. Подобно «Острову собак», автор графических новелл и авторы фильма продемонстрировали как легко мы можем отказаться от собственных гражданских прав и свобод, ради очередного «победоносия», «патриотизма» и принципа «лишь бы не было войны».

Я смотрел фильм и, с ужасом понимал, что вижу ту страну, в которой живу сейчас сам, даже вижу людей, которыми обильно потчуют СМИ (раньше меня на эти мысли наталкивали «Кысь» и «День опричника«).  Вот он рыхленький ведущий новостей, он оргазмирует от самого себя на телеэкране, много говорит о патриотизме, нации, православии, победе, о том, что слышит каждая бабушка, включая Первый канал. Вот он великий диктатор, который сидит в своём бункере и боится, что однажды за ним придут, он никому не доверяет, а может быть ему становится плохо на людях, и он едва не теряет сознание. Вот он святоша, который растлевает нимфеток. Чем вам не скандалы в Ватикане или в Казанской семинарии?

V – значит вендетта

Самое ужасное, что я смотрел «V – значит вендетта» и видел свою жизнь, своё общество. Это ужасно осознавать, что твоя жизнь на грани диктатуры, страшной антиутопии.

Антиутопии от Замятина до Брэдбери

Механизмы революции

Но как бы не был силён диктатор, как бы жестока не была его диктатура, рано или поздно ей приходит конец. Несогласные были и будут, возможность им высказываться, демонстрировать своё несогласие – признак цивилизованного общества. Если замалчивать о недостатках системы, катастрофах и негативных проявлениях в обществе, ставить во главу угла одну партию или одну личность, то это приведёт к катастрофе. Чем сильнее подавляется что-либо, тем быстрее прогнивает сама система, тем больше протеста она порождает.

«V – значит вендетта» демонстрирует, как в безупречном механизме зарождается бунт. Одна правильная речь, немного правды и сомнения. Прибавьте к этому произвол силовиков и чувство безнаказанности правящей элиты и вуаля – социальное напряжение, нарыв, который прорвётся.

И в фильме этот нарыв прорвался.

Главный герой, по имени V стал скальпелем, который надрезал гнойник на теле общества.

Героизм, растворённый в массах

Почти марксистским языком заговорил, наверное, моё «левое» прошлое даёт о себе знать. Кто не был в молодости революционером? «V – значит вендетта» рассказывает о трагической и загадочной судьбе главного героя, но, на мой взгляд, гений Мура заключается в том, что сумел расфокусировать внимание на одном герое. Да, в этом страшном мире есть тот самый герой – рыцарь без страха и упрёка, но, вместе с тем, мы видим, что он не один герой.

Гордон Дитрих – любимец публики, ведущий шоу, схожее с нашим «Вечерним Ургантом». Он остр, свободолюбив, даже самонадеян. Не до конца ясно, с чем связан его смелый поступок, показать сатиру на политическую тему. Был ли это героизм или просто самонадеянность. Пусть даже второе, но он не побоялся показать правду. У него много общего с V: вкусы, шарм, утончённость, но, в отличие от V, Гордон не боец, в прямом смысле этого слова.

Эрик Финч – инспектор полиции, с немного, тоскливым взглядом и уставшим видом. Со своим помощником Домиником Стоуном он ведёт расследование и знаете что, они поступают как настоящие детективы. И ещё один момент, очень напоминающий настоящую действительность. Вот она служба безопасности канцлера – вторая власть после канцлера, наследный принц, а вот они детективы – пасынки при дворе богатого отчима (чем-то напоминает третью часть «Робокопа«). Финч докапывается до сути и делится со Стоуном своими догадками, но это грозит ему расправой. В конце концов, Финч демонстрирует честность и благородство. По сути, это ещё один герой – рыцарь печального облика.

Иви Хэммонд – дама сердца V, можно сказать, его наследница. Она проходит, как и главный герой через муки, лишаясь страха перед смертью. Она перерождается, как когда-то переродился сам V. И она тоже герой, потому что дальнейшее дело героя, даже его вещи, переходят к ней.

V – значит вендетта

Человек Эпохи Возрождения

V – герой, живущий духом Возрождения.

Возрождение – уникальная пора, когда мир стряхнул научное забвение средних веков и нашёл силы возродить эстетику античности, возродить науки и искусство.

V носит одежду времён Ренессанса, использует оружие той эпохи, фехтует в европейском стиле. Кстати, о фехтовании, глаз просто отдыхал на картинах изящных боёв, после перенасыщенных каратистко-кунгфуишных па во всех фильмах.

Увлечения героя соответствуют его образу, как и его философия.

Кто ты – маска?

V – значит вендетта

А теперь о том, что же за маску носит главный герой. Несмотря на схожесть, это уж точно не отбеливающие маски для лица, которые зачастую накладывают на себя женщины. «V – значит вендетта» породила целую моду на это ухмыляющееся лицо, принадлежащее когда-то Гаю Фоксу, известному по участию в «Пороховом заговоре» против Якова I (в Англии) и Якова IV (в Шотландии). Мне не понятно, чем вызвал этот человек такую народную, а теперь и всемирную любовь. Конечно же, не стоит идеализировать правителей, но король Яков не был каким-то ужасным персонажем, более того, при нём развивались искусства,  за время его долгого правления в Шотландии ему удалось вывести страну из затяжного религиозного кризиса, создать институт мировых судей, развить сельское хозяйство  многое другое.

Гай Фоск же относился к заговорщикам-католикам, недовольным деятельностью Якова по урегулированию сора с протестантами.

Вопрос спорный, стоящий на тонкой грани политики, но Фокс не очень-то тянет на роль народного освободителя. Вот уж – парадокс.

Сам Алан Мур в очередной раз остался недовольным экранизацией своего романа, даже потребовал не упоминать его имя в титрах.

«V – значит вендетта» поднимает ряд остросоциальных вопросов: шовинизм, национализм, нетерпимость к тем, кто не согласен с твоим мнением, кто отличается вкусами, идеями. Фильм стильный, динамичный, оригинальный и очень актуальный.

P.S. Помните увертюру Чайковского в начале фильма? Мне она запомнилась в исполнении легендарного ударника Кози Пауэла на первом концерте Rainbow в 1977 году

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.