«Остров собак» был обречён на успех уже даже из-за своей необычной анимации. Это — кукольный мультфильм, что большая редкость для западных мультфильмов, да и, в целом, для современной анимации.
Что уж скрывать, сделать кукольный мультфильм, чтобы он был динамичный и интересный, уже подвиг. Большое значение подобному виду мультипликации предавали в СССР, зачастую эти мультфильмы выглядели довольно мрачно и готично (я не говорю, конечно, о «Чебурашке», а вот «Мумий-тролль и комета» точно подходят под такое описание).
«Остров собак» наделён не только харизмой и какой-то «упоротостью», он несёт в себе остросоциальный подтекст. Сразу даже сложно сказать, что это за сатира. Если она высмеивает общество, то какое? Японский и вообще азиатский изоляционизм или западную непосредственность. Здесь сложно однозначно сказать.
«Остров собак» явно раскрывает нам механизм порождения диктатуры. И вот чего не отнять у западной культуры, при всех её минусах, это открытость и умение заявлять о своих проблемах, в том числе и политических, что сильно отличает её от советской/постсоветской и азиатской культур.
Сюжет «Острова собак» повествует о недалёком будущем в Японии, собак которой поразила странная инфекция. Чтобы избавиться от угрозы заражения, всех собак ссылают на остров – свалку, где и разворачиваются главные события. В центре этих событий несколько собак, которые вынуждены бороться за существование, и маленький мальчик, который бежит на остров от родственника – мэра, затеявшего травлю бедных животных, чтобы спасти своего любимого пса.
Поиск собаки мальчика разворачивается на фоне укрепления власти мэра, идеи которого становятся популярными по всей Японии.
В итоге оказывается, что с загадочным вирусом и высылкой собак не так всё просто, как кажется на первый взгляд.
Чтобы понять суть картины «Остров собак», я предлагаю рассмотреть все составляющие этой картины, как я делал с сериалом «11.22.63».
Столкновение культур
«Остров собак» высмеивает японские клише и стереотипы наравне с клише из западной, в частности, американской культуры. Но это не просто критика, это именно изображение национальных клише, но и с положительными моментами. Хотя, мне показалось, над японцами, автор точно постебался больше, чем над американцами.
Очевидно, что в «Острове собак» продемонстрировано взаимопроникновение и взаимообогащение двух культур: азиатской и западной. При этом, западная здесь показана в более прогрессивном виде. Мне кажется, что и собаки, отчасти, несут западную культуру здесь, недаром они разговаривают не на японском, в отличие от большинства персонажей. Девушка – школьница, которая заставляет открыто говорит о диктатуре, тоже представляет западную цивилизацию. При этом и в ней просматриваются клише и стереотипы, которые возникают при упоминании слова «американец»: жвачка, просьба налить шоколада, словно девушка заказывала виски в ковбойском салуне и пр.
Национальные клише
Как уже говорилось выше, мы имеем дело не только с сатирой в отношении вопроса диктатуры, но и гротеска, в отношении взгляда на чужую культуру.
Японцы в «Острове собак», включая мальчика, спасающего своего пса, немного чопорные, закрытые и, какие-то «неживые», словно они не живут, а выполняют священный долг камикадзе.
Американка – школьница, с причудливой причёской, в стиле фанк, жуёт жвачки, громко заявляет о правах собак, чем пугает даже своих единомышленников. Отчасти, эти стереотипы верны, так как мы мало знаем примером борцов за гражданские права в Японии, снискавших мировую славу, но при этом хорошо знакомы с основами частного права в странах Европы и Северной Америки.
Ситуация, конечно же, давно изменилась, Япония давно стала более европизированной, но при этом в ней остаётся жёсткий диктат долга и коллективизма, что смотрится контрастно на фоне западного индивидуализма.
Грани расплывчаты, не стоит воспринимать эти культурные явления так тотально и буквально, но они есть и зачастую они мешают нам адекватно воспринимать чужие культуры.
Зарождение диктатуры
На ум сразу приходят антиутопии XX столетия. Замятин, Оруэлл, с их антиутопиями стали провидческими, ибо первая половина 20 столетия породила одни из самых жестоких диктатур новой истории, двух самых кровавых диктаторов: Сталина и Гитлера, которые дали толчок для развития последующих тоталитарных режимов.
«Остров собак», в немного сатирической форме, раскрывает механизм зарождения диктатуры. Делает он это на примере пресловутого вируса собачьего гриппа:
- ажиотаж вокруг вируса
- распространение слухов
- распыление штаммов вируса
- убийство учёного, заявлявшего об открытии вакцины против вируса
- под предлогом безопасности – депортация собак
- объявление собак вне закона, запрет на заведение их, общение с ними
- страх перед собаками превращается во всеобщую паранойю, закон, идеологию
- всё прикрывается благими целями, разговорами и защите интересов простых граждан
- укрепление роли силовиков
- применение оружия, подавление митингов
- объявление несогласных вне закона
- непрерывное транслирование посредством СМИ о событиях, вокруг собачьего острова, но в том виде, в каком это выгодно хунте
Вообще, механизм диктатур прост. Настолько просто, что становится даже противно осознавать, как миллионы могут плюнуть на здравый смысл, в одночасье идти маршем, призывать убивать своего ближнего из-за того, что он молиться другим богам или тому же богу, но не как остальные, из-за другого цвета кожи, из-за иного классового происхождения.
Диктаторы любят прикрываться простотой, внешне выглядеть аскетично, по-военному строго.
Правда, концовка и радует, и расстраивает одновременно. Да, диктатура пала, диктатор, даже поступает благородно, вот только все прежние стереотипы так и остаются. Собаки снова служат, японцы остаются японцами, американцы американцами. Теперь даже кричать на собак и ругать их нельзя, за это предусмотрено наказание. Какая-то странная справедливость получается.