Пол Верховен не хотел снимать этот фильм, посчитав его слишком легкомысленным, слишком «дешёвеньким». Он даже выбросил сценарий, который сохранила его жена, и уговорила мужа, всё же обратить внимание на сюжет. И так мы получили один из легендарных фильмов в мировой киноиндустрии, фильм который сочетает в себе эстетику «Метрополиса», «Готема» и «кибернетических» тем 80-х.
«Робокоп» — социальная, антиутопичная фантастическая драма-боевик. Особенно социальной является третья часть этого фильма, на мой взгляд, самая удачная и самая философская из всех историй о робокопе.
В фильме показано не просто будущее с его причудливыми технологиями, в нём показано, как личность обесценивается в жерновах государственной машины, как корпорации становятся реальной властью.
Сюжет гипертрофированно показывает реальные события, происходящие в мире. Подчинённость полиции властям корпорации и муниципалитету. Вспомним отечественную милицию, которая то подчинялась исполкомам, то муниципалитету. Ничего не значащая личность, которая теряется в экономических и политических интригах, в мире, где реальная власть принадлежат корпорациям. А разве всё происходит не так? Разве не крупные компании, фирмы и клубы являются реальной властью в мире, заставляя страны содрогаться от цен на нефть, производя экономическую экспансию стран? Разве не об этом писал Д. Перкинс в своей книге «Исповедь экономического убийцы»?
Детройт. Легендарный рок-сити, как пелось в песне группы «Kiss», столь же противоречивый, как и всякая жизнь в крупных городах. Сюжет пересказывать не имеет смысла, стоит остановиться на самых ярких социальных моментах фильма. Как уже говорилось, ключевая идея фильма «Робокоп» — обесценивание личности, превращение её в очередной предмет купли-продажи. При этом личность не просто обесценивается, не просто ставится ниже коллектива, она исчезает как таковая, становясь маленьким товаром, при том не самой высокой цены. «Робокоп» — это гротескное общество с гипертрофированным изображением социального антагонизма, но это фильм, в первую очередь о нас с вами, о сегодняшнем дне. В фильме присутствует азимовский парадокс – момент, когда робот становится гуманее человека.
В образе самого робокопа, этакого рыцаря 21 столетия, рыцаря без страха и упрёка, показано, как твоё человеческое, твоё самобытное, твоё несогласное с мироустройством уничтожается. При том уничтожается дважды: первый раз преступниками, второй – коммерсантами.
Символично выглядит сцена расстрела, когда главный герой лишается руки. Это стало неким образом распятия, жертвы самого достойного, принесенной ради бездушного эксперимента.
Но индивидуальность — то, что живёт в нас и даёт нам возможности противостоять общему прессингу безразличия, бунтует в главном герое. Она не даёт подавить себя.
Третья часть, как я уже говорил, самая успешная с точки зрения замысла. В ней показан социальный протест, произвол властей, разрушающих дома простых людей. Но! Мы не заметили самого главного. Наряду с полицией создаётся некий аналог наших внутренних войск. Они выполняют роль неких опричников. Их задача — быть на страже денег власть имущих. Со временем их становится всё больше и больше, они берут в руки контроль над городом. Ничего не напоминает? Сегодня в России внутренние войска, едва не превышают численность вооруженных сил. Сам господин ПЖ – патриарх собирал их в храме, давая напутственное слово. С кем воевать этим войскам? Где же находятся в нашей стране такое количество врагов? Кавказ? Тогда почему работу на нём продолжают делать полицейские из разных регионов, в сравнении с внутренними войсками, получающие копейки?
Кроме трёх известных «робокопов» была ещё четвёртая версия, снятая под «шум» общего успеха робокопа и ничего не имеющая общего с предыдущими частями. Относительно недавно был снят ремейк популярного фильма, однако он совершенно лишён какой бы то ни было мысли.
Интересные моменты съёмок фильма
— актёр, сыгравший робокопа, занимался восточными единоборствами;
— костюм, преимущественно состоял из плотной резины, поэтому, чтобы актёр не получил тепловой удар, к нему подсоединялись специальные трубки, подающие холодный воздух;
— некоторые пейзажи Детройта будущего были нарисованы художником;
— создателю костюма Робу Боттину и его команде потребовалось 11 часов, чтобы подогнать его под Питера Уэллера. Однако, одевшись, Уэллер обнаружил, что все заранее разработанные для его роли движения в этом облачении делать нельзя. Съёмки пришлось остановить, чтобы Уэллер и его преподаватель по пластике смогли придумать новые движения.
https://youtu.be/Lo5AanUEyeM